Основа этого учебного курса – краеведение в 8 классе. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своему краю, знакомит с лучшими людьми: землепроходцами и рудоискателями, учеными, тружениками промышленности и сельского хозяйства – всеми кто создавал и создает славу своей земли в России и за ее пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Кузнецкой, ее неповторимой природы, памятникам архитектуры.
Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить и расширить кругозор учащихся а области географии Кемеровской области, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.
Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, таких как лекционная форма, проведение практикумов, семинаров и т.д.
Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области географии Кемеровской области как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, на основе анализа и сопоставления различных источников знаний.
Задачи курса:
- углубление и расширение знаний по физической и экономической географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру;
- формирование общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе;
- вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению особенностей освоения и заселения, природы, развития экономики района.
Учащиеся должны уметь:
- использовать карты, статистические данные, материал учебников и другой дополнительной литературы;
- давать на основе сопоставления различных источников характеристику природы и экономики района.[6].
Учебно-тематический план
Название тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
лекции | практ. | семин. | ||||
1 | История исследования и освоения Земли Кузнецкой | 3 | 2 | 1 | семинар | |
2 | Физико-географическое положение Кемеровской области | 2 | 1 | 1 | Практическая работа | |
3 | Геологическое и тектоническое строение | 3 | 2 | 1 | Практическая работа | |
4 | Рельеф | 3 | 2 | 1 | Практическая работа | |
5 | Полезные ископаемые | 3 | 2 | 1 | Практическая работа | |
6 | Погода и климат | 4 | 2 | 2 | Практическая работа | |
7 | Внутренние воды и водные ресурсы | 3 | 1 | 2 | Практическая работа | |
8 | Почвы и земельные ресурсы | 2 | 1 | 1 | Практическая работа | |
9 | Растительность | 2 | 1 | 1 | Практическая работа | |
10 | Животный мир | 2 | 1 | 1 | Практическая работа | |
11 | Рекреационные ресурсы | 3 | 2 | 1 | Семинар | |
12 | Экологическая ситуация в Кемеровской области | 3 | 2 | 1 | Практическая работа | |
13 | Особо Охраняемые Природные Территории и природные объекты Кемеровской области | 3 | 2 | 1 | Практическая работа | |
Итоговое занятие тестирование: | 1 | Тестирование | ||||
Итого: | 34 |
Содержание курса
Тема 1. “История исследования и освоения Земли Кузнецкой” (3 часа).
Лекция: “История исследования и освоения Земли Кузнецкой” (2 час).
Семинар: “Люди Земли Кузнецкой” (1 час)
Тема 2. “Физико-географическое положение Кемеровской области” (2 часа).
Лекция: “Физико-географическое положение Кемеровской области” (1 час).
Практическая работа: (1 час)
Тема 3: “Геологическое и тектоническое строение” (2 часа).
Лекция: “Геологическое и тектоническое строение” (1 час).
Практическая работа: (1час)
Тема 4: “Рельеф” (3 часа).
Лекция № 1: “Горные системы Кемеровской области” (1 час).
Лекция №2: “Равнинные территории Кемеровской области” (1 час).
Практическая работа: (1 час).
Тема 5: “Полезные ископаемые” (3 часа).
Лекция №1: “Месторождения каменного и бурого угля в Кемеровской области” (1 час).
Лекция №2: “Рудные и другие полезные ископаемые Кемеровской области” (1 час).
Практическая работа: (1 час).
Тема 6: “Погода и климат” (4 часа).
Лекция №1: “Климатообразующие факторы на территории Кемеровской области” (1 час).
Лекция №2: “Смена погодных и климатических условий на территории Кемеровской области” (1 час).
Практическая работа: (2 часа).
Тема 7: “Внутренние воды и водные ресурсы” (3 часа)
Лекция №1: “Физико-географическая характеристика основных водных объектов на территории Кемеровской области” (1 час)
Практическая работа: (2 часа)
Тема 8: “Почва и земельные ресурсы” (2 часа).
Лекция: “Типы почв Кемеровской области” (1 час).
Практическая работа: (1 час).
Тема 9: “Растительность” (2 часа)
Лекция: “Растительный покров Кемеровской области” (1 час).
Практическая работа: (1 час).
Тема 10: “Животный мир” (2 часа).
Лекция: “Разнообразие животного мира области” (1 час).
Практическая работа: (1 час).
Тема 11: “Рекреационные ресурсы” (2 часа).
Лекция: “Природно-административно-рекреационные районы Кемеровской области”(1 час).
Практическая работа: (1 час).
Тема №12: “Экологическая ситуация в Кемеровской области” (4 часа).
Лекция №1: “Глобальные экологические проблемы на примере Кемеровской области” (1 час).
Лекция №2: “Химическое, физическое, биологическое загрязнение в кемеровской Области” (1 час).
Лекция №3 “Характеристика экологической обстановки в Кемеровской области” (1 час).
Практическая работа: (1 час).
Тема №13: “Особо Охраняемые Природные территории и объекты Кемеровской области” (3 часа).
Лекция №1: “Сохранение биоразнообразия на плане через систему ООПТ” (1 час)
Лекция №2: “ООПТ Кемеровской области” (1 час).
Практическая работа: (1 час).
Итоговое занятие – тестирование (1 час).
Тема 1. “История исследования и освоения Земли Кузнецкой” (3 часа).
Лекция: “История исследования и освоения Земли Кузнецкой” (2 часа).
Учащиеся знакомятся с особенностями освоения и заселения Кемеровской области, с учеными, которые внесли существенный вклад в изучение Земли Кузнецкой
Семинар: “История освоения Кемеровской области” Группы представляют результаты исследования, проведенные на основе анализа учебной литературы и статистических данных по таким вопросам как “С чем связано освоение Кемеровской области” и “Какие этапы можно выделить в его освоении”.
Тема 2. “Физико-географическое положение Кемеровской области” (2 часа).
Лекция: “Физико-географическое положение Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся определяют, в какой части России, находится Кемеровская область. Кто наши соседи, по каким естественным рубежам проходит граница, какова ее длинна. Какие дороги связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.
Практическая работа: 1) Заполнение таблицы “Географическое положение Кемеровской области”.
План ГП области | Краткие ответы |
По отношению: А) к экватору (координаты крайних северной и южной точек); Б) К северному полюсу; В) к начальному меридиану (координаты крайних восточной и западной точек); Г) к океанам; Д) к другим государствам и областям Российской Федерации; Е) к крупнейшим транспортным магистралям. |
2) На контурной карте Кемеровской области обозначают:
А) крайние точки и их координаты, соседние области, края, республики;
Б) крупные железнодорожные узлы на Транссибирской и Южносибирской магистралях в Кемеровской области;
Тема 3: “Геологическое и тектоническое строение” (2 часа).
Лекция: “Геологическое и тектоническое строение” (1 час)
Учащиеся узнают как формировалась земная кора, рельеф и полезные ископаемые родного края от древнейших времен до наших дней. Как менялись климат, растительность, животный мир, река Томь во времени.
Практическая работа: (1 час)
Используя карты атласа заполнить таблицу.
Эра, период |
Продолжи- тельность, млн.лет |
Климати- ческие условия |
Процессы горообра- зования |
Развитие орг. мира |
Образование п.и. |
Отвечают на вопросы:
- Проследите геологическую историю формирования территории Кемеровской области: формирование рельефа, растительного и животного мира, образование полезных ископаемых.
- Как изменялись климатические условия на территории Кемеровской области на протяжении длительного геологического времени?
- Когда на территории нашего края сформировался современный рельеф?
- Назовите районы Кузбасса в которых выходят на дневную поверхность самые древние горные породы.
Тема 4: “Рельеф” (3 часа).
Лекция № 1: “Горные системы Кемеровской области” (1 час).
Лекция № 2: “Равнинные территории Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся знакомятся с особенностями рельефа Кемеровской области. Чем горные системы и равнинные территории отличаются руг от друга. Их геологическую и физико-географическую характеристику. Топонимику ряда изучаемых объектов.
Практическая работа: Используя карты атласа Кемеровской области, заполняют таблицу:
№ п/п | Форма рельефа | Возраст | Средние высоты | Наибольшая высота | Полезные ископаемые |
1. | Кузнецкий Алатау | ||||
2. | Горная Шория | ||||
3. | Салаирский кряж | ||||
4. | Кузнецкая котловина | ||||
5. | Юго-восток Западно-Сибирской равнины |
На контурную карту учащиеся, наносят основные формы рельефа.
Тема 5: “Полезные ископаемые” (3 часа).
Лекция №1: “Месторождения каменного и бурого угля в Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся узнают о месте Кемеровской области в общероссийских запасах разнообразного сырья и топлива. О значении полезных ископаемых в народном хозяйстве. О запасах и размещении топливных полезных ископаемых.
Лекция №2: “Рудные и другие полезные ископаемые Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся узнают о рудных и нерудных месторождениях полезных ископаемых, особенностях их использования. Об экологических проблемах добычи и об использовании их в нашей области
Практическая работа: (1 час). На контурную карту нанести основные месторождения полезных ископаемых нашей области.
Составить схему использования каменного угля в различных отраслях хозяйства.
Тема 6: Тема 6: “Погода и климат” (4 часа).
Лекция №1: “Климатообразующие факторы на территории Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся знакомятся с историей появления в нашей области первых метеостанций. Как действуют основные климатообразующие факторы на территории Кемеровской области и как влияют на формирование резко континентального климата нашего региона.
Лекция №2: “Смена погодных и климатических условий на территории Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся знакомятся, как меняются погодные и климатические условия по месяцам на территории нашей области. Какие фенологические изменения происходят в природе, как они влияют на жизнь растений и животных.
Практическая работа №1: (1 час). По климатической карте России определяют, в каком климатическом поясе расположена территория нашего района. Устанавливают зависимость между физико-географическим положением, рельефом, природными зонами и климатическими условиями. Анализируют данные таблицы (подготовленную учителем) и устанавливают изменения температуры воздуха в отдельных пунктах района по месяцам за год. Объясняют причины различий по природным зонам и ландшафтам. Устанавливают, как климатические условия нашей местности влияют на состояние здоровья.
Задание. Заполните таблицу “Основные климатообразующие факторы Кемеровской области”
Причины | Как проявляются |
1. Географическая широта | |
2. Характер земной поверхности (рельеф, подстилающая поверхность) | |
3. Преобладающие воздушные массы |
Практическая работа №2: (1 час). Фенологические наблюдения Составление дневника Фенологических наблюдений.
Тема 7: “Внутренние воды и водные ресурсы” (3 часа)
Лекция №1: “Физико-географическая характеристика основных водных объектов на территории Кемеровской области” (1 час)
Учащиеся узнают о количестве рек, озер, водохранилищ на территории нашей области, рассматривают физико-географическую характеристику основных водных объектов.
Практическая работа №1: (1 час). Задание: Дать характеристику рек Кемеровской области, заполнив таблицу
Название реки | К какому бассейну относится | Характер течения | Главный источник питания | Особенности режима | Хозяйственное использование |
Практическая работа №2: (1 час). Задание: Начертить поперечный профиль реки Томи в районе “Бычьего горла”.
Тема 8: “Почва и земельные ресурсы” (2 часа).
Лекция: “Типы почв Кемеровской области” (1 час). Учащиеся знакомятся с факторами, влияющими на образование почв. Наиболее распространенными типами почв на территории Кемеровской области. Об отличии почв равнинных и горных территорий.
Практическая работа: (1 час).
Задание.
1) Начертить круговую диаграмму “Земельные ресурсы Кемеровской области”
2) Сделать схематический рисунок “Изменение типов почв с высотой в горах Кузнецкого Алатау”.
Тема 9: “Растительность” (2 часа)
Лекция: “Растительный покров Кемеровской области” (1 час). Учащиеся знакомятся с разнообразием растительного покрова в нашей области и причинах такого разнообразия. Узнают о наиболее распространенных, эндемичных и реликтовых видах растительности. Об использовании и охране лесных ресурсов, а также лекарственных растениях нашей области.
Практическая работа: (1 час).
Задание. 1) Используя карты атласа, заполните таблицу (1, 2, 3, столбцы)
Природная зона |
Климат | Почвы | Расти- тельность |
Животный мир |
2) Сделать схематический рисунок “Изменение растительности с ывсотой в горах Кузнецкого Алатау”.
Тема 10: “Животный мир” (2 часа).
Лекция: “Разнообразие животного мира области” (1 час).
Учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира нашей области. Узнают о наиболее распространенных и редких животных нашей фауны. О значении многих видов животных в природе и жизни человека. Какие животные нашей области являются аборигенами, а какие акклиматизированы реакклиматизированы. Какие виды животных наиболее нуждаются в охране.
Практическая работа: (1 час).
Задание.
1) Используя карты атласа, заполните таблицу (4 столбц)
Природная зона | Климат | Почвы | Растительность | Животный мир |
2) На контурную карту нанести границы природных комплексов:
- равнин,
- горных областей,
- речных долин.
Тема 11: “Рекреационные ресурсы” (2 часа).
Лекция: “Природно-административно-рекреационные районы Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся знакомятся с делением нашей области на три природно-административно-рекреационных района (Северо-Кузбасский, Центрально- Кузбасский, Южно-Кузбаский) и с главными достопримечательностями этих ПАРР. Узнают о некоторых маршрутах путешествий и экскурсий по данным районам.
Практическая работа: (1 час).
Задание. Учащимся предлагается два варианта выполнения практической работы на выбор:
1) Составьте маршрут выходного дня по вашему городу (району) с целью оздоровления. Какие памятники, объекты культуры и спорта, природные уникумы вы включите в свой маршрут?
2) Используя физико-краеведческую карту и атласы Кемеровской области, наметьте недельный летний туристический поход по родному краю с указанием и описанием населенных пунктов, водных объектов, пиродно-ландшафтных зон, памятников природы.
Тема №12: “Экологическая ситуация в Кемеровской области” (4 часа).
Лекция №1: “Глобальные экологические проблемы на примере Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся знакомятся с глобальными экологическими проблемами:
1) проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
2) проблемы, связанные с нарушением и сокращением земель.
Лекция №2: “Химическое, физическое, биологическое загрязнение в Кемеровской Области” (1 час).
Учащиеся знакомятся с химическим, физическим, биологическим загрязнением их влиянием на жизнедеятельность человека. Последствиями этого влияния.
Лекция №3 “Характеристика экологической обстановки в Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся знакомятся с экологическим состоянием атмосферы, водного бассейна, почв Кемеровской области.
Практическая работа: (1 час).
Задание: На контурную карту Кемеровской области нанести:
1) Районы интенсивного техногенного воздействия
2) Земли, нарушенные при добычи полезных ископаемых
3) Реки, в которых затоплена древесина при молевом сплаве
4) Источники теплового загрязнения
5) Полигоны промышленных отходов
6) Населенные пункты, в которых имеются очистные сооружения
Тема №13: “Особо Охраняемые Природные территории и объекты Кемеровской области” (3 часа).
Лекция №1: “Сохранение биоразнообразия на плане через систему ООПТ” (1 час). Учащиеся знакомятся с основными видами ООПТ: заповедники, заказники, национальные парки, заказники, памятники природы.
Лекция №2: “ООПТ Кемеровской области” (1 час).
Учащиеся знакомятся с ООПТ Кемеровской области: заповедником Кузнецкий Алатау, Шорским Национальным парком, Охотничьими заказниками.
Практическая работа: (1 час).
Задание. На контурную карту Кемеровской области нанести:
1) заповедник Кузнецкий Алатау,
2) Шорский Национальный парк,
3) охотничьи заказники (Антибесский, Барзасский, Бельсинский, Горский, Китатский, Нижнекетомский, Писаный, Раздольный, Сары-Чумыш, Салаирский, Таштагольский, Особое лесничество “Поднебесные Зубья”, Памятник природы Кузедеевский Липовый остров).
Рекомендуемая литература для учителя
1. Соловьев Л.И., География Кемеровской области Природа, Кемерово, 2006 г.
2. Атлас Кемеровской области.
3. Атлас Природы и экономики России (8, 9 классы).
4. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. - Московский лицей, 1996 г.
Рекомендуемая литература для учащихся:
1. Атлас Кемеровской области.
2. Атлас Природы и экономики России (8, 9 классы).
3. Соловьев Л.И., География Кемеровской области Природа, Кемерово, 2006 г.
4. Информация о Кемеровской области: география, климатические условия, растительный и животный мир водные ресурсы: h t t p: / /www. kemerovo. su/