Пояснительная записка
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако, совершенно очевидно, что данная реальность жизни далеко не всегда осознаётся со всей глубиной и ответственностью. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчётливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень не многие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семье детей, если, конечно, это не касается их собственных, да и то не всегда.
Современная семья требует поддержки не только социальной, педагогической, но и психологической. На помощь приходят дошкольные учреждения, которые должны предлагать самые различные направления помощи и взаимодействия. Эти направления определяются конкретной социальной ситуацией развития, конкретными родителями и детьми.
Детский сад – это первое общественное воспитательное учреждение, социальный институт, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое психологическое просвещение. От качества этой работы детского сада зависит в значительной мере уровень психологической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
В настоящее время в связи с новыми задачами
выдвинутыми обществом перед системой народного
образования, особую актуальность приобретает
проблема психологического здоровья детей.
Общество заинтересовано в прочной, духовной и
нравственно здоровой семье, а, следовательно, в
этом смысле благополучной.
Анализ этой проблемы на практике показал, что, не смотря на то, что достаточно хорошо осознаётся пробел психологических знаний родителей, целенаправленная работа в этом направлении организована недостаточно.
Чтобы помочь сохранить ребёнку его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития.
Всё выше сказанное делает актуальной проблему повышения психологической культуры родителей в контексте психологического здоровья ребёнка.
Всё это послужило мотивом написания программы работы с родителями: «Семейная гостиная».
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
– Конституция РФ, ст. 43, 72.
– Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями.
– Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области".
– Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от
30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного
образования.
– СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных
организаций".
– Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 «Об
утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования». Федеральный
государственный образовательный
стандарт дошкольного образования.
– Основная общеобразовательная программа –
образовательная программа дошкольного
образования МБДОУ
Целью является: повышения
психологической культуры родителей.
Объект – формирование психологической
культуры.
Предмет – программа работы с
родителями.
Содержание программы
Работа с родителями представляет собой очень важный, сложный и необходимый участок деятельности психолога в дошкольном учреждении.
Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям – и просвещения, и консультирования – видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребёнка в ДОУ. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития ребёнка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства педагога-психолога в семейную ситуацию.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей.
Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка.
Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.
Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это родительские собрания, лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов...
При обращении к индивидуальным формам работы с родителями можно перейти к рассмотрению следующего направления профессиональной деятельности детского практического психолога — консультированию.
Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения — индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада (детское образовательное учреждение). Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.
Встречи с родителями проводятся в групповой форме.
Продолжительность – от 20 до 40 минут.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тематика |
Кол-во часов |
|
Младшая группа |
|||
1. | Вместе весело шагать по просторам..? | Лекция | 1 |
2. | Особенности психологического развития детей младшего дошкольного возраста. Кризис трёх лет. | Консультация | 1 |
3. | Патологические привычки. | Семинар-практикум | 1 |
Средняя группа |
|||
4. | Психологические особенности детей 4 – 5 лет в норме. | Консультация | 1 |
5. | Агрессивное поведение. | Семинар-практикум | 1 |
6. | Наказывать ребёнка: как и зачем? | 1 | |
Старшая группа |
|||
7. | Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста в норме. | Консультация | 1 |
8. | Наше общение. | Практикум | 1 |
9. | Кувшин наших эмоций. | Семинар-практикум | 1 |
Подготовительная группа |
|||
10. | Психическое развитие детей 6 – 7 лет. | Консультация | 1 |
11. | Преддошкольный бум. | Лекция+практикум | 2 |
Итого | 12 |
Оценка эффективности программы
Оценка эффективности программы строится на
основе использования для интерпретации
качественного анализа данных анкеты.
В анкетировании принимают участие родители
воспитанников МБДОУ, которое проводится в
индивидуальной форме.
Задачи:
- Изучить динамику изменения психологической культуры родителей воспитанников ДОУ.
- Выявить наличие потребностей родителей в получении психологических знаний.
Литература:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? – СПб.: Речь, 2008.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2003.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. Т.2.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003.