Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения является одним из приоритетных, носящих стратегический характер, направлений государственной политики Российской Федерации. Задачам сохранения и укрепления здоровья детей и подростков уделяется огромное внимание во всех разработанных в последние годы государственных документах, посвященных детству. Одним из таких документов является Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Стратегия). В целях реализации Стратегии был создан Координационный совет при Президенте РФ. В мае 2014 года Президенте РФ Владимир Владимирович Путин провел очередное заседание Координационного совета, темой которого явились охрана и укрепление здоровья детей и подростков. На Координационном совете обсуждались различные вопросы по проблеме здоровьесбережения детей, в том числе и аспекты психологического здоровья.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Психологическое здоровье - составляющая здоровья человека. По определению известнейшего российского психолога, доктора психологических наук, профессора, академика РАО Ирины Владимировны Дубровиной, психологическое здоровье – это “совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации”. Психологическое здоровье – важнейшее условие гармоничного развития ребенка, освоения им образовательных программ, успешной социализации и, в конечном итоге, счастья каждого ребенка.
Сохранение, укрепление, формирование психологического здоровья детей является основной целью деятельности психологических и социально-педагогических служб системы образования г. Краснодара. В период с апреля 2014 года в Краснодар стали прибывать дети с территории Украины. Дети имеют разный статус (временных переселенцев, беженцев и др.) и поступают в общеобразовательные организации г. Краснодара (далее – ОО). На начало 2014-2015 учебного года на территории города Краснодара находилось 942 ребенка, прибывших с территории Украины. Число этих детей постоянно растет.
Ситуация, в которой оказались дети, прибывшие с территории Украины, рассматривается как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация в жизни ребенка, порождающая эмоциональные напряжения и стрессы, препятствия в реализации жизненных целей, которые он не может преодолеть самостоятельно. То есть ситуация, серьезно угрожающая психологическому здоровью ребенка и требующая незамедлительного оказания ему психологической и социально-педагогической помощи.
Особенно критическим является положение детей, прибывших из зон военных конфликтов. Дети лишаются своего привычного жилья, личных вещей, друзей, а иногда родителей и близких родственников, и особенно нуждаются в психологической помощи. С горем ребенка, пережившего психологическую травму и не сумевшим справиться с ней, придется столкнуться родителям (законным представителям), педагогам, психологам, одноклассникам, новым друзьям.
Психолого-педагогические проблемы, характерные для детей, прибывших с территории Украины, в возрасте от 7 до 12 лет – трудности в обучении, невротические реакции, фобии, нарушение сна и аппетита, нарушение поведения, низкий уровень социальной и психологической адаптации. У ряда детей в возрасте от 13 до 16 лет возникают проблемы в учебе и общении, отмечается низкая социальная активность. Детям, прибывшим с территории Украины, свойственны поведенческие нарушения, невротические и неврозоподобные реакции, недостаточная социально-психологическая адаптация. Среди детей, прибывших с территории Украины, есть учащиеся, переживающие состояние посттравматического стресса.
В этой связи в июле-августе 2014 года МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара была разработана программа комплексной психологической и социально-педагогической помощи детям, прибывшим с территории Украины (далее – Программа).
Реализация Программы позволяет решать перечисленные выше проблемы психологического здоровья детей, обеспечивать их успешную адаптацию, социализацию, интеграцию в новую социальную и образовательную среды. Кроме этого, реализация Программы способствует повышению квалификации и росту профессионального мастерства специалистов психологических и социально-педагогических служб ОО г. Краснодара (далее ? ПСПС).
В ходе реализации Программы могут возникнуть кадровый, материально-ресурсный и административный риски. Способом ограничения кадрового риска является систематическая методическая и психологическая поддержка исполнителей Программы. Ограничению административного и материально-ресурсного рисков способствует своевременное информирование администрации ОО о важности, проводимой в рамках Программы работы; разработка на основе данной Программы рабочих программ ОО по оказанию психологической помощи детям. Также снижению административного риска способствует обсуждение хода реализации программных мероприятий на заседаниях коллегиальных органов ОО с обязательным соблюдением требований конфиденциальности; активное привлечение педагогических работников ОО к реализации отдельных мероприятий Программы; усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы; своевременная корректировка мероприятий Программы.
Целью Программы является создание условий для восстановления, сохранения и укрепления психологического здоровья детей, прибывших с территории Украины и обучающихся в ОО г. Краснодара.
Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи:
- формирование психологически комфортной образовательной среды;
- повышение уровня профессиональной компетентности специалистов ПСПС и педагогов ? исполнителей Программы;
- обеспечение условий для успешной адаптации и социализации детей, прибывших с территории Украины, в новой социальной и образовательной среде;
- оказание комплексной системной психологической, социально-педагогической и психолого-медико-педагогической помощи нуждающимся в ней детям, прибывшим с территории Украины;
- создание системы ресурсного обеспечения Программы.
Решение указанных задач осуществляется по направлениям: “Организация и управление”, “Профессионализм и компетентность”, “Информирование и просвещение”, “Диагностика и мониторинг”, “Координация и сотрудничество”, “Поддержка и сопровождение”, “Реабилитация и коррекция”, “Забота и дружба”, “Анализ и корректировка”.
Направления и задачи Программы
№ | Направление | Основные задачи |
1. | “Организация и управление” | разработка Программы; управление реализацией Программы |
2. | “Профессионализм и компетентность” | методическая и психологическая подготовка специалистов ПСПС к реализации Программы; осуществление методической и психологической поддержки специалистов ПСПС на всех этапах реализации Программы |
3. | “Информирование и просвещение” | информационное сопровождение Программы; повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса |
4. | “Диагностика и мониторинг” | проведение диагностики в рамках оказания психологической помощи детям; мониторинг эффективности Программы |
5. | “Координация и сотрудничество” | осуществление широкого
межведомственного взаимодействия в процессе
реализации Программы; привлечение специалистов ведомств, учреждений и организаций к оказанию помощи детям, прибывшим с территории Украины |
6. | “Поддержка и сопровождение” | осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе |
7. | “Реабилитация и коррекция” | оказание первичной
психолого-педагогической и
социально-педагогической помощи, нуждающимся в
ней детям; оказание специализированной психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи детям, испытывающим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации. |
8. | “Забота и дружба” | привлечение к участию в оказании помощи
детям, прибывшим с территории Украины, органов
ученического самоуправления, педагогической и
родительской общественности; психологическое сопровождение социальных практик |
9. | “Анализ и корректировка” | анализ хода выполнения Программы в целом и отдельных ее мероприятий; внесение корректив в план работы по реализации Программы |
Сроки реализации Программы – август 2014 – июль 2015 г.
Программа реализуется в 4 этапа:
- подготовительный этап (проектно-мобилизационный) – август 2014 года;
- организационно-методический этап – сентябрь 2014 года;
- основной этап реализации – октябрь 2014 - май 2015 года;
- итогово-обобщающий этап – июнь-июль 2015 года.
Для оценки промежуточных и конечных результатов реализации Программы будут использоваться следующие целевые индикаторы и показатели:
- численность детей, удовлетворенных качеством психологического и социально-педагогического сопровождения в части реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности и консультативной помощи;
- количество детей, преодолевших трудности (показавших позитивную динамику) в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в процессе оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- количество родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством оказания специализированной психолого-медико-педагогической помощи детям, в ней нуждающимся;
- численность специалистов ПСПС, удовлетворенных качеством методической поддержки;
- количество и качество реализованных программных мероприятий.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- удельный вес количества детей, удовлетворенных качеством психологического и социально-педагогического сопровождения в части реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности и консультативной помощи к общей численности детей, получающих психологическую и социально-педагогическую поддержку - 80%;
- удельный вес численности детей, преодолевших трудности (показавших позитивную динамику) в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в процессе оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, к общей численности детей, обратившихся за психолого-педагогической, медицинской и социальной помощью - 75%;
- удельный вес количества родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством оказания специализированной психолого-медико-педагогической помощи детям, в ней нуждающимся, к общему количеству родителей (законных представителей) детей, обратившихся за помощью - 75%;
- удельный вес численности специалистов ПСПС организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, удовлетворенных качеством методической поддержки к общей численности специалистов, получивших методическую поддержку - 90%.
- удельный вес качественно проведенных программных мероприятий к общему количеству реализованных мероприятий - 90%.
Ресурсное обеспечение реализации Программы включает кадровые, материально-технические, методические, финансовые и информационные ресурсы.
Ресурсное обеспечение Программы
№ | Наименование ресурса | Описание ресурса |
1. | Кадровый | специалисты МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врач-невролог, врач-психиатр), специалисты ПСПС ОО г. Краснодара (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды), педагоги ОО г. Краснодара |
2. | Материально-технический | кабинеты специалистов МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара (кабинеты диагностики и консультирования, кабинеты для индивидуальной коррекционной работы, кабинеты многоцелевого назначения, кабинеты для групповых занятий с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами, сенсорная комната и тренинговый зал); кабинеты специалистов ПСПС ОО г. Краснодара; аудио-, мультимедийная, фототехника; компьютерная и оргтехника; расходные материалы; наглядные пособия, игрушки, стимульные материалы; диагностический инструментарий |
3. | Методический | документация ПСПС ОО г. Краснодара; дополнительные общеобразовательные программы социально-педагогической направленности; коррекционно-развивающие и психолого-реабилитационные программы; методические разработки по оказанию психологической и социально-педагогической помощи, осуществлению психопрофилактики и психологического просвещения |
4. | Информационный | сайт МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара; сайты ОО г. Краснодара; стенды МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара; стенды ОО г. Краснодара; информационные буклеты, брошюры, рекламные листы, раздаточные материалы |
Дополнительных средств на реализацию Программы не требуется, но их привлечение будет способствовать повышению эффективности Программы.
Заказчиком Программы является департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар. Разработчик (МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара) разрабатывает Программу, определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, доводит до исполнителей информацию о мероприятиях Программы, осуществляет проверку качества исполнения программных мероприятий, уточняет показатели эффективности Программы, своевременно вносит коррективы в программные мероприятия, обеспечивает своевременное представление отчетности Заказчику.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет Координатор – МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара, которое выполняет следующие функции:
- создание профессиональных групп опережения (творческих групп, проблемных лабораторий);
- организация определения участников мероприятий Программы (исполнителей и потребителей образовательных услуг);
- отбор исполнителей отдельных мероприятий Программы;
- координация действий по реализации Программы с администрациями ОО г. Краснодара, задействованных в программных мероприятиях;
- информирование потенциальных потребителей образовательных и иных услуг, оказываемых в рамках мероприятий Программы;
- рецензирование рабочих дополнительных, коррекционно-развивающих и прочих образовательных программ, реализуемых в рамках Программы;
- межведомственное взаимодействие в целях реализации программных мероприятий;
- организация и проведение периодических диагностических процедур с целью проверки качества проводимых мероприятий;
- мониторинг и анализ эффективности отдельных мероприятий и Программы в целом;
- предоставление Заказчику основных сведений о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий.
Исполнителями Программы являются МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара, психологические и социально-педагогические службы ОО г. Краснодара, которые выполняют следующие функции:
- конкретизируют мероприятия в планах работы по направлениям Программы;
- непосредственно реализуют мероприятия Программы;
- анализируют свою деятельность по реализации Программы;
- осуществляют мониторинг эффективности работы по реализации Программы и вносят коррективы в планы работы;
- своевременно отчитываются о ходе и результатах реализации Программы.
Мониторинг и профессиональная оценка хода реализации Программы осуществляется расширенным составом Методического совета МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара.
Основными задачами расширенного состава Методического совета МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара являются:
- рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
- выявление методических, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Администрации ОО г. Краснодара создают условия для реализации программных мероприятий в пределах своей компетенции.
После успешного прохождения двух первых этапов Программы в октябре 2014 года началась реализация третьего (основного) этапа. За период с октября 2014 года по январь 2015 года были реализованы следующие направления работы.
1. Специализированная психолого-медико-педагогическая помощь детям, прибывшим с территории Украины, и их родителям (законным представителям) в МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара: психологическое консультирование родителей (законных представителей) детей, прибывших с территории Украины; комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении; подготовка по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
2. Оказание методической поддержки специалистам ПСПС ОО г. Краснодара специалистами МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара: проведение семинаров для педагогов-психологов и социальных педагогов ОО г. Краснодара; групповое и индивидуальное консультирование педагогов ОО г. Краснодара по вопросам работы с детьми, прибывшими с территории Украины; профессиональная и личная супервизия педагогов; подготовка и передача в ОО пакета информационно-методических материалов “Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и подростков в постэкстремальный период”; размещение материалов по вопросам психологической и социально-педагогической помощи детям в постэкстремальный период на сайте МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара; мониторинг уровня удовлетворенности качеством оказываемой методической поддержки специалистов ПСПС ОО г. Краснодара.
3. Организационно-методическая и информационно-просветительская работа с педагогами ОО г. Краснодара: включение вопросов реализации Программы в повестку производственных совещаний педагогических коллективов, заседаний методических объединений, совещаний при директоре, заседаний ШВР и Совета профилактики; подготовка и распространение информационных бюллетеней и памяток для классных руководителей по психологической поддержке детей, прибывших с территории Украины; групповые консультации классных руководителей по вопросам оказания эмоциональной и педагогической поддержки детей, прибывших с территории Украины; проведение семинаров и круглых столов для педагогов ОО г. Краснодара, преподающих в классах, в которых обучаются дети, прибывшие с Украины; мониторинг эффективности программных мероприятий в целом.
4. Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей): консультирование родителей (законных представителей) по актуальным вопросам адаптации и социализации детей; проведение родительских собраний, лекций, бесед; организация психологических практикумов и тренингов.
5. Социально-диспетчерская деятельность: информирование родителей (законных представителей) детей, прибывших с территории Украины, о специалистах, оказывающих помощь детям; распространение памяток для родителей (законных представителей) по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования.
6. Психолого-педагогическая диагностика: первичная диагностика с целью определения актуального статуса детей; стартовая диагностика уровня сформированности УУД у обучающихся первых и пятых классов; диагностика процесса адаптации обучающихся первых и пятых классов; диагностика эмоционально-волевой сферы, уровня тревожности; компьютерная диагностика познавательной и личностной сферы детей и подростков; компьютерная диагностика профессиональных наклонностей и способностей подростков в целях профориентации.
7. Проведение мероприятий, способствующих успешной адаптации и социализации детей: консультирование детей и подростков по вопросам отношений со сверстниками, преодолению страхов и посттравматического стресса; профориентационное консультирование подростков; консультирование участников волонтерской и благотворительной деятельности; проведение тренингов по оказанию психолого-педагогической помощи детям с повышенной тревожностью, организация тренингов общения и личностного роста.
8. Привлечение детей, прибывших с территории Украины, к участию в различных формах социальной активности: образовательные форумы, творческие форумы, познавательно-патриотические программы, коллективно-творческие дела, военно-патриотические игры, выборы лидеров школьного ученического самоуправления, выступления на общешкольных мероприятиях с номерами художественной самодеятельности, физкультурно-спортивные мероприятия и др.
Работа в рамках реализации Программы продлится до июля 2015 года. Успешная реализация Программы позволит создать условия для восстановления, сохранения и укрепления психологического здоровья детей, прибывших с территории Украины и обучающихся в ОО г. Краснодара.
Литература
- Гриценко В.В., Шустовой Н.Е. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. – М., 2011.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.
- Зиновьева М.В. Психолого-медико-социальное сопровождение эмоционального состояния детей м подростков в постэкстремальный период: Методические рекомендации. – М., 2006.
- Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (Справочник практического психолога) – М., 2005.
- Солдатова Г. У., Макарчук А. В., Пантелеев А. Б. Комплексная программа социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. – СПб., 2008.
- Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной школе. – М., 2011.