Цель:
- пробуждать интерес детей к природе; воспитывать уважение к родной природе
- систематизировать и обобщить представления детей о признаках зимы;
- расширять представления об образе жизни деревьев зимой и зимующих птицах;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и изменениями в жизни деревьев и птиц;
- формировать основы экологических представлений, желание заботиться и помогать птицам зимой.
Оборудование:
- Презентация к занятию “Путешествие в лес к зимним деревьям”, выведенная на SMART-доску;
- Карточки для дидактической игры “С какой ветки детки?”
- Бумажные коричневые полоски разного размера для создания коллективной аппликации “Зимнее дерево – дом для птиц” ; вырезанные фигурки зимующих птиц, для “заселения” на зимнее дерево.
План занятия:
- Зимний лес в начале зимы. Первый снежный покров.
- Снежинка зовёт подружек. Зимний лес под снежным одеялом.
- Встреча с зимними деревьями (берёза, рябина, дуб, ель, сосна)
- Дидактическая игра “Угадай хвойное или лиственное” (на экране доски)
- Физ.минутка
- Дидактическая игра “С какой ветки детки” (на карточках за ленточным столом)
- Встреча с зимующими птицами леса.
- Создание коллективной аппликации “Зимнее дерево – дом для птиц”
Ход занятия
Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в лес. Какое сейчас время года? Давайте подумаем, как нам нужно одеться, для прогулки по лесу. Ответы детей. А можно ли во время прогулки по лесу шуметь или громко кричать? Нет, мы спугнём зверей и птиц. Мы в лесу гости.
Слайд 2. Лес припорошен первым снегом. Ребята, как вы думаете, хорошо ли укутала землю, траву и деревья зимушка-зима? Нет. Почему? А из чего сделано зимнее одеяло леса? Из снега. А снег из чего?...
Взрослый читает загадку про снежинку:
С неба звёзды падают,
Лягут на поля,
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло!
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)
А что такое снежинка?
Слайд 3. Рассматриваем строение снежинки. На фото отчётливо можно рассмотреть узор снежинки, строение из 6 лучиков, полюбоваться её красотой. Представляете, сколько таких красавиц – снежинок должно опуститься на землю, чтоб образовалось пушистое, толстое, снежное одеяло. А для чего природе зимой такое одеяло?
Слайд 4. Могут ли трава, кусты, деревья, даже звери и птицы зимовать без снега? Почему? Побудить детей к размышлению на данную тему, вызвать сочувствие и сопереживание к трудностям всего живого в зимнюю пору, особенно без снежного покрова.
Слайд 5. Идёт снег. Давайте посмотрим, как падает снег на деревья, на дома вдали, как тихо становится вокруг. (Звучит медленная музыка или воспитатель может прочитать стихотворение о зиме).
Полетят, кружась, снежинки,
Кружевной сплетут узор,
На поляны, на тропинки
Ляжет сказочный ковёр.
А теперь, давайте подойдём поближе к зимним деревьям.
Слайд 6. Вы узнали это деревце? Берёза. Как вы догадались? Ребята рассматривают на картинке ствол, ветки, описывают дерево. Где же листики? Куда они исчезли? Опали осенью. А помните, какие на берёзке были листики? Ребята по памяти пытаются описать форму листа берёзы. Правильно.
По щелчку воспитателя на экране появляется берёзовый лист. Ребята сравнивают свои представления с изображением на фото.
А теперь вспомним, какие у берёзы семена, на что они похожи? Ребята выражают в речи образ берёзовых семян, знакомых им по осенним наблюдениям.
По щелчку на экране появляются берёзовые серёжки. Вместе уточняем представления о семенах и листьях берёзы.
Идём дальше по лесной дорожке. Давайте подойдём поближе к другому деревцу.
Слайд 7. Вы узнали его? Да, это рябина. Как вы догадались? Кто зимой любит лакомиться ягодами рябины? Птицы.
По щелчку появляется изображение птицы на ветке рябины.. А давайте вспомним, какие у рябинки были листья летом и осенью. Ребята по памяти описывают внешний вид листа рябины.
По щелчку на экране появляется лист рябины, и мы уточняем представления о нём.
Идём дальше по лесной дорожке.
Слайд 8. Смотрите, ребята, какое большое раскидистое дерево нас встречает. Это какое дерево? Посмотрите на его раскидистые ветки, на толстый ствол. Если ребятам трудно распознать зимний дуб, можно щёлкнуть мышкой и появится осенний лист, упавший с этого дерева... Это дуб. Рассматриваем форму листа, щёлкаем мышкой – появляется целая дубовая ветка.
Затем по памяти ребята вспоминают и описывают плод дуба.
По щелчку появляется изображение жёлудя. Вместе уточняем представления о листьях и плодах дуба. Кто кормится желудями зимой?
А сейчас пойдём дальше.
Слайд 9. Какое перед нами дерево? Ребята узнают ель. Описывают внешний вид. Есть ли у ёлки листья?. Уточняем представления о видоизменённых листьях ели – хвоинках-иголочках. Они не боятся мороза, поэтому не опадают осенью.
Какие плоды у елки? Шишки.
По щелчку появляется изображение еловых шишек. Описываем форму, цвет. А где прячутся семена елки? Правильно, в шишке.
А теперь, давайте выйдем на опушку леса, смотрите нас встречает...
Слайд 10. Узнали? Это сосна. Рассматриваем строение сосны, сравниваем с елью.
По щелчку появляется сосновая хвоя и сосновая шишка. Рассматриваем, описываем и по щелчку открываем картинку с еловой хвоей и еловой шишкой. Сравниваем их.
Слайд 11. Детям предлагаем поиграть в игру. Давайте, соединим каждое дерево с символом, который ему принадлежит (хвоинка – хвойное дерево или лист – лиственное дерево).
Физкультминутка “Зима”Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Плавные движения руками.)
Следующим этапом занятия может стать дидактическая игра.
Воспитатель предлагает ребятам дидактическую игру “С какой ветки детка”. Карточки раскладываются либо на полу – ребята рассаживаются на полу в круг, либо на ленточном столе – ребята становятся вокруг стола.
Цель: разложить правильно плоды деревьев к их веткам, закреплять знания о деревьях и их плодах.
После игры воспитатель выносит корзинку. В корзинке картинки с изображением птиц, зимующих в лесу. Воспитатель предлагает детям загадать загадки. После каждой отгаданной загадки, птички “вылетают” из корзинки и “рассаживаются” на длинной подставке в ряд.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья, белобока,
А зовут её ...
Ответ (сорока)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
Ответ (снегири)Длинный нос и острый взгляд,
Я смелее всех тигрят,
А певица просто класс,
Каррр... и песня полилась!
Ответ: Ворона
Деловито и серьёзно,
Я по дереву стучу,
И жучков, всех насекомых,
В скором времени словлю!
Ответ: Дятел
Меж деревьев я летаю,
Разных мошек собираю,
В кустиках еду ищу,
Крошки хлеба подберу.
Сообразительная птичка,
А зовут меня...
Ответ: Синичка
Не страшны ему метели,
Гнёзда вьёт зимой на ели.
Крик его отрывист прост,
Кривоносый красный ....
Ответ: Клёст
Ребята рассматривают всех птичек, воспитатель коротко рассказывает о каждой птичке, задаёт вопросы детям, уточняя представления о зимующих птицах. Знакомит детей с птицей клестом. Рассказывает об особенностях клюва, чтобы доставать им семена из шишек, и о том, что клесты выводят в гнезде птенцов в середине зимы и не боятся мороза. Затем предлагает посмотреть на экран Smart-доски.
Слайд 12. По щелчку на экране появляются изображения птиц. Каждая птица появляется отдельно. Ребята узнают птичек, коротко называя их главные особенности. Воспитатель подводит ребят к мысли о том, что дом и корм птицам часто дают деревья и их семена.
Слайд 13. Подводим итоги прогулки по зимнему лесу. Каждый ребёнок вспоминает, что ему запомнилось, что нового он узнал на занятии. Нас ждёт дорога домой.
Творческий этап. Можно проводить после занятия.
Создание коллективной аппликации “Зимнее дерево – дом для птиц”
Ребятам раздаются бумажные коричневые полоски разного размера для создания коллективной аппликации “Зимнее дерево – дом для птиц” и вырезанные из бумаги плоскостные фигурки зимующих птиц, для “заселения” на зимнее дерево. На общем фоне дети выкладывают из полосок, наклеивают и создают изображение дерева с ветками, на которое приклеивают вырезанных птиц.
Здесь уместно поставить перед ребятами вопрос о том, как люди могут помогать птицам переживать морозы и справляться с голодом.
Готовая работа помещается на демонстрационный мольберт или стену, и ребята могут самостоятельно закреплять свои знания о зимующих птицах.