Цели урока:
- Обучающие: определение структурных и языковых особенностей личного письма как речевого жанра.
- Развивающие:
- обучение умению ставить цель, планировать свою деятельность на уроке, проникать в сущность изучаемого явления, делать выводы с проявлением собственного отношения к фактам;
- развитие умения содержательно высказывать свои мысли;
- овладение способами построения устной и письменной речи в зависимости от учебных целей;
- формирование у учащихся ключевых компетенций (языковой, коммуникативной, познавательной).
- Воспитательные:
- осознание важности письма в нашей жизни;
- овладение нормами речевого этикета;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма при выполнении заданий в различных формах учебной деятельности.
Опережающее домашнее задание:
- Напишите письмо другу (близкому человеку).
- Возьмите интервью у своих близких на тему «Письма в нашей жизни».
Вопросы для интервью:
- Хранятся ли в вашем доме письма родных или близких? От кого эти письма?
- Чем дороги эти письма? (Почему мы их храним?)
- Нужны ли письма в наше время? (Мнение родителей, бабушек, дедушек).
Сценарий урока
1. Этап мотивации
На столах – письма из семейных архивов, письма, написанные учащимися, письма известных людей. Ученики до урока рассматривают эти письма.
Вступительное слово учителя на уроке.
Вопросы учителя:
– Как вы думаете, зачем люди пишут друг
другу письма? Почему мы так ждём писем от родных и
близких?
– У кого из вас хранятся дома письма родных?
Далее предоставляется слово ученикам, бравшим у
близких интервью. (См. вопросы для интервью
1-2).
Обсуждение:
– Почему люди писали письма? (Это было
единственное средство связи между людьми).
– А в наше время нужны письма? Может быть,
стоит отказаться от традиционных писем, ведь
существуют более современные средства связи?
(Мнения учащихся).
– А что думают по этому поводу ваши родители,
бабушки и дедушки? (Вопрос 3 для интервью).
Далее учитель приводит данные
социологического опроса, проведённого
среди учащихся 6 класса.
70% уч-ся считает, что традиционные письма нужны в
наше время.
30% уч-ся считает, что не нужны.
74% уч-ся написали письма от руки.
26% уч-ся набрали текст на компьютере.
Подведение итогов 1 этапа урока
– Так всё-таки нужны современному человеку письма? (Нужны).
2. Этап целеполагания
Вопросы учителя:
– Вы к уроку писали письма. Какие трудности
возникли у вас при написании письма?
– Почему возникли эти трудности?
– Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы
сможете определить цель сегодняшнего урока.
(Научиться писать письма).
3. Этап планирования и уточнения цели
– Что для этого необходимо? (Необходимо
выяснить, что такое письмо, какова структура (или
композиция) письма, языковые особенности ).
– Какие письма в вашем небольшом жизненном опыте
встречаются чаще? С какими вы столкнулись, когда
рассматривали семейные письма? (Личные).
Учитель сообщает, что именно личным письмам будет уделено внимание на уроке.
– Каким будет наш конечный результат? (Письмо другу, или маме, или брату и т.п.)
4. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности. Определение жанра
Задание уч-ся: перед вами письма известных людей. Прочитайте их, попробуйте сформулировать определение жанра письма.
Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно, было некогда. Теперь, вероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе… Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых я целую и благословляю. Кланяюсь Наталье Ивановне. Тебя целую. На днях получишь письма с посыльным. Прощай, мой милый друг.
А.С.Пушкин
Санкт-Петербург
Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки,
а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю
твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в
письмах и по духу, и по уму…
Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт
меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что я от
этого мучаюсь и стыжусь. Просто я
недостаточно хороший человек, чтобы полностью
отплатить тебе за всё твоё добро, и я это
сознаю.
Письмо писателя Л.Андреева к матери
Мнения учащихся
Далее предлагается задание.
Внимательно прочитайте текст греческого учёного Деметрия из книги « О стиле»:
«Письмо должно быть написано тем же слогом,
что и диалоги. В письме, как и в диалоге,
проявляется человеческий характер. Почти каждый
из нас запечатлевает в письмах образ своей души».
Прав ли древнегреческий философ Деметрий,
утверждая, что письмо похоже на диалог?
Аргументируйте свой ответ.
Чтобы зафиксировать то, что вы знаете о жанре
письма, выберите подходящий для вас вариант и
поработайте в парах (группах).
Заполните схему, отражающую суть письма,
поставив вместо вопросов подходящие слова.
Модель схемы на слайде 1 (Приложение
1).
Результаты работы групп обсуждаются, фиксируются в тетрадях. (Лучшее определение + схема). Примерный образец заполнения схемы см на слайде 2 (Приложение 1). (Учитель при необходимости помогает заполнить схему. Попутно ведётся работа с паронимами).
2. Выявление структурных особенностей жанра
– Вы хорошо справились с определением жанра
письма. А как вы думаете, существуют ли какие-то
правила построения письма (опирайтесь на письма,
которые вы писали дома, и письма, которые
хранятся в вашем домашнем архиве).
Определение композиционных элементов жанра.
Фиксация на доске ответов учащихся, затем –
слайд 3 (Приложение 1).
(На слайде дано название только первой графы,
вторая графа остаётся без названия, пока не
дойдём до вывода детей о том, что необходимо
проанализировать ещё и языковые особенности):
Композиция письма |
|
|
Учащимся предлагается сравнить их наблюдения за композицией личного письма с материалами слайда и перенести таблицу в тетрадь, заполнив первую часть.
3. Выявление языковых особенностей личного письма.
Учитель: Вы определили, что такое письмо, нашли общие композиционные части в структуре личных писем. Наверное, можно садиться и писать. Теперь получится. Как вы считаете? (Учащиеся высказывают разные мнения, кто-то обязательно скажет, что не анализировали слова и выражения, которые принято употреблять в письмах).
Учитель: Действительно, мы не проанализировали языковые особенности личного письма. Поработайте с письмами, лежащими у вас на столах. Заполните вторую графу нашей таблицы, запишите нужное напротив названия каждой композиционной части, сделайте выводы. (Работа в группах). После выступления учащихся можно предложить на слайде 4 (Приложение 1) рекомендации специалистов по этому вопросу.
Композиция письма |
Языковые особенности каждой части, клише |
Обращение – приветствие. Цель написания (причина, побудившая написать письмо).
Основная часть. Вопросы и пожелания адресату.
Заключение (прощание, подпись, дата и место написания). |
Мои дорогие мама и папа! Дорогая бабуля! Здравствуй, Денис! Получил (а) ваше письмо… Давно не было писем… Очень захотелось написать вам… Расскажу о нашей жизни… Какие у вас новости? До свидания! |
5. Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на практике
– Мы с вами, оказывается, теперь очень много знаем о письмах. Давайте попробуем это друг другу рассказать, опираясь на наши записи и таблицы (рассказывают в парах). Молодцы, я думаю, вы готовы выступить в качестве экспертов-редакторов.
Редактирование писем
Учащимся предлагаются разные тексты для редактирования. (Работа в группах). Ученики редактируют тексты, делают выводы, указывая на типичные ошибки.
Текст 1.
Здравствуй, бабушка!
Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы
купили с мамой три золотые рыбки. В
воскресенье ездили в лес с соседями за клюквой и
в лес за грибами. Я нашла три подберёзовика и
пятнадцать груздей.
До свидания, Лена.
Текст 2.
Привет, мой друг Денис!
Пишу тебе это письмо с целью узнать, как ты
поживаешь? Чем в последнее время занимаешься?
Нравится ли твоя жизнь у бабушки? Надеюсь, ты
скоро приедешь, потому что все разъехались, а
мне одному скучно.
С уважением от Вити, жду тебя.
Текст 3.
Здравствуйте, уважаемые конструкторы!
Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не
совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб
бензина ему надо было поменьше, а ездил бы он
побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя
закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей.
Если у вас останутся лишние, пришлите обратно.
С уважением – Дядя Федор.
Текст 4.
Привет, С.
Пишу тебе из дома 24 февраля сего года. Вот решил
написать тебе.
У нас все как всегда. А как у вас?
Скоро у нас будет смотр художественной
самодеятельности. В последние зимние каникулы мы
ездили на елку в Кремль. Там мне очень
понравилось новогоднее представление.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать
нечего.
Ну, пока.
Текст 5.
Уважаемый друг Артём!
Я надеюсь, что это письмо дойдёт до Вас, Довожу до
Вашего сведения, что на прошлой неделе я приехал
с Чукотки .Там очень хорошо, много
достопримечательностей. Больше не знаю, о чём
писать. Надеюсь, у Вас всё хорошо.
Ваш уважаемый друг Кирилл
Творческое задание
– Заканчивая знакомство с личными
письмами, я хотела бы вместе с вами посмотреть,
что бывает, когда не соблюдают правила написания
писем.
Далее ученикам предлагается посмотреть
фрагмент из мультфильма «Каникулы в
Простоквашино» (Приложение 2)
и ответить на вопросы:
– Из какого мультфильма этот фрагмент? Почему
родители Дяди Фёдора так отреагировали на
письмо? Кто ошибся и в чём?
6. Заключительный этап урока
Подведение итогов:
– Какими словами вы бы закончили наш урок
письма?
– Должны ли современные средства вытеснять
традиционные письма?
– Каким должно быть домашнее задание, чтобы
закрепить всё изученное на уроке?
7. Домашнее задание (совпадает с этапом контроля знаний и способов деятельности с ними): используя новые знания, полученные на уроке, отредактируйте дома свои письма.