Образовательный модуль для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) «Буква Я – подружка моя»

Разделы: Логопедия


Цель: познакомить детей с буквой русского алфавита Я.

Задачи.

1. Сформировать у детей необходимую готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения.

2. Познакомить детей с буквой Я, сформировать зрительный образ буквы.

3. Научить детей читать слоги и слова с буквой Я.

4. Усвоить буквенный состав слов.

5. Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

6. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением.

Методы обучения: практические, игровые, наглядные, словесные.

Основные направления развития и образования детей:  познавательное;  речевое;  социально-коммуникативное развитие.

Сюжет модуля:  Во время проведения непосредственно образовательной деятельности по теме “Звук [Ч]” с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) в ходе звуко-слогового анализа слова “МЯЧ” возникла неожиданная ситуация. Одна из девочек обратила внимание учителя-логопеда и детей, что в слове мы слышим звук [А], а пишем [Я]. В ходе обсуждения было выяснено, что только несколько детей знакомы с буквой Я. Дети и педагог решили, что в свободное от занятий время они познакомятся с этой буквой.

Структура модуля

Занятие 1. Знакомство с буквой Я “В гостях у “Букваря”.

Цель: познакомить детей с буквой Я.

Задачи:

1. Формировать у детей зрительный образ буквы Я.

2. Учить отличать букву Я от других букв русского алфавита.

Материал и оборудование: “Букварь” (автор любой, на усмотрение учителя-логопеда) настенная “Азбука”, кубики с буквами, трафареты буквы Я, “Магнитная азбука”, фланелеграф с буквами, счетные палочки, конструктор букв, пластилин фломастеры и бумага, ножницы, камушки, бусины, мозаика, пуговицы, конструктор ЛЕГО, “Танграмм”, веревочки и фланелеграф, резинки и доска со стержнями.

Методы обучения: практические, наглядные, словесные.

Организация детей: дети сидят за столами в логопедическом кабинете.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование.

Методические рекомендации: вторая часть занятия может быть проведена, как отдельное занятие.

Ход занятия.

I. Учитель – логопед показывает детям “Букварь” и напоминает, что они хотели познакомиться с буквой Я. Открывается нужная страница в “Букваре” и педагог рассказывает:

- На последней на страничке “Букваря”
Есть красивая такая Буква Я.
Вы послушайте, что мама говорит:
- Молодец! Теперь ты знаешь Алфавит! (Н. Манжос)

- Дети, посмотрите, на последней странице “Букваря” расположилась буква Я. Давайте внимательно ее рассмотрим. Из каких элементов она состоит? В какую сторону смотрит? Давайте нарисуем пальчиком такую букву.

Рисуют пальцем букву Я в воздухе (на ладошке, на колене, на столе и т.п.).

- Давайте посмотрим, а где же буква Я расположилась в нашей “Азбуке”? Нашли? Вот она тоже последняя.

Буква Я! Ты забияка!
Явишься - и станешь “якать”.
- Я яркая! Я ясная!
Какая я прекрасная!
Голова моя большая
Спинка – стройная, прямая!
Ножку в сторону отставлю –
Любоваться всех заставлю!
Знаю в алфавите я
Самая последняя! (И.С.Лопухина)

- Давайте покажем, какая буква Я важная.

Упражнение “Живые буквы” (дети с помощью тела изображают букву Я).

- Дети, посмотрите, а в кабинете буква Я не одна, у нее много сестер. Давайте соберем все буквы Я в этот ящик.

Дети отыскивают в кабинете букву Я в “Магнитной азбуке”, на кубиках, на фланелеграфе, в трафаретах и т.п.

II. Детям предлагаются различные материалы: счетные палочки, конструктор букв, пластилин фломастеры и бумага, ножницы, камушки, бусины, мозаика, пуговицы, фланелеграф и т.п. И предлагается изобразить букву Я с помощью любого материала.

- Дети, давайте для нашей “Азбуки” сделаем букву Я. Подумайте, из какого материала вы хотели бы ее смастерить. Если нужен другой материал, мы может приготовить его. (Это может быть конструктор ЛЕГО, “Танграмм”, веревочки и фланелеграф, резинки и доска со стержнями и т.п.)

Дети самостоятельно выполняют творческое задание. Оформляется выставка “Портрет буквы Я”.

Занятие 2. Игра “Мы дружим с буквой Я”.

Цель: знакомство с буквой Я.

Задачи:

1. Помочь детям запомнить букву Я.

2. Учить детей угадывать букву по словесному портрету.

3. Учить детей описывать букву по схеме с опорой на картинку.

4. Развивать память, внимание, воображение.

Материал и оборудование: стилизованные картинки с изображением буквы Я, карточки-задания “Дорисуй букву”, маркеры.

Методы обучения: практические, наглядные, словесные.

Организация детей: дети сидят за столами в логопедическом кабинете.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Методические рекомендации: любая часть игры может быть исключена на усмотрение учителя-логопеда.

Ход игры.

1. Игра “Портрет буквы”

Учитель-логопед говорит детям, что сейчас они должны отгадать букву по рассказу о ней.

- Живет в “Азбуке” буква. Она состоит из трёх элементов — одной длинной палочки, одной короткой палочки и половинки круга. Короткая палочка не умеет стоять прямо, ее всегда клонит к длинной, а полкруга зацепился за верхушку длинной палочки, так и висит. Буква похожа на очень важного человека, который стоит, уперев одну руку в бок и отставив ногу в сторону. Что это за буква?

Дети называют и показывают букву.

- А теперь давайте придумаем рекламу для нашей буквы Я. Пусть все знают, какая она замечательная. Выставляются стилизованные картинки с изображением буквы Я. Дети делятся в подгруппы по желанию или по жребию. Составляют рекламу по схеме: название буквы, из каких элементов состоит; на что похожа; в каких словах неё можно прочитать.

Например: “Это буква Я, она состоит из одной длинной палочки, одной короткой палочки и половинки круга. Хоть она стоит последней в алфавите, все равно она очень нужная. Ведь без нее не будет мяча, яблока, ягненка.

2. Игры “Зашифрованная буква”, “Составь букву”, “Азбука упала”.

Детям предлагаются на выбор различные карточки с задание дорисовать буквы и найти среди них букву Я.

Варианты заданий

Допиши букву. Буквы запутались.

Занятие 3. Чтение детям рассказа Л.Пантеева “Буква Ы”.

Цель: знакомство с художественным произведением.

Задачи:

1. Познакомить детей с рассказом Л.Пантелеева “Буква Ы”.

2. Продолжать учить детей слушать понимать произведение, рассуждать и делать выводы о прочитанном.

3. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал и оборудование: книга Л.Пантелеева “Буква Ы”.

Организация детей: дети свободно сидят в кабинете логопеда или в группе (в любом помещении детского сада, где можно спокойно почитать книгу).

Виды деятельности: восприятие художественных произведений, коммуникативная.

Методические рекомендации: данное занятие дети могут посетить по желанию; данное занятие может быть исключено из модуля; произведение может быть заменено другим по выбору учителя-логопеда. Рассказ в конспекте приведен в сокращении.

Ход занятия. Педагог читает детям рассказ.

- Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и “папа”, и “мама”, и “Саша”, и “Маша”, и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква – “я”. И тут вот, на этой последней букве, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал ей букву, дал ей ее рассмотреть и сказал:

- А это вот, Иринушка, буква “я”.

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

- Ты?

- Почему “ты”? Что за “ты”? Я же сказал тебе: это буква “я”!

- Буква ты?

- Да не “ты”, а “я”!

Она еще больше удивилась и говорит:

- Я и говорю: ты.

- Да не я, а буква “я”!

- Не ты, а буква ты?

- Ох, Иринушка, Иринушка! Неужели ты не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: “я”?

- Нет, – говорит, – почему не понимаю? Я понимаю.

- Что ты понимаешь?

- Это не ты, а это буква так называется: “ты”.

Фу! Ну в самом деле! Как же ей объяснить, что я – это не я, ты – не ты, она – не она и что вообще “я” – это только буква. “Ладно, ладно!, – решил я. – Забудем о ней. Начнем следующий урок с чтения. Может быть, так лучше будет”.

И на другой день, когда Иринушка, веселая после игры, пришла на урок, я посадил ее за букварь, открыл первую страницу и сказал:

- Почитайте мне что-нибудь.

И она прочла:

- Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

- Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там написано:

“Якову дали яблоко”.

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

- Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

- Яблоко? Так значит, это буква “я”?

Я уже хотел сказать: “Ну конечно, “я”! А потом подумал:

“Нет! Если я скажу “я” – значит – опять пошло-поехало. И я сказал:

- Да, правильно. Это буква “ты”.

Конечно, не очень хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал “я”, а не “ты”, кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, Иринушка так всю жизнь и говорила бы – вместо “яблоко” – тыблоко, вместо “ярмарка ” – тырмарка, вместо ” якорь ” – тыкорь и вместо “язык” – тызык.

А Иринушка, выросла уже большая, выговаривает все буквы все буквы правильно, и пишет мне письма без одной ошибки.

Затем педагог с детьми беседует по содержанию рассказа.

Занятие 4. Мы читаем букву Я.

Цель: обучение чтению буквы Я изолировано, в слогах, в словах.

Задачи:

1. Помочь детям запомнить букву Я.

2. Научить читать букву Я изолировано, в слогах, в словах.

3. Развивать навыки элементарного чтения.

4. Воспитывать интерес к самостоятельному чтению.

Материал и оборудование: карточки с буквами, “Буквари”, игры и пособия для чтения.

Организация детей: дети свободно располагаются в кабинете логопеда.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Методические рекомендации: в игре “Живые буквы” обязательно чтение прямого и обратного слога.

Ход игры.

Педагог читает детям стихотворение:

- ИА-ИА-ИА, - мы произносим.

(Так кричит обычно ослик.)

Побыстрее, покороче:

-ЙА-ЙА-ЙА, - смелее, громче!

Эти звуки я, друзья,

Обозначу буквой “Я”. (И.С.Лопухина)

Педагог выставляет на доску букву Я. Дети индивидуально читают букву.

Упражнение “Живые буквы”. Дети по желанию разбираю таблички с согласными звуками. У логопеда буква Я.

- Ну-ка буквы, стройтесь в ряд! Я – командир, вы - мой отряд!

По очереди дети подходят к логопеду, встают рядом и читают получившийся слог (самостоятельно, по образцу, совместно). Например: М-Я – МЯ, Я – М – ЯМ. И т.д.

Затем детям предлагаются на выбор игры, карточки, “Буквари” для самостоятельного чтения. Логопед оказывает детям необходимую помощь.

Занятие 5. Итоговый досуг “Похищение буквы Я”

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о букве Я

Задачи:

1. Помочь детям запомнить букву Я, не путать ее с другими буквами.

2. Формировать интерес к изучению букв, самостоятельному чтению.

3. Продолжать учить детей отгадывать ребусы.

4. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

5. Развивать внимание память, воображение, сообразительность.

Материал и оборудование: настенная азбука, фото с изображением девочки и мальчика, карточки с ребусами, карта с нарисованными клеточками, маркер, муляж яблока, разрезная картинка с изображением и написанным словом “.блоко”, ящерица (игрушка или картинка), карточка с надписью “ЯК”, ящик с замком большое яйцо из “Киндер-сюрприза”, буква Я (из магнитной или иной азбуки), красивый конверт с картинками для раскрашивания.

Организация детей: дети свободно стоят в кабинете логопеда.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Методические рекомендации: количество заданий можно сократить или увеличить.

Ход занятия.

Дети входят в кабинет логопеда, останавливаются у настенной азбуки.

- Фея сообщила мне плохую новость. Из азбуки пропала буква Я. Кто же может нам помочь?

Дети предлагают свои версии.

- Посмотрите, на доске висят фотографии. Если мы разгадаем ребусы, мы узнаем, как зовут этих детей. Может быть, они знают что случилось.

(Ваня)

(Яна)

- Детей зовут Яна и Ваня. Давайте спросим, что же случилось?

Педагог от имени детей рассказывает:

- Мы сидели во дворе и читали “Азбуку” Вдруг

Ястреб с неба камнем летел,
Ястреб букву Я украсть хотел,
Ястреб, букву Я не забирай,
Она нужна нам так и знай.

Но не послушался нас ястреб и унес букву Я. А куда - не знаем.

На доску вывешивается картинка с изображением ястреба.

Педагог продолжает:

- Что же нам теперь делать? А какие предметы в сказках помогают найти пропавшую вещь.

Дети рассуждают. Педагог обращает внимание детей на карточки с буквами и предлагает собрать слово. Получается .БЛОКО. Дети переворачивают картинку, видят изображение яблока.

- Должно быть написано ЯБЛОКО.

Куча яблок на прилавке...
И заметил я, друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.

- Буква Я пропала и из этого слова. Хорошо, что яблоко осталось. Оно нам и укажет дорогу.

Дети берут с полки муляж яблока. Катят его по полу, придумывают волшебные заклинания. Букву не находят. Логопед невзначай подкатывает яблоко к мольберту с картой и расчерченными клетками.

- Ой, записка. Сделайте шесть ходов вверх, три хода влево, три хода вниз, три хода вправо, проведите линию до слова. Слово прочитаете, узнаете, кто вам поможет.

Дети маркером проводят линии, получается буква Я. Читают слово: ящерица.

- Посмотрите, кажется, нам нужно найти ящерицу. А что это?

Ящерица хвостик потеряла,
Первой об этом буква Я узнала,
Буква Я всем, всем сказала,
Ящерицу надо нам позвать,
Чтобы хвостик ей отдать.

Давайте пойдет, как нарисована карта: шесть шагов вперед, три шага влево, три шага назад три шага вправо и прыжок вот до того “камня”. Там точно ящерицы живут, они любят на камнях греться.

Выставляется картинка или игрушка ящерица.

- Давайте спросим, что случилось.

Дети разговаривают с ящерицей. Педагог рассказывает от имени ящерицы:

- Пролетал ястреб, нес в клюве букву Я. Я так испугалась, что хвост потеряла.

- Милая ящерица, а куда улетел ястреб? Как нам вернуть букву Я в азбуку?

- Далеко вам идти, ребята. Гнездо его на острове Буяне. Довести вас туда может только чудо-зверь, читайте, как называется.

Дети читают слово: як.

Выставляется картинка с изображением яка. Дети представляют, что сели на него и отправились на остров Буян.

Логопед подводит детей к ящику на нем надпись: ящик.

- Вот так гнездо. Может як что-то перепутал? Давайте откроем раз пришли. Может, что и узнаем.

На ящике висит замок, на нем написана загадка:

Может и разбиться, может и свариться,

Если хочешь, в птичку может превратиться. (Яйцо)

Дети открывают ящик, в нем лежит яйцо (от большого “Киндер-сюрприза). Логопед загадывает детям загадку:

Призадумалось ЯЙЦО:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я ядовитая змея?

- Как вы думаете, кто появится из яйца?

Дети высказывают свои версии. Открывают и находят букву Я.

- Ну, вот она наша потеряшка. Давайте, вернем букву на место в азбуку.

Остаётся буква "Я" - самая последняя.
Наедимся с нею на год спелых яблок, сладких ягод.
С нею к нам придёт январь вместе с Новым годом,
С нею мы найдём янтарь - яркий дар природы.
Нет без буквы "Я" яйца, стало быть, и птицы,
Яровым и ячменю не заколоситься,
Не поднять нам якоря, не засеять грядок...
В языке без буквы "Я" был бы беспорядок. (Н. Радченко)

- Но кто же послал ястреба украсть букву?

В двери стучит костяная нога –
В азбуку просится Баба ЯГА.
Ей говорят: - Вы явились незваной!
Место последнее занято ЯНОЙ. -
ЯНА ответила: - Я потеснюсь!
Я бабушки этой ничуть не боюсь.
Давайте поможем старушке –
Ей так одиноко в избушке! -
ЯГА удивилась: - Хоть это и странно,

Но очень хорошая девочка ЯНА! (Из "Азбуки имён" В. Орлова)

- Оказывается, это Баба Яга. Ей было скучно одной в избушке, но теперь у нее есть друзья и она больше так поступать не будет. Что же это за красивый конверт рядом с азбукой? Да это подарок вам от Бабушки Яги.

Из конверта вынимают раскраски, на которых нарисованы предметы и написаны слова с буквой Я. Раскраски дарятся детям. В свободное время дети раскрашивают картинки, читают слова.

Букву новую учили и подарки получили.

А во всем нам помогла – буква Я.