Обоснование (постановка проблемы)
По данным психологов, возраст от 3-5 лет является наиболее продуктивным для приобщения детей к книге.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодиться в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Развитие памяти детей 3-4 лет – одно из главных задач в развитии ребенка. На занятиях по художественной литературе существует проблема: одни малыши внимательно слушают, легко запоминают, пересказывают, другие только смотрят картинки, но не слышат чтение сказки, другие после окончания занятия совсем ничего не запомнили, как будто их не было. Проведя диагностику развития памяти по методике А.Р.Лурия, увидела ответы на мои вопросы: шло отставание в развитии зрительной, слуховой и смысловой памяти.
Так как, основной ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра и мышление детей в этом возрасте наглядно-образное, то решением проблем стало: проводить занятия с использованием театра.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их, как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Смотря представление, сказки, дети с большим вниманием слушают содержание произведения, легче запоминают. А когда сами дети становятся актерами, у малышей идет интенсивное развитие всех видов памяти, включая воображение, мышление, координация движений. Лучше развивается речь, идет обогащение словарного запаса.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Цель проекта: развитие всех видов памяти в процессе ознакомления с художественной литературой с использованием театра.
Задачи проекта:
- развивать все виды памяти (зрительную, слуховую, смысловую);
- знакомить с художественной литературой через целостное познавательно-эмоциональное переживание ребенка;
- научить понимать содержание произведения;
- уметь, слушать рассказ взрослого, не перебивая;
- способствовать развитию мышления, воображения, самостоятельности в творческой деятельности;
- улучшать речь малыша;
- обогащать словарный запас ребенка;
- поддерживать доброжелательную атмосферу в группе и хорошее настроение детей.
Для осуществления задач использовала доступный для детей театр кукол на столе (созданный мной в группе театр из матрешек “Подворье матушки матрешки”).
Формы работы:
- диагностика детей на начало и конец года;
- чтение литературы;
- беседы-диалоги;
- индивидуальные творческие задания;
- организация спектаклей;
Методы и приемы работы над текстом:
- чтение произведения;
- беседа по содержанию;
- знакомство с героями произведения;
- распределение ролей между детьми;
- премьера спектакля;
- повторный показ спектакля детьми;
- сопоставление с заместителями;
- повторный показ спектакля детьми с использованием заместителями.
Используемые ресурсы.
- Литературные произведения по программе “Развитие”.
- Диагностика развития памяти по методике А.Р. Лурия.
- Театр матрешек “Подворье матушки матрешки”.
Диагностика развития памяти на начало года по методике А.Р.Лурия
Цель: определить, каковы показатели памяти на начало года.
Виды памяти/ И.Ф. ребенка |
Зрительная | Слуховая | Смысловая | Примечание |
- Зрительная память. Игра “Запомни и назови”. Можно выявить объем зрительной памяти. Дети, молча, запоминают 8 картинок, рассматривают, а затем называют то, что запомнили. Правильное называние 4-5 картинок – показатель нормы.
- Игра “запомни фразы” используется для определения объема кратковременной смысловой памяти. Предлагается послушать и запомнить 3-4 простые предложения. При воспроизведении важно передать смысл, а не дословно все фразы.
- Объем слуховой кратковременной памяти в норме составляет 5 слов, для этого предлагается игра “послушай и повтори” .
В норме дошкольники справляются с заданием после 2-3 попытки.
Календарно-тематический план по разделу “Ознакомление с художественной литературой” по программе “Развитие” с использованием театра “Подворье матушки матрешки”
№ | Тема занятия | Сроки |
1 | Вводное занятие (диагностика) | |
2 | “Дождик” разучивание стихотворения | |
3 | Просмотр театрализованного представления сказки “три медведя” | |
4 | Подбор заместителей, обыгрывание сказки детьми | |
5 | Ознакомление со стихами об осени, составить выставку из рисунков “Золотая осень” | |
6 | Просмотр представления сказки “Репка” | |
7 | Подбор заместителей, обыгрывание сказки детьми | |
8 | Разучивание стихотворения “Снег” | |
9 | “Елочка”, “Дед мороз” | |
10 | Просмотр театрализованного представления сказки “Волк и семеро козлят”, ответить “кто положительный, а кто отрицательный герой” | |
11 | Подбор заместителей, обыгрывание сказки детьми | |
12 | Мультимедийный просмотр сказки “снегурочка и лиса”, нарисовать “Что понравилось из сказки” | |
13 | Отгадывание загадок “Угадай какая сказка” | |
14 | Просмотр театрализованного представления сказки “Три поросенка”, нарисовать рисунок | |
15 | Подбор заместителей, обыгрывание сказки детьми | |
16 | Просмотр театрализованного представления сказки “Колобок”, нарисовать рисунок любимого персонажа | |
17 | Подбор заместителей, обыгрывание сказки детьми | |
18 | Рисунок – описание матрешки “Какая она, матрешка!”, диагностика на конец уч. года |
Диагностика развития памяти на конец года по методике Л.Р.Лурия
Цель: определить, каковы показатели памяти на конец года.
Виды памяти/ И.Ф. ребенка |
Зрительная | Слуховая | Смысловая | Примечание |
Ожидаемый результат:
- лучше понимают и запоминают содержание сказки;
- научились обыгрывать сказку по ролям;
- понимают, что значит вести диалог между персонажами сказки;
- показатели диагностики на конец года на много выше, чем на начало;
- повседневно применяют опыт в ролевых играх.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- развитие театра;
- развитие театрализованных представлений у детей;
- развитие творческих способностей у детей.