Семья – исток жизни. «В семье  закладываются
корни, из которых вырастают потом и ветви,
и цветы, и плоды». В ней коренится все
хорошее и плохое, что развивается в душе
человека.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас
особенно актуален. Для формирования
сотруднических отношений важно представлять
классный коллектив как единое целое, который
сплачивается и интересно живет, если
организована совместная деятельность педагогов,
родителей, детей. Далеко не все родители имеют
достаточный уровень общей культуры и
педагогические знания, необходимые для
воспитания ребенка. А между тем,«Закон об
образовании в Р.Ф»2012г обязывает семью
проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его
полноценном физическом развитии. Именно от
родителей во многом зависит, насколько здоровым
будет расти их ребенок. Вот почему главным
направлением в своей работе с родителями считаю:
доступными средствами достичь
взаимодействия, согласия с родителями в
воспитании ребенка ,используя потенциал
физической культуры и спорта и свой
педагогический потенциал.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому!»(немецкий сатирик, Себастьян Бранта .15 век)
Физическая культура – фундаментальное средство построения здорового образа жизни ,сохранения и укрепления здоровья.
Чем меньше ребенок, тем в большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни: он ест ту пищу, которую ему дают, «дышит воздухом»,который комфортен для других членов семьи, т.е малыш нуждается в опеке и получает ее!
Становясь старше, родители снижают уровень контроля, порой самоустраняются полагая, что ребенок становится взрослее и предоставляют ему некую «самостоятельность». Полагаю, это заблуждение!
Поэтому, я сделала для себя вывод– нужна целенаправленная, многоплановая работа с родителями: просветительская, консультативная, коммуникативная и, конечно, немаловажно – личный пример!
Конечно, гармонии отношений добиться нелегко. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Бытует мнение "школа должна" и "семья обязана". Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль.
«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу».
Разумеется, семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, физически развитыми.В свою очередь, дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. И предлагаю Вашему вниманию достижения отдельных семей.
Семья Коцупаловых ведет здоровый образ жизни, они ежегодные участники и победители Спартакиады «Мама, папа, я– спортивная семья. Сегодня Михаил – сильнейший пловец школы в своем возрасте.
Родители Тимофея – профессиональные дайверы, и Тимофей приобщился к этому увлечению, это семейное хобби. У Тимофея более 300 погружений, сегодня он имеет сертификат , дающий право к самостоятельному погружению.
Кадры из работ детей на тему «Моя семья»
являются не только подтверждением моих
слов, это результатом труда учащихся, лауреатов
городского конкурса Научно-исследовательских
работ.
Ярким примером мотивации к занятиям спортом
является доска почета наших спортивных
лидеров с уровнем мастерства не ниже 1-го
спортивного разряда!
Для достижения таких результатов требуется
настойчивость, требовательность к себе, сила
воли ,дисциплина! И только в семье ,где
сформированы установки на ЗОЖ, могут
появиться такие звезды!
Например , спортивная семья Кокориных
(основатели Омской «Школы Кокориных»по бальным
танцам),сегодня Константин сам является тренером
и продолжателем династии. Тренирует малышей в Д.К
«Химик».
Династия Соколовых(родители– заслуженные
тренеры по спортивным танцам).
А вот брат и сестра Кумановские, у них семейная
любовь к кикбоксингу.
Братья Аксеновы : Антон –лидер сборной команды
школы по плаванию, входит в тройку сильнейших
пловцов города Омска, а Максим, ,наш бывший ученик
– тоже пловец, сейчас тренируется в школе
Олимпийского резерва.
Вот достойные примеры для подражания
семейного отношения к спорту!!!
Тем ни менее, деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи, но она не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Образовательное учреждение обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Нас должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании условий доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Для этого необходим поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Для этого применяются разнообразные формы:
Открытые мероприятия для родителей
Это не просто открытые школьные двери для родителей, это открытые взаимоотношения с родителями! Где родители выступают в роли наблюдателей – как общаются дети в коллективе, как принимают ребенка все участники процесса, его поведение в нестандартной ситуации, как ребенок слышит задание и выполняет его и т. д
Открытые уроки
Родители понимают требования учителя, видят успешность(неуспешность) своего ребенка, понимают , есть ли необходимость позаниматься дополнительно, имеют возможность пообщаться с учителем напрямую…
Вовлечение в совместную деятельность
Олимпиада начинается в семье(тематический спортивный праздник, посвященный Олимпиаде в г.Сочи) Масштабное ,яркое, праздничное мероприятие – явилось настоящим примером формирования здорового образа жизни.
Совместные развлечения
Совместные занятия, общие спортивные интересы
дают родителям возможность лучше узнать ребенка,
создают и укрепляют в семье обстановку взаимного
внимания и делового содружества.
Семейный праздник «Предки и детки» (Приложение 2)
Формирование сотруднических отношений между
учащимися, родителями и педагогами зависит,
прежде всего, от того, как складывается
взаимодействие взрослых в этом процессе.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
детей, и результат воспитания может быть
успешным только тогда, когда учителя и родители
станут союзниками.
Семейный туризм
Это же прекрасно, когда родители учат чему-то
ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в
школьных соревнованиях. Спортивные интересы в
такой семье становятся постоянными. Это может
быть не обязательно соревнования, пусть это
будет просто физкультурный праздник ,от участия
в котором все получают удовольствие, кроме
того, расширяют спортивную эрудицию,
проявляют интерес к физической культуре.
Первым и решающим условием положительно
направленного взаимодействия являются
доверительные отношения между педагогом и
родителями . Личный пример учителя –это
«заразительно».
С 1995 года я работаю в школе №61 ,и с того же времени веду занятия в группе фитнеса.
И вот результат – в моей группе 10 человек – это
родители наших детей! Я уверена, если родители
ведут здоровый образ жизни, они могут
формировать у своих детей навыки здорового
образа жизни Это не только положительный пример,
это авторитетное поведение родителей. Я бы
назвала наше взаимодействие не
сотрудничеством , а дружбой, а сам процесс–
интеграцией!
От подобного взаимодействия все участники
сотрудничества имеют свои приобретения!
Вывод: Что приобретают родители, семья?
Возможность
- получить новые знания о здоровье, о ЗОЖ и применение их в своей жизни;
- улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
- приобщения к “живому” опыту других семей и использования его в интересах своей семьи, своих детей;
- способствовать укреплению, сплочению семьи;
- сотрудничать с педагогами в вопросах воспитания детей.
Что приобретает ребенок?
Возможность
- приобретения навыков ЗОЖ;
- найти новых друзей;
- физического саморазвития;
Что приобретает учитель?
Возможность
- лучше, ближе узнать свой класс и помочь здоровью детей и их семей;
- повысить уважение к себе со стороны родителей и детей;
- взаимопонимания ,согласованности ,сотрудничества с родителями в вопросе воспитания детей.
Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране!