«Химические свойства спиртов». 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цель: формирование у учащихся понимания зависимости свойств от строения молекулы, влияния алкоголя на организм человека.

Задачи:

бучающие: сформировать у учащихся знания о химических свойствах спиртов в зависимости от строения молекулы, дать понятия “денатурация”, “алкоголизм”; применять знания о спиртах и их свойствах для решения практических задач;

развивающие: формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами веществ; выполнять задания в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом; формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

воспитательные: формировать научное и духовно-нравственное мировоззрение.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Планируемый результат:

Личностные умения:

• проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

• проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

• находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

• вести наблюдение;

• прогнозировать ситуацию.

Регулятивные умения:

• выполнять учебное задание в соответствии с целью;

• соотносить учебные действия с известными правилами;

• выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

• формулировать высказывание;

• согласовывать позиции и находить общее решение;

• адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные умения:

• характеризовать строение молекул по способу их образования; писать уравнения реакций, подтверждающие их свойства.

Организация образовательного пространства.

Ресурсы: персональный компьютер на каждого ученика или двух учащихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов” http://school–collection.edu.ru

Оборудование: карточки с формулами, на каждый стол: 1 пробирка, штатив, склянки со спиртом и ацидин-пепсином, пипетки.

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: биология, медицина, искусство, юриспруденция, религиоведение.

Технология изучения темы

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Создание психологической атмосферы урока: подготовка необходимого оборудования, включение учащихся в деловой темп урока.

II. Оценка освоения темы “Спирты: строение, изомерия, физические свойства”

У доски:

  • написать изомеры бутанола;
  • составить гомологи бутанола;
  • рассмотреть строение молекулы этанола.

Фронтально: работа с формулами: назвать вещество, определить класс, общую формулу, дать определение (Cлайды 1-12). Презентация

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы будем изучать химические свойства спиртов (Cлайд 13). Слово спирт на слуху у всех. С чем это связано? (C болезнью алкоголизм)

Значит, нам необходимо выяснить какими особыми свойствами обладают спирты.

IV. Учебно-познавательная деятельность

Чем обусловлены химические свойства веществ? (Cтроением молекулы)

Вы рассмотрели строение молекулы этанола (Cлайд 14), давайте предположим, какие атомы или группы атомов будут обусловливать химические свойства спиртов. (Cлайды 15-17)

Рассмотрим свойства обусловленные наличием водорода в гидроксогруппе (Cлайды 18-19).

1. Свойства за счет водорода гидроксогруппы

  • с металлами (просмотр видеофрагмента)

2Н5ОН+2 Na —>2 С2Н5ОNa + Н2

  • с карбоновыми кислотами (реакция этерификации)

С2Н5ОН+ СН3СООН—>СН3СООС2Н52О

  • окисление

Продукты окисления зависят от типа спирта.

Первичные спирты окисляются до альдегидов.

Вторичные спирты окисляются до кетонов.

Третичные спирты не окисляются. Почему?

С каким классом неорганических соединений схожи свойства обусловленные водородом гидроксогруппы? (Со свойствами кислот).

Спирты проявляют свойства слабых кислот.

Рассмотрим химические свойства спиртов обусловленные наличием функциональной группы.

2. За счет гидроксогруппы (Cлайд 20)

  • с галогеноводородами (просмотр видеофрагмента)

С2Н5ОН+НBr —> С2Н5Br+Н2О

  • межмолекулярная дегидратация

Рассмотрим третью группу свойств спиртов (Cлайд 21).

3. За счет радикала и гидроксогруппы

Внутримолекулярная дегидратация

Кроме этих свойств спирты обладают особым свойством – связываясь с белковыми молекулами, они негативно влияют на организм.

Привыкание организма к употреблению спиртсодержащих веществ является заболеванием – алкоголизмом.

Как, по-вашему, есть ли необходимость обсуждать данную проблему? (Ответы учащихся)

По данным статистики в Мари-Турекском районе зарегистрировано в 647 больных хроническим алкоголизмом, среди них 8 подростков. Следует учесть, что в эти данные не включаются больные пивным алкоголизмом, и те, которые не были на приеме у врача. По этим же данным Мари-Турекский район второй год лидирует в республике по числу больных алкоголизмом.

В прошлом году данной проблемой заинтересовалась ученица 10 класса и выясняла, актуальна ли данная проблема среди учащихся нашей школы.

Выступление ученицы (Приложение 1).

Как видно из данного выступления данная проблема действительно актуальна.

Давайте рассмотрим этот вопрос с разных сторон (Слайд 22).

Какие группы социума вы можете назвать, которые занимаются изучением проблемы алкоголизма? (врачи, художники, юристы, верующие)

Проблема алкоголизма широко обсуждается и исследуется медицинскими работниками. Как Вы думаете, на какие органы и системы органов может оказывать влияние алкоголь? (Сердце, печень, желудок и т.д.)

Действительно, по данным медицинских исследований алкоголь влияет на пищеварительную, сердечно-сосудистую, моче-половую систему, а также вызывает психические расстройства (Слайд 23).

Проверим экспериментальным путем, как именно влияет этиловый спирт на пищеварительные ферменты (Слайд 24).

Лабораторная работа

Воздействие спирта на пищеварительные ферменты

Что брали Что наблюдали Вывод
Раствор, содержащий фермент пепсин и 40%-ный раствор этанола Свертывание пепсина, выпадение белых хлопьев Этанол вызывает денатурацию фермента, т.е. его разрушение

Если рассматривать отношение к алкоголю с точки зрения религии, то необходимо помнить, что в нашем районе проживают язычники, православные и мусульмане.

Отношение к алкоголю среди язычников передавалось из уст в уста, от карта к карту. Язычники сторонники трезвого общества, разрешается употреблять алкоголь только в не религиозные праздники и в очень малых количествах.

Православные Святые гласят (Слайд 25) “Не презирай вина, но презирай пьянство” (Св. Иоанн Златоуст); “Когда пьяным управляет вино, он уподобляется упряжи лошадей без узды” (Св. Василий Великий).

Суры из Корана гласят следующее “Поистине, вино … - скверна … Сторонитесь же этого”, “Всевышний Аллах проклял и вино, и пьющего его, и передающего его для выпития, и продающего, и изготовителя, и приказывающего его производить, и перевозившего его, даже животное, на котором его доставили”, “Пристрастие к спиртному – ключ ко всему злу” (Слайд 26).

В законах РФ прописано, что ожидает тех кто вовлекает в употребление несовершеннолетних спиртных напитков (Слайд 27).

Негативное отношение к пьянству, порочность нетрезвых людей осуждается и художниками. Как некрасива пьяная женщина, которая настолько пьяна, что даже не может сидеть, как небрежен ее внешний вид (Слайд 28). На полотне Адриана Браувера мы наблюдаем явление, которым чаще всего заканчиваются пьяные гулянки (Слайд 29).

Вы услышали четыре точки зрения. К какому выводу вы пришли? (заслушивание мнений учащихся)

V. Информация о домашнем задании (Cлайд 30 )

§ 24

Вы можете выбрать любое задание в зависимости от склонностей (Приложение 2).

Для тех, кого интересует исследовательская деятельность задания № 1 и 2. Приготовьте раствор куриного белка и определите его реакцию на спирт. Результаты запишите в тетрадь.

Для тех, кто увлекается математикой и любит решать задачи №3, 4.

Для ребят, склонных к творчеству задание №5. Составьте сценарий антиалкогольной пропаганды, которую бы вы провели в День борьбы с алкоголизмом, если бы вы были жителем США, Украины или России. Подсказка День борьбы с алкоголизмом в США – 7 апреля.

VI. Первичное закрепление пройденного материала

Какие химические свойства характерны спиртам?

К каким типам реакций они относятся?

Подведение итогов урока. (Cлайд 31)

Что губит алкоголь?

Кого губит алкоголь?

Какие вещества неблагоприятно воздействуют на организм человека?

Здорова нация, где нет алкоголя и наркотиков, люди ее представляющие интересуются окружающим и умеют ясно излагать свои мысли – для достижения этого необходимы ЗНАНИЯ.

Литература и сайты

  1. Химия. 10 класс. Профильный уровень. Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. – М.: Вентна-Граф, 2010. 288 с.
  2. Химия в действии. В 2 ч. Фримантл М. М.: Мир, 1998 - 528 с., 620 с.
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e02dc8c-ac9d-7c17-cb97-f894219639f2/0061.wmv - взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием
  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cfc4d7ea-bf4c-2822-0d33-b25b526dac4a/0063.wmv - взаимодействие этилового спирта с бромоводородом
  5. http://assalam.ru/content/story/277 - сура из Корана
  6. http://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/3919056/ - молитва
  7. http://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/draka-
    krestyan-pri-igre-v-karty-adrian-brouver+.jpg – картина Броувера
  8. http://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/gulyaki-yan-sten+.jpg – картина Я. Стена
  9. http://kodeks-ob-admin-pravonarusheniyah.com/statya-6-10-vovlechenie-nesovershennoletnego-v-
    upotreblenie-piva-i-napitkov-izgotavlivaemyx-na-ego-osnove-spirtnyx-napitkov-
    ili-odurmanivayushhix-veshhestv/ - статьи из КоАП

Презентация 1

Приложение 2