Знаки препинания при причастном обороте

Разделы: Русский язык


Цели урока: способствовать закреплению навыка нахождения причастного оборота; создать условия для закрепления навыка выделения запятыми причастного оборота;  формирование умений конструировать предложения с причастными оборотами; продолжить работу над монологической речью учащихся.

ХОД УРОКА

На доске: бегущий мальчик, падающие листья, падающие с кленов, падающие на землю, нарисованная картина, нарисованная карандашом.

Создание проблемной ситуации.

Распределите словосочетания на две группы. Запишите, обозначая связь слов в словосочетании.

Бегущий мальчик
Падающие листья
Нарисованная картина
Падающие с кленов
Падающие на землю
Нарисованная карандашом

– Что такое причастие?
– Что мы называем причастным оборотом?
– К словосочетаниям из 2 столбика подберите определяемые слова

листья, падающие с кленов
 листья, падающие на землю
картина, нарисованная карандашом

– Из этих синтаксических конструкций составьте предложения, выделите причастные обороты.
– Где находится причастный оборот в ваших предложениях?
– Поставьте причастный оборот перед определяемым словом.
– Какой вариант, на ваш взгляд, усиливает смысловое значение?

Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется в устной речи интонацией – повышением тона, паузами.

– Какую роль выполняют причастия в нашей речи? Помогают передать одновременно и признак, что делает описание более ярким и точным, и действие, что позволяет передать динамичность.

Творческая работа.

– Предложения у нас связаны с осенней тематикой. И за окном – осень. Какие картины, где изображена осень, вы знаете?
Творческое задание по группам: составляем связный рассказ, используя предложения с причастными оборотами. Работаем с репродукциями картин об осени (у каждой группы подборка репродукций на осеннюю тематику). Чтобы легче было настроиться на лирический лад, звучит музыка. П.Чайковский «Времена года».

Обсуждение написанного

Закрепление. Анализ предложения (на доске).

Во всех этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав и предзимнего солнца, слабо прогревающего землю.
– Подчеркните причастия, причастные обороты. Объясните постановку знаков препинания.
– Если мы объединим написанные вами работы, продумаем вступление, получится сочинение об осени или о художниках, воспевающих осень (это и будет домашним заданием: написать эссе)

Выводы по уроку.

Задание на дом.