Образовательная область: Коммуникация
Цель:
- формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;
- совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины;
- продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;
- продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, учить быть доброжелательным и корректным собеседником.
Материал и оборудование: репродукция картины И.И.Левитана "Март".
В занятии использованы материалы:
- рассказ И.С.Соколова-Микитова «Здравствуй, весна!»;
- рассказ о художнике из пособия О.С.Ушаковой «Развитие речи детей 5-7 лет».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на стульчиках, расставленных на ковре полукругом.
Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы внимательно послушайте.
Воспитатель читает рассказ И.С.Соколова-Микитова "Здравствуй, весна!"
– Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов. Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей. Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи. Выбежал на опушку заяц-беляк. Сидит на пеньке, глядит вокруг. Вышел большой лось с бородкой и рогами. Радостное чувство наполняет душу.
– Ребята, как вы думаете, о каком времени года
говорится в этом рассказе? (Ответы детей)
– Каких птиц упомянул автор в своем рассказе? (Ответы
детей)
– Каких животных? (Ответы детей)
– Что автор сказал про деревья?
– Заканчивая свой рассказ, автор говорит:
"радостное чувство наполняет душу". Как вы
думаете, почему?
Воспитатель слушает предположения детей.
– Да, весна – время пробуждения природы, все живое радуется ей. А что еще мы можем сказать о весне? Какая она?
Дети подбирают прилагательные, подходящие к слову "весна".
Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
Дети садятся на места. Воспитатель вывешивает картину И.И.Левитана «Март».
– Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал ее природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал стройные березки, реки, небо. Рисовал он и весну, и сегодня мы познакомимся с одной из его весенних картин. Она называется "Март".
– Ребята, как вы считаете, на этой картине
изображена ранняя или поздняя весна? Почему вы
так думаете?
– Какой снег изображен на картине?
– Что можно сказать о деревьях?
– Как вам кажется, солнечный или пасмурный день
изображен на картине?
– Какого цвета небо?
– Какое животное изображено на картине?
– Кто хочет попробовать придумайть рассказ о
том, что изображено на картине. Рассказ должен
быть интересным, коротким и законченным. Не
забудьте сказать, какой был день, описать, какая
весна, какая природа. Постарайтесь не повторять
рассказы друг друга.
Воспитатель по очереди вызывает несколько желающих. Выслушав все рассказы детей, воспитатель кратко подводит итог, отмечает интересные высказывания детей.
– Молодцы, ребята, вот какие интересные получились у нас рассказ. А теперь, давайте, немного поиграем. Игра называется: «Верно-неверно». Я буду произносить предложение, если такое бывает на самом деле, вы будете говорить "да, верно", если нет – "нет, не верно"
Весной идет дождь
Весной листья опадают
Весной птицы улетают на юг
Весна приходит после зимы
После весны наступит осень
Весной расцветают подснежники
Весной все купаются
Весной деревья стоят голые.
После весны наступит зима
Весной снег тает
– Молодцы, ребята. Так о чем же мы говорили на сегодняшнем занятии? Что нового мы узнали? Чему научились?