Тема “Почвы и почвенные ресурсы” в соответствии со Стандартом второго поколения изучается в курсе “География России” (8-9 классы) и предусматривает изучении следующего содержания:
- факторы образования почв;
- основные типы почв: их различия в плодородии, размещение на территории России;
- почвенные ресурсы России;
- изменение почв в ходе их хозяйственного использования;
- меры по сохранению плодородия почв.
Помимо этого у школьников должны быть сформированы определённые виды деятельности (на уровне учебных действий):
- выявлять основные факторы почвообразования;
- определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте почв;
- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам;
- определять структуру земельного фонда России.
Каким образом формировать у учащихся представленные учебные действия каждый учитель географии выбирает сам. В качестве рекомендации автор предлагает разработку практической работы с применением технологии разноуровневого обучения, при которой учащийся вправе выбрать уровень сложности заданий (I уровень – простой, II - средний, III - сложный).
Цель: установить закономерности строения и распространения основных типов почв.
Оборудование: атласы по географии для 8 класса, контурные карты России
Основные понятия: почва, тип почвы, почвенный профиль, факторы почвообразования, плодородие почв
Задания.
I уровень
1. Заполните пропуски схемы: “Факторы почвообразования”.
2. Используя карты атласа, определите основные типы почв равнин и гор России. Определите, к каким климатическим поясам они относятся?
3. Нанесите на контурную карту районы распространения черноземов России.
II уровень
1. Используя рисунок, определите состав представленных почв. Каковы отличия строения почв тундр, черноземов и каштановых почв?
2. Используя почвенную карту, определите главные типы почв на территории России. Какая часть нашей страны - Европейская или Азиатская – имеет большее разнообразие типов почв? Почему?
3. Используя статистические данные, постройте столбиковую или круговую диаграмму. Сделайте вывод.
Структура земельного фонда России
Виды земель | Площадь в % от общей площади |
Сельскохозяйственные угодья Леса и кустарники Болота Под водой Оленьи пастбища Под строениями и сооружениями Дороги Нарушенные земли Неблагоприятные для использования земли |
13.0 46.0 6.4 6.2 18.7 0.3 0.5 0.1 10.8 |
Итого | 100 |
III уровень
1. Используя рисунок, ответьте на вопросы:
1) Какие компоненты взаимосвязаны в природе?
2) Какой из них является ведущим?
3) Почему граница тундры в Европейской части России проходит севернее полярного круга, а в азиатской – спускается ниже его?
2. Составьте характеристику 5 зональных типов почв в виде таблицы, самостоятельно обозначив название колонок:
№ | Тип почвы | … | … | … |
1. | Подзолистые | |||
2. | … | |||
3. | … | |||
4. | … | |||
5. | … |
3. Используя данные таблицы, постройте столбиковую диаграмму. Сделайте выводы.
Площади наиболее распространенных почв и их сельскохозяйственное использование
Почвы | Общая площадь, млн. га |
Арктические и тундровые Глееподзолистые Подзолистые Дерново-подзолистые Болотные Серые лесные Черноземы Темно-каштановые и каштановые Светло-каштановые и бурые Солонцы Серо-бурые пустынные Сероземы Желтоземы и красноземы Аллювиальные |
346 159 176 203 63 48 168 50 47 84 40 11 0,5 53 |