Дефектолог — специалист в
области дефектологии.
– дефектолог (в широком смысле трактовки этого
термина) — специалист в области изучения, обучения,
воспитания и социализации детей с
отклонениями в развитии.
– дефектолог (в узком понимании этого термина) —
коррекционный педагог.
Сложный дефект это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.
К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и печени, врожденные пороки сердца. А также дети с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно.
Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Цель ПМПК — на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. ПМПК занимаются подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.
МСЭ – медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
ИПР – индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида - это программа мероприятий, которая разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей физического состояния и состояния здоровья инвалида, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Документация учителя-дефектолога в группе для детей, имеющих сложную структуру дефекта
1. Общие документы
– должностная инструкция
– инструкция по охране труда и технике
безопасности
– график работы учителя – дефектолога на
учебный год
День недели | Время |
|
|
– распределение рабочего времени учителя-дефектолога
День недели |
Время |
Вид деятельности |
|
|
|
2. План работы учителя-дефектолога на учебный год
№ п/п |
Направление деятельности |
Содержание | Сроки выполнения |
|
|
|
|
3. Сведения о детях
– списочный состав детей, дата рождения, заключение ПМПК (сводная таблица)
№ п/п |
Ф. И. О. ребенка |
Дата рождения |
Заключение ПМПК |
Заключение МСЭ |
|
|
|
|
|
– сведения о детях-инвалидах
№ п/п |
Ф. И. О. ребенка |
Дата рождения |
Домашний адрес |
Ф.И.О. родителей |
Место работы |
|
|
|
|
|
|
– заключение ПМПК, карта обследования
на каждого ребенка (копии)
– заключение МСЭ, ИПР на каждого ребенка
(копии)
– договор между ДОУ и родителями о
психолого-медико-педагогическом
сопровождении и обследовании ребенка
– психолого-педагогическая характеристика на
воспитанника для предоставления на ПМПК
4. Диагностика
– нормативные документы
– методические рекомендации
– уровни развития
– условные обозначения
– диагностические карты
– карта динамики
– графики ЗУН
– анализы результатов
– приложение
5. Индивидуальные адаптированные программы воспитания, обучения и развития воспитанников
6. Журнал учета индивидуальной работы
– табель посещаемости
№ п/п | Дата Фамилия, имя ребенка |
Сентябрь | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | … | ||||||||||||
– сетка занятий:
А) общая
Дни недели | Доминирующие образовательные области | Содержание образовательных областей | Вид деятельности | Время | Ответственный |
|
|
|
|
|
|
Б) для детей, посещающих ДОУ в режиме кратковременного пребывания
Специалисты |
День недели |
Время |
Вид деятельности |
|
|
|
|
– план индивидуальной работы с воспитанниками (тетради)
Дата День недели |
Содержание образовательных областей |
Коррекционно-развивающие задачи |
Подборка материала |
|
|
|
|
7. Тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем группы
Дата |
Задание дефектолога |
Отметка воспитателя о выполнении |
8. Тетрадь взаимодействия специалистов МБДОУ в группе
Дата | Учитель-дефектолог | Воспитатель | Психолог | Муз. руководитель |
9. Взаимодействие с родителями воспитанников
– журнал консультаций
Дата, время | Ф.И.О. консультируемого | Причина обращения | Характер консультации, тематика | Примечание |
– печатные материалы
10. Анализ деятельности учителя-дефектолога за год