На пути сотрудничества

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Работа с родителями


Семья – исток жизни. «В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды». В ней коренится все хорошее и плохое, что развивается в душе человека.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое,  который сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.  Далеко не все родители имеют достаточный уро­вень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. А между тем,«Закон об образовании в Р.Ф»2012г  обязывает семью проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Именно от родителей во многом зависит, насколько здоровым будет расти их ребенок. Вот почему главным направлением в своей работе с родителями считаю:  доступными  средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании ребенка ,используя потенциал физической культуры и спорта и  свой педагогический потенциал.

«Ребенок  учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому!»(немецкий сатирик, Себастьян Бранта .15 век)

Физическая культура – фундаментальное средство   построения здорового образа жизни  ,сохранения и укрепления здоровья.

Чем меньше ребенок, тем в большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни: он ест ту пищу, которую ему дают, «дышит воздухом»,который комфортен для других членов семьи, т.е малыш нуждается в опеке и получает ее!

Становясь старше, родители снижают уровень контроля, порой самоустраняются полагая, что ребенок становится взрослее и предоставляют ему некую «самостоятельность». Полагаю, это заблуждение!

Поэтому, я сделала для себя вывод– нужна целенаправленная, многоплановая работа с родителями: просветительская, консультативная, коммуникативная и, конечно, немаловажно – личный пример!

Конечно, гармонии отношений добиться нелегко.  Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Бытует мнение "школа должна" и "семья обязана".  Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль.

«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу».

Разумеется, семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности.  Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми,  физически развитыми.В свою очередь, дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. И предлагаю Вашему вниманию достижения отдельных семей.

Семья Коцупаловых ведет здоровый образ жизни, они ежегодные участники и победители Спартакиады «Мама, папа, я– спортивная семья. Сегодня Михаил – сильнейший пловец школы в своем возрасте.

Родители Тимофея – профессиональные дайверы, и Тимофей приобщился к этому увлечению, это семейное хобби. У Тимофея более 300 погружений, сегодня  он имеет сертификат , дающий право к самостоятельному погружению.

Кадры из работ детей на тему «Моя семья» являются  не только  подтверждением моих слов, это результатом труда учащихся, лауреатов городского конкурса  Научно-исследовательских работ.
Ярким примером  мотивации к занятиям спортом является  доска почета наших спортивных лидеров с уровнем мастерства не ниже 1-го спортивного разряда!

Для достижения таких результатов требуется настойчивость, требовательность к себе, сила воли ,дисциплина!  И только в семье ,где сформированы  установки на ЗОЖ, могут появиться такие звезды!
Например , спортивная семья  Кокориных (основатели Омской «Школы Кокориных»по бальным танцам),сегодня Константин сам является тренером и продолжателем династии. Тренирует малышей в Д.К «Химик».
Династия Соколовых(родители– заслуженные тренеры по спортивным танцам).
А вот брат и сестра Кумановские, у них семейная любовь к кикбоксингу.
Братья Аксеновы : Антон –лидер сборной команды школы по плаванию, входит в тройку сильнейших пловцов города Омска, а Максим, ,наш бывший ученик – тоже пловец, сейчас   тренируется в школе Олимпийского резерва.
Вот достойные примеры для подражания семейного отношения к спорту!!!

Тем ни менее,   деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи, но  она  не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Образовательное учреждение обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Нас должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании условий доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Для этого необходим поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Для этого применяются разнообразные формы:

Открытые мероприятия для родителей

Это не просто открытые школьные двери для родителей, это открытые взаимоотношения с родителями!  Где родители выступают в роли наблюдателей – как общаются дети в коллективе, как принимают ребенка все участники процесса, его поведение в нестандартной ситуации, как ребенок слышит задание и выполняет его и т. д

Открытые уроки

Родители понимают требования учителя, видят успешность(неуспешность) своего ребенка, понимают , есть ли необходимость позаниматься дополнительно, имеют возможность пообщаться с учителем напрямую…

Вовлечение в совместную деятельность

Олимпиада начинается в семье(тематический спортивный праздник, посвященный Олимпиаде в г.Сочи) Масштабное ,яркое, праздничное мероприятие явилось настоящим  примером   формирования здорового образа жизни.

Совместные развлечения

Совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества.
Семейный праздник «Предки и детки» (Приложение 2)
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семейный туризм

Это же прекрасно, когда родители учат чему-то ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. Это может быть  не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник ,от участия в котором все  получают удовольствие, кроме того, расширяют спортивную эрудицию, проявляют  интерес к физической культуре.
Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями . Личный пример учителя –это «заразительно».

С 1995 года  я работаю в школе №61  ,и с того же времени веду занятия в   группе фитнеса.

И вот результат – в моей группе 10 человек – это родители наших детей! Я уверена, если  родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни Это не только положительный пример, это авторитетное поведение родителей. Я бы назвала  наше взаимодействие  не сотрудничеством  , а дружбой, а сам процесс– интеграцией!
От подобного взаимодействия все участники сотрудничества имеют свои приобретения!

Вывод: Что приобретают родители, семья?

Возможность

  • получить новые знания о здоровье, о ЗОЖ и  применение их в своей жизни;
  • улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
  • приобщения к “живому” опыту других семей и использования его в интересах своей семьи, своих детей;
  • способствовать укреплению, сплочению  семьи;
  • сотрудничать с педагогами в вопросах воспитания детей.

 Что  приобретает ребенок?

Возможность

  • приобретения навыков ЗОЖ;
  • найти новых друзей;
  • физического саморазвития;

 Что приобретает учитель?

 Возможность

  • лучше, ближе узнать свой класс и помочь здоровью детей и их семей;
  • повысить уважение к себе со стороны родителей и детей;
  • взаимопонимания ,согласованности ,сотрудничества с родителями  в вопросе воспитания детей.

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране!

Приложение 1