Цель: воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Задачи:
- Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
- Способствовать развитию нравственных качеств учащихся и усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность».
- Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.
Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.
Оборудование: телевизор, магнитофон, фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Приветствие ребят.
– Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.
Вступление
В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброе ядро проявляется в действиях. И настоящее добро должно быть бескорыстным.
2. Основная часть
«Никакой туман не устоит против лучей правды»,
– говорил Ф. М. Достоевский. Добро – это главное,
это изначальное, и важно не потерять это. Сейчас
мы познакомимся с рассказом «Брошенный камень».
Чтение рассказа.
Успешный молодой человек ехал в машине последней
модели и радовался жизни. Вдруг он почувствовал
удар о дверцу своей любимой игрушки. Он
затормозил, выскочил из салона автомобиля и
увидел, что брошенный кем-то камень поцарапал его
новенькое авто. Он развернул машину на сто
восемьдесят градусов, решив вернуться на то
место, откуда был брошен камень. Молодой человек
был в бешенстве. Снова выскочив из машины, он
бросился к мальчику, который оказался виновником
происшествия, схватил его за плечи и заорал:
– Ты что наделал, негодяй? Ты соображаешь, что
натворил? Это новая машина! Камень, который ты
бросил, очень дорого тебе обойдется! Зачем ты это
сделал?
–Пожалуйста, простите! Я не знал, что делать! Я
бросил камень потому, что никто не
останавливался!
Слезы текли по щекам мальчика, он указывал рукой
куда-то в сторону.
– Там мой брат! Он выпал из своей инвалидной
коляски, а я не могу его поднять... Я хотел
попросить помощи!
Всхлипнув, он спросил у владельца машины:
–Вы не могли бы помочь мне посадить его в
коляску? Пожалуйста. Он сильно ударился...
Молодой человек поднял подростка-инвалида с
земли, усадил в коляску, вытащил свой платок и
постарался промокнуть ранки и ссадины, отряхнул
пыль и, когда убедился, что все более или менее в
порядке, посмотрел на мальчишку, поцарапавшего
ему машину. Тот благодарно улыбался, в его улыбке
было столько нежности и любви, что теплело на
сердце.
– Большое Вам спасибо!
Мужчина видел, как мальчуган, с трудом толкая
перед собой коляску, постепенно удалялся по
направлению к очень скромному дому.
Владелец новенького авто так и не починил дверцу
своей машины, оставив царапину, чтобы всегда
помнить о том, что нельзя так беспечно нестись по
жизни, чтобы другим не пришлось бросать камни,
привлекая к себе внимание.
Иногда достаточно шёпота, чтобы наше сердце и
душа отозвались на нужду близких. Но иногда для
этого в нас должны попасть камнем. Так стоит ли
обижаться, если в тебя попал камень? Может, это
значит, что ты просто кому-то нужен?
Настрой на работу
– Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.
3. Введение в тему
– А теперь откройте глаза. Я очень рада была
видеть, что не осталось ни одного равнодушного
лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.
«Красота светит всем, но не каждому, не каждый в
состоянии встретить ее. Но бывает – не красота, а
что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека,
что-то на редкость удивительное, хорошее».
– Что понимается под словами « что-то другое,
хорошее»?
(доброта, забота, помощь, человечность и т.д.)
Одно из самых красивых слов на свете – слово
милосердие.
– Объясните, как вы понимаете слово
«милосердие»? (выслушиваются по возможности все
ответы детей)
– Давайте запишем это слово «милосердие» и
выделим корни в нём.
(милое сердцу,
хорошее, доброе) показ презентации
Деление на группы : каждый берет сердечко
,заранее подготовленные, по обратной стороне
делятся на группы (там нарисованы фигуры: квадрат
и круг)
Работа в группах: для первой группы: на столах листочки со словами: доброта, злоба, верность, сострадание, предательство, милосердие, справедливость, зависть, трудолюбие, лень.
– Разделите слова на две группы. Ответ обоснуйте. Выходят к доске и прикрепляют на доску только те слова которые относятся к нашей теме..
Для второй группы:
– На ваших столах лежат листочки со словами. Прочтите их и разделите на две группы.
БЕСКОРЫСТИЕ
БЛАГОСТЬ
РАДОСТЬ
СОСТРАДАНИЕ
МЕСТЬ
ЗЛОРАДСТВО
УЧАСТИЕ
ОБИДА
СЧАСТЬЕ
ДОВЕРИЕ
ЖАЛОСТЬ
ПРОЩЕНИЕ
РАВНОДУШИЕ
ДОБРОТА
ЛЮБОВЬ
ПОМОЩЬ
ЖАДНОСТЬ
(заслушиваются мысли детей и также прикрепляют на доску)
Рисунок 4.
Доброта, мудрость, милосердие, справедливость,
трудолюбие, радость и переживание за других
создают основу человеческого счастья
– А легко ли быть добрым?
– Какими нужно быть, чтобы делать добро?
4. Работа в группах
Для 1 группы: вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицы, наклеить на лист бумаги, обсудить в группе смысл пословиц. (Без добрых дел нет доброго имени. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит. Доброе слово и железные ворота открывает. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Доброе слово лучше богатства)
– Поделитесь своими мыслями.
Для 2 группы: Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Физкультминута:
Можно встать в круг ,взяться за руки,
почувствовать тепло дружеских рук. Не отрывая
рук каждый из вас скажет , что в вашем понятии
«доброта».
– А как вам кажется, легко ли стать милосердным?
(дети отвечают)
Человек может научиться милосердию. Если ты
будешь совершать дела милосердия (например,
ухаживать за больными или младшими, бескорыстно
предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто
младше тебя, какому-нибудь делу доброму и
полезному, которому ты уже научился. …), то эти
дела со временем изменят и твое сердце, сделают
его более человечным.
– А как вам кажется, легко ли стать милосердным?
Вспомните ситуации в своей жизни, когда по
отношению к тебе проявили милосердие.
Одно из дел милосердия – милостыня.
– Как вы думаете, какая разница в таких
действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это
помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и
другое – действие благое. Ребята, обездоленным,
бедным людям надо помогать, т.е проявлять
– Получается, что милосердие, так или иначе
сопровождает человеческую жизнь, верно?
– Можно ли в связи с этим сказать, что милосердие
должно стать законом жизни каждого человека?
– И если все будут соблюдать этот закон, каждый
человек сможет чувствовать себя надёжно и
спокойно, так?
– Любая профессия требует от человека особых
знаний и умений, которые приобретаются в учебных
заведениях. Но любви к людям, милосердию,
отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в
учебных планах, ни одного учебного заведения. А
что бы вы сказали о людях, которые избрали
милосердие своим основным делом жизни?
– Профессии, каких людей вы бы назвали?
Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.
Творческое задание: на листах бумаги у вас недорисовано солнышко , вам надо дорисовать лучи и на каждом луче написать имя –героя художественного произведения, но герои должны быть только те , которые были добрыми и милосердными. Выирывает та команда , которая больше дорисует лучей к солнцу.
Заполнение анкеты (если время останется)
Ребята! Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Если кто-то плачет, то я...
а) постараюсь ему помочь;
б) подумаю о том, что могло произойти;
в) не буду обращать внимания;
г) буду смеяться над ним.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет шести-семи и говорит, что у него нет такой игры, а я скажу ему...
а) чтобы он не приставал;
б) что не могу ему помочь;
в) чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) что он может прийти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру...
а) я не обращу на это внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Мой одноклассник на меня обиделся, а я...
а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
б) обижусь в ответ;
в) докажу ему, что он не прав;
г) не обращу на его обиду внимания.
Обработка результатов.
Ключ положительных ответов:
1. а; 2. г; 3. в; 4. а.
Учащиеся подсчитывают сумму положительных ответов и определяют свой уровень нравственной мотивации:
4 балла – высокий уровень;
2-3 балла – средний уровень;
0-1 балл – низкий уровень.
Рефлексия. На сердечках напишите имя
того человека , который всегда рядом с вами , к
кому бы вы хотели сказать слова благодарности за
помощь, поддержку, сочувствие и милосердия? Отдай
их либо после занятия, если он в школе этот
человек или потом, когда его увидите.
Заканчивая занятие, я вам советую: вечером перед
тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня
простил? Чего от меня сегодня стало в мире больше
– злобы или милости?
И закончить занятие я хотела бы следующими
стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими.
И тут можно прослушать песню «Дорогою добра».