Задачи:
- познакомить обучающихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века;
- развивать память, самостоятельность суждений, навыки работы с исторической картой, документами, умения объяснять понятия;
- воспитывать у обучающихся познавательный интерес к историческому прошлому России.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (тест).
3. Изучение нового материала.
А. Первые
Романовы.
Б. Земские
соборы.
В. Боярская
дума.
Г. Приказы.
Д. Законы.
Соборные уложения.
Е. Местное
управление.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.
Новые понятия: крепостничество, самодержавие, Соборное уложение, приказы, уезды, волость, стан.
Новые даты урока:
1613-1645 – царствование Михаила Федоровича;
1645-1676 – царствование Алексея Михайловича;
1676-1682 – царствование Федора Алексеевича;
1649 – Соборное уложение.
Оборудование:
- учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, 7 класс»;
- карта «Россия в XVII веке»;
- портреты царей;
- мультимедийное оборудование.
Предварительная подготовка: отдельные обучающиеся готовят сообщения: «Михаил Федорович Романов», «Алексей Михайлович Романов», «Федор Алексеевич Романов».
Оформление доски:
Девиз урока: «Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов». Леонардо да Винчи.
Новые термины:
Крепостничество – наиболее тяжелая форма
зависимости крестьян.
Самодержавие – монархическая форма правления в
России, основанная на сильной, почти
неограниченной власти царя.
Соборное уложение – свод законов.
Приказы – органы центрального управления в XVII
веке.
Уезды – административная единица
Волость – административно-территориальная
единица, занимающая промежуточное положение
между уездом и станом.
Стан – административно-территориальная единица.
Два-три стана составляли уезд.
Даты урока:
1613-1645 – царствование Михаила Федоровича;
1645-1676 – царствование Алексея Михайловича;
1676-1682 – царствование Федора Алексеевича;
1649 – Соборное уложение.
Практическая работа: Заполнить таблицу по пункту «Приказы»
Приказ | Функции |
Выставка литературы:
1. Энциклопедический словарь.
2. Конституция РФ.
3. Ключевский В.О. «История государства
Российского».
4. Андреев И. «Алексей Михайлович».
5. Ключевский В.О. «Боярская дума Древней
Руси».
Домашнее задание: параграф 6, ответить на вопросы с.54, составить кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
А) Фронтальная беседа:
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Смута. Окончание смутного времени).
- Назовите хронологические рамки Смутного времени (1603-1613).
- Что такое Смута? (Смута – лихолетье, так называют начало XVIIвека в России).
- Года царствования Бориса Годунова (1598-1605).
- Годы правления Лжедмитрия I (1605-1608).
- Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607).
Б) Тест по теме «Смута. Смутное время»
I вариант
1. Борис Годунов был избран царем на Земском соборе
1. В 1584
2. В1598
3. В 1601
4. В 1603
2. Какое имя из перечисленных связано с событиями Смуты
1. Малюта Скуратов
2. Владимир Серпуховский
3. Андрей Курбский
4. Дмитрий Шуйский
3. Земский собор избрал на царство Михаила Романова
1. 1610
2. 1612
3. 1613
4. 1619
4. Какое из перечисленных событий произошло раньше других
1. Введение 5-летнего сыска беглых крестьян
2. Заключение «Вечного мира с Польшей»
3. Поход Лжедмитрия I на Москву
4. Организация первого народного ополчения
5. Царь Василий Шуйский был свергнут с престола
1. 1607
2. 1610
3. 1611
4. 1613
6. И. Болотников капитулировал в Туле
1. 1607
2. 1608
3. 1609
4. 1613
7. В правление В. Шуйского патриархом церкви был
1. Филарет
2. Ион
3. Гермоген
4. Филипп
8. Второе ополчение против поляков возглавили
1. Михаил Шеин и Михаил Скопин-Шуйский
2. Хлопко и Сидорка
3. Петр Ляпунов и Д. Трубецкой
4. К. Минин и Д. Пожарский
II вариант
1. Какое событие из перечисленных произошло в 1589 году
1. Запрещен переход крестьян в Юрьев день
2. Началось восстание Хлопка
3. Убит царевич Дмитрий
4. Состоялись выборы первого патриарха
2. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву от польских интервентов
1. 1610г.
2. 1611г.
3. 1612г.
4. 1613г.
3. Лжедмитрий I начал военные действия против царя Бориса
1. 1601г.
2. 1604г.
3. 1607г.
4. 1608г.
4. Боярин Василий Шуйский стал царем
1. 1604г.
2. 1606г.
3. 1607г.
4. 1611г.
5. Тушинским вором называли
1. Хлопка
2. Лжедмитрия I
3. Лжедмитрия II
4. Ивана Болотникова
6. Собрание, которое выбирало русского царя называлось
1. Вече;
2. Земский собор;
3. «Совет всея земли»;
4. Освященный собор.
7. Михаил Скопин-Шуйский руководил русскими войсками
1. В разгроме тушенцев под Тверью;
2. В ходе осады болотниковцев, засевших в тульском кремле;
3. При осаде Смоленска польскими войсками;
4. В ходе второго ополчения.
8. О ком идет речь: «Сын крестьянин, завел отряд поляков в дремучий лес, за что принял великие мучения перед смертью от врагов. В Костроме ему поставлен памятник?
1. Лжедмитрий I;
2. Лжедмитрий II;
3. Иван Болотников;
4. Иван Сусанин .
Ключ к тестам (самопроверка)
№ | 1 вариант | № | 2 вариант |
1 | 2 | 1 | 4 |
2 | 4 | 2 | 3 |
3 | 3 | 3 | 2 |
4 | 1 | 4 | 2 |
5 | 2 | 5 | 3 |
6 | 1 | 6 | 2 |
7 | 3 | 7 | 1 |
8 | 4 | 8 | 4 |
III. Изучение нового материала
1. Цари (сообщения обучающихся)
После освобождения столицы Москвы предстояло
восстановить в России государственную власть,
избрать нового царя. Минин и Пожарский разослали
извещения о созыве Земского собора. В январе 1613г
собрались представители от дворян, бояр и
духовенства, казаков, стрельцов и посланцев 50
городов. После долгих споров царем был избран
16-летний Михаил Федорович.
С него в России стала править новая династия
царей Романовых.
Первые Романовы.
Сообщения обучающихся сопровождаются показом слайдов. (портреты первых царей Романовых. См. Приложение 1)
2. Земские соборы (Рассказ учителя)
Земские соборы – орган центрального
управления. При царе Михаиле соборы собирались
довольно часто. А в период до возвращения из
плена Филарета собор практически не прекращал
работу. По мере укрепления царской власти
Земские соборы собирались реже и стали
собираться лишь для утверждения подготовленных
царем проектов. Последний собор был созван в 1653
году.
(Слайд Земские соборы – Приложение
1)
3. Боярская дума (Объяснение учителя.)
Постепенно утрачивала свою роль и Боярская
дума. Поначалу состав думы был расширен Михаилом
Федоровичем – так он отблагодарил тех, кто
поддержал его воцарение. К концу правления
Алексея Михайловича численность Боярской думы
выросла до ста человек. Дума решала наиболее
важные вопросы – войны и мира, утверждение
законов, введение новых налогов. Руководил ее
работой либо царь, либо назначенный им боярин. В
полном составе дума стала собираться все реже и
реже. При Алексее Михайловиче в стране
установилась форма правления –
сословно-представительная самодержавная
монархия.
(Слайд Боярская дума – Приложение
1)
4. Приказы. Практическая работа.
Заполнить таблицу.
Приказы | Функции |
Все обучающиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно, а один сильный обучающийся за компьютером. После выполнения работы таблица с компьютера выводится на электронную доску. Проводится взаимопроверка.
Взаимопроверка.
Приказы | Функции |
Посольский | Ведал вопросами внешней политики. |
Приказ Большого дворца | Ведал дворцовым хозяйством и имуществом царя. |
Казенный | Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. |
Конюшенный | Распоряжался царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. |
Разрядный | Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу. |
Рпоместный | Ведал земльными пожалованиями и сбором налогов. |
Ямской | Отвечал за почтовую связь. |
Приказ каменных дел | Ведал строительством в столице и крупных городах. |
Челобитный | Рассматривал ипрошения и жалобы. |
Приказ тайных дел | Контролировал деятельность всех государственных учреждений. |
Разбойный и земский | Решал судебные вопросы. |
Стрелецкий, пушкарский, иноземный, рейтарский, казачий | Ведали военными делами. |
5. Законы (рассказ учителя).
Появление новых законов в первой половине века,
а также применение законов более раннего времени
потребовали их упорядочения, сведения в единый
документ – свод законов, который стал называться
Соборное уложение.
Это Соборное уложение было принято в 1649 году.
Уложение отразило возросшую роль царя в жизни
страны. Оно впервые утвердило полное право
феодала на землю и зависимых крестьян. Был
установлен бессрочный розыск беглых крестьян и
большой штраф за укрывательство беглецов. В
стране было установлено крепостничество. В
современной России тоже есть основные законы, по
которым живет государство – это Конституция
России.
(слайды Соборное уложение – Приложение
1)
6. Местное управление. Самостоятельная работа по учебнику.
Выписать словарные слова: волость, стан, уезд.
Ответить на вопросы: (вопросы на
интерактивной доске)
- Какая главная территориально – административная единица была в 17 веке?
- Какова численность уездов?
- Назовите более мелкие административные единицы?
- Кто стоял во главе уездов?
IV. Закрепление (фронтальная беседа).
- Кто был главой государства в России в 17 веке? (Царь)
- Какая форма правления сложилась в России в 17 веке? (Самодержавие)
- Какие центральные органы власти помогали царю управлять государством? (Земские соборы и Боярская дума)
- Как называется сборник законов созданный в 1649 году? (Соборное уложение)
- Какой вывод можно сделать по изученной теме? (Слушаем варианты обучающихся, зачитываем вывод в конце параграфа)
V. Домашнее задание (дифференцированное) Параграф 6.
Первая группа – подготовить проект
«Политическое развитие России в 17 веке»
Вторая группа – изучить документ «О российской
системе управления» учебник с. 54. Ответить на
вопросы после документа.
Третья группа – составить кроссворд по теме
«Политическое развитие страны»
VI. Итоги урока
– Какая форма правления сложилась в России в 17
веке?
– На кого опирался царь в управлении
государством?
Комментирование ответов обучающихся.