Представленный материал является частью познавательно-творческого проекта “Школа юных искусствоведов” (Приложение 1), позволяющего посредством вовлечения детей в интересные им виды деятельности, формировать у дошкольников активный интерес к изобразительному искусству.
Задачи:
- Актуализировать знания детей о жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
- Закреплять умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет).
- Развивать мышление и речь, способность анализировать и сопоставлять произведения искусства (пейзаж, натюрморт, портрет).
- Познакомить с картинами итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.
- Вызвать желание составлять картины “обманки” в стиле Джузеппе Арчимбольдо из предложенных материалов с учетом их формы, величины, цвета.
- Развивать воображение и творческие способности.
- Приобщать к высокому искусству на примерах его лучших образцов, развивать целостное и эмоциональное восприятие произведений живописи.
Предварительная работа с детьми:
- Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
- Чтение стихотворения А. С. Кушнера “Что я узнал?”.
Беседы на темы: “Как вести себя в музее”, “Чем фотоаппарат опасен для картин”, “Кто такой реставратор?”, “Зачем искусствоведу перчатки?”, “Кто такой копиист?”.
Активизация словаря детей: натюрморт, мастер натюрморта, пейзаж, пейзажист, марина, маринист, портрет, автопортрет, портретист.
Работа с родителями: рекомендации родителям о посещении с детьми Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Материалы и оборудование:
- Репродукции картин в рамке-паспарту на подставках: И. Аргунов “Портрет крестьянки в русском костюме”, И. Репин “Стрекоза”, К. Брюллов “Всадница”, В. Серов “Мика Морозов”, “Девочка с персиками”, И. Айвазовский “Автопортрет”, В. Ван Гог “Подсолнухи”, А. Матисс “Красные рыбки”, К. Петров-Водкин “Скрипка”, “Утренний натюрморт”, П. Кончаловский “Сухие краски”, И. Айвазовский “Радуга”, В. Поленов “Московский дворик”, Н. Рерих “Гималаи”, И. Левитан “Золотая осень”, А. Саврасов “Грачи прилетели”.
- Материалы для составления картин “обманок” в стиле Арчимбольдо: черная бумага (для фона), силуэты фруктов, ягод, овощей, листьев, плодов, мисок, корзин.
- Клей, доски, тканевые салфетки.
- Компьютер и проектор с подготовленным видеорядом репродукций картин Д. Арчимбольдо: автопортрет Джузеппе Арчимбольдо, “Портрет императора Максимилиана II с семьей”, “Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна”, “Библиотекарь”, “Повар”, “Садовник”, “Голова из корзины с фруктами”.
- Магнитофон, аудиозапись лютневой музыки 16 века.
Ход НОД:
Дети входят в подготовленный зал.
На экране заставка “Картинная галерея”.
<Слайд 2>
(На столах в хаотичном порядке расставлены репродукции картин разных жанров живописи, табличками обозначено расположение трех залов: зал 1-натюрморт, зал 2-пейзаж, зал 3-портрет)
Обратить внимание детей на экспозицию репродукций с картин художников.
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали? (в картинную галерею)
Ребята, в нашу картинную галерею прибыли картины. Но, к сожалению, жанры картин перепутаны. Я предлагаю вам разместить картины по трем залам: зал портрета, зал натюрморта и зал пейзажа.
После выполнения детьми задания предложить пройти в зал пейзажа.
- Ребята, скажите, как вы поняли, что это пейзажи?
- Когда художник рисует пейзаж, что он изображает?
(Выслушать ответы детей и обобщить их)
- Художники изображают на картинах живую природу или какую - либо местность, например, лес, поле, горы, рощу, деревню или город. Пейзаж также может включать изображение человека, природных явлений, например, грозы, дождя, радуги, шторма.
- Ребята, давайте вспомним, как называют художника, который любит писать пейзажи, пишет только пейзажи? (пейзажист)
- А если на картине изображен морской пейзаж, как мы ее можем назвать? (марина)
- Найдите среди этих картин марину. (“Радуга” И. Айвазовского)
- Вспомните, как называют художника, пишущего марины? (маринист)
- А как зовут самого известного русского художника - мариниста? (Иван Константинович Айвазовский)
Предложить детям пройти в зал натюрморта.
- Ребята, как вы поняли, что это натюрморты?
- Когда художник рисует натюрморт, что он изображает?
(Выслушать ответы детей и обобщить их)
- Натюрморт - это жанр живописи, изображение неодушевленных предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, обращенные в вещь: рыба на столе, цветы в букете. Изображение живых, движущихся существ, насекомых, птиц, зверей и даже людей может иногда входить а натюрморт, но лишь дополняя его.
- Ребята, если художник хорошо пишет натюрморты, как его называют? (мастер натюрморта)
Предложить детям пройти в зал портрета.
- Ребята, по каким признакам вы поняли, что это портреты?
(Выслушать ответы детей и обобщить их)
- Здесь крупно нарисованы люди, хорошо видны их лица.
- Что портрет может рассказать нам об изображенном человеке?
(Выслушать ответы детей и обобщить их)
- По портрету мы можем узнать о внешнем облике человека, о его характере, настроении, о том, в какое время жил человек.
- Ребята, вспомните, как называют художника, который любит писать портреты, пишет только портреты? (портретист)
Обратить внимание на автопортрет И. Айвазовского.
- Ребята, а на этом портрете кто изображен?
- Кто же писал этот портрет?
- Когда художник пишет сам свой портрет, как будет называться этот портрет? (автопортрет)
- Молодцы, ребята! Вы, как настоящие знатоки искусства, разместили картины в выставочных залах!
- Ребята, знатоки искусства постоянно пополняют свои знания, поэтому сегодня мы познакомимся с очень необычными картинами известного итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.
Демонстрация автопортрета Джузеппе Арчимбольдо.
<Слайд 3>
- Это автопортрет итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо. Жил он очень давно, в 16 веке, в Италии, в городе Милане.
- Джузеппе Арчимбольдо с самого детства познакомился с искусством. Его дедушка был архитектором, а папа был художником. Конечно, его дедушка и папа хотели, чтобы Джузеппе тоже стал художником и прославил свое имя. Так и произошло. Джузеппе Арчимбольдо долго учился в художественных мастерских и научился так хорошо писать картины, что его пригласил к себе во дворец император Германской империи на должность придворного портретиста. И началась для Джузеппе придворная жизнь.
Демонстрация картины “Портрет императора Максимилиана II с семьей”.
<Слайд 4>
- Он рисовал портреты императора и его семьи. Это один из портретов императорской семьи, написанных Арчимбольдо. Работы художника украшали замок императора.
- Арчимбольдо знал, что императору нравится все необычное, и вот однажды художник написал очень забавную картину.
Демонстрация картины “Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна”.
<Слайд 5>
- Это портрет императора как-бы составленный из различных овощей и фруктов. Сам император и его придворные так и ахнули от удивления. Посмотрите, как удивительно фантазировал Джузеппе Арчимбольдо. Волосы императора из спелого винограда, вишен, цветов, золотистых колосьев. Щеки императора из румяных яблок, а вместо носа-груша. Брови из стручков гороха.
- Правда удивительно! Императору очень понравилась картина. Восхищенный своим “съедобным” портретом, император щедро наградил Арчимбольдо, и, конечно, попросил нарисовать еще что-нибудь необычное. Арчимбольдо долго не раздумывал. У него созрела новая фантазия! Он заторопился в свою мастерскую, чтобы написать новую картину.
Демонстрация картины “Библиотекарь”.
<Слайд 6>
- И вот следующей его картиной стал портрет дворцового библиотекаря. Посмотрите каким он получился. Библиотекарь весь состоит из больших, маленьких, толстых и тонких книг! Ребята, что вы видите на голове библиотекаря? Как вы думаете, о чем хотел рассказать Арчимбольдо, изображая эти белые страницы открытой книги? (библиотекарь был седым и мудрым старцем)
- После библиотекаря Джузеппе Арчимбольдо принялся рисовать придворных поваров.
Демонстрация картины “Повар”.
<Слайд 7>
- Ребята, попробуйте разглядеть два серебряных блюда. Между ними разложены жареная дичь, ломтик лимона. Как бы вы назвали этот жанр живописи? (натюрморт)
- Но, по задумке Арчимбольдо эта картина “обманка”-настоящий перевертыш! Стоит только перевернуть ее “вверх ногами” и вот перед нами уже портрет главного придворного повара!
- А теперь посмотрите на другую картину Джузеппе Арчимбольдо.
Демонстрация картины “Садовник”.
<Слайд 8>
- Что вы видите на картине?
- Арчимбольдо изобразил блюдо полное овощей, возможно, для варки супа.
Но, эта картина “обманка”! Переворачиваем ее “вверх ногами” и...
- На самом деле это портрет румяного, полного мужчины! Его щеки из золотистых луковиц, нос и борода из моркови, сельдерея и редьки.
Демонстрация картины Джузеппе Арчимбольдо “Голова из корзины с фруктами”.
<Слайд 9>
- Вот еще одна картина Арчимбольдо (рассматривание картины “Голова из корзины с фруктами”).
- Ребята, что вы видите на этой картине? (выслушать ответы детей)
- Эта картина тоже “обманка”. Натюрморт при повороте становится портретом!
- Ребята, вам нравится? Вот и императору тоже понравились эти необычные портреты.
<Слайд 10>
- Каким же фантазером был Арчимбольдо! Его фантазия не знала границ! Каждый раз, когда Арчимбольдо показывал императору новые необычные картины, император восхищался ими и однажды сказал своему любимому художнику: “Твои работы-это сокровище!”. На что Джузеппе Арчимбольдо ответил императору: “Сокровище-это моя фантазия, ваше величество. Без неё я бы ничего не смог нарисовать”.
- В мире сохранилось небольшое количество картин Джузеппе Арчимбольдо, но люди до сих пор восхищаются его фантазией!
- Ребята, предлагаю вам пофантазировать, и создать картины “обманки” в стиле Джузеппе Арчимбольдо. Вы попробуете выполнить портрет по своему воображению в технике аппликации, наклеивая вырезанные фрукты, плоды, овощи, ягоды и листья на цветную бумагу. Работать вы будете в паре.
- А поможет вам работать лютневая музыка 16 века, времен самого Джузеппе Арчимбольдо. Возможно, он сам писал свои картины под эту музыку!
Включить аудиозапись лютневой музыки 16 века. (Приложение 2)
После завершения работы дети размещают свои картины в выставочном зале картин “обманок”, рассматривают работы друг друга, обмениваются впечатлениями.
Предложить детям перевернуть работы “вверх ногами”, и убедиться в том, что они создали картины “обманки”.
- Ребята, я думаю сам Арчимбольдо гордился бы вами!