Программа "Семейная гостиная"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако, совершенно очевидно, что данная реальность жизни далеко не всегда осознаётся со всей глубиной и ответственностью. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчётливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень не многие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семье детей, если, конечно, это не касается их собственных, да и то не всегда.

Современная семья требует поддержки не только социальной, педагогической, но и психологической. На помощь приходят дошкольные учреждения, которые должны предлагать самые различные направления помощи и взаимодействия. Эти направления определяются конкретной социальной ситуацией развития, конкретными родителями и детьми.

Детский сад – это первое общественное воспитательное учреждение, социальный институт, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое психологическое просвещение. От качества этой работы детского сада зависит в значительной мере уровень психологической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

В настоящее время в связи с новыми задачами выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема психологического здоровья детей.
Общество заинтересовано в прочной, духовной и нравственно здоровой семье, а, следовательно, в этом смысле благополучной.

Анализ этой проблемы на практике показал, что, не смотря на то, что достаточно хорошо осознаётся пробел психологических знаний родителей, целенаправленная работа в этом направлении организована недостаточно.

Чтобы помочь сохранить ребёнку его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития.

Всё выше сказанное делает актуальной проблему повышения психологической культуры родителей в контексте психологического здоровья ребёнка.

Всё это послужило мотивом написания программы работы с родителями: «Семейная гостиная».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

– Конституция РФ, ст. 43, 72.
– Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями.
– Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
– СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
– Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ

Целью является: повышения психологической культуры родителей.
Объект – формирование психологической культуры.
Предмет – программа работы с родителями.

Содержание программы

Работа с родителями представляет собой очень важный, сложный и необходимый участок деятельности психолога в дошкольном учреждении.

Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям – и просвещения, и консультирования – видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребёнка в ДОУ. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития ребёнка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства педагога-психолога в семейную ситуацию.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей.

Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка.

Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это родительские собрания, лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов...

При обращении к индивидуальным формам работы с родителями можно перейти к рассмотрению следующего направления профессиональной деятельности детского практического психолога — консультированию.

Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения — индивидуальная консультация.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада (детское образовательное учреждение). Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

Встречи с родителями проводятся в групповой форме.

Продолжительность – от 20 до 40 минут.

Тематическое планирование

№ п/п

Тематика

Кол-во часов

Младшая группа

1. Вместе весело шагать по просторам..? Лекция 1
2. Особенности психологического развития детей младшего дошкольного возраста. Кризис трёх лет. Консультация 1
3. Патологические привычки. Семинар-практикум 1

Средняя группа

4. Психологические особенности детей 4 – 5 лет в норме. Консультация 1
5. Агрессивное поведение. Семинар-практикум 1
6. Наказывать ребёнка: как и зачем? 1

Старшая группа

7. Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста в норме. Консультация 1
8. Наше общение. Практикум 1
9. Кувшин наших эмоций. Семинар-практикум 1

Подготовительная группа

10. Психическое развитие детей 6 – 7 лет. Консультация 1
11. Преддошкольный бум. Лекция+практикум 2
Итого 12

Оценка эффективности программы

Оценка эффективности программы строится на основе использования для интерпретации качественного анализа данных анкеты.
В анкетировании принимают участие родители воспитанников МБДОУ, которое проводится в индивидуальной форме.

Задачи:

  • Изучить динамику изменения психологической культуры родителей воспитанников ДОУ.
  • Выявить наличие потребностей родителей в получении психологических знаний.

Литература:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? – СПб.: Речь, 2008.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  5. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2003.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. Т.2.
  7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003.