1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Присаживайтесь. (Учитель отмечает в журнале отсутствующих) Наш урок пройдет под девизом: “Ученику – удача, учителю – радость!”. (Слайд №1). Презентация
- Сегодня замечательный день! За окном весна. Солнышко просыпается, разминает свои лучики, и мы с вами окончательно проснемся этим весенним теплым утром, так как у нас впереди устная разминка.
- Но прежде, чем приступить к разминке, обратите свое внимание на технологические карты, которые станут вашими путеводителями в течение всего урока. Подпишите их и запишите число. Мы с вами будем выполнять различные задания, и накапливать баллы для получения оценки. Если задание будет выполнено, верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак“+”. Всё зависит от вашей активности.
2. Актуализация знаний:
а) Устная разминка. Постановка темы урока.
Ну-ка, в сторону карандаши,
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Задание 1. Ребята, вы видите на слайде примеры. Вычислите их по цепочке. Если ваш пример решен правильно – ставим в листе напротив задания знак (+).
1)2,3+1,5=(3,8)
2)4,1–2=(2,1)
3)3,5:0,7=(5)
4)2?0,5=(1)
5)100:0,2=(500) (Слайд №2)
Задание 2. Тему урока вы узнаете после выполнения второго задания. Прошу вас хором отвечать на мои вопросы. В случае правильного ответа не забывайте ставить на листочке (+).
- Денежная единица нашей страны? (Рубль)
- Долю 1/2 называют? (Половиной)
- Самая низкая оценка, но её редко ставят? (Единица)
- Что пишется в конце уравнения? (Ответ)
- Главная точка окружности? (Центр)
- 1000 + 0 =? (Тысяча)
- Единственная цифра, которая не является натуральным числом? (Ноль)
- Из первых букв верных ответов получилась такая анаграмма:
Р П Е О Ц Т Н. (Слайд №3)
- Расшифруйте её, т.е. составьте слово из этих букв и запишите в технологическую карту под заголовком тема вместо пропуска. А проверим мы себя, выполнив третье задание. Внимание на доску:
Задание 3. Допиши стихотворение:
В мире знаний ремесла
Просвети ответом:
(Сотую) долю любого числа
Мы называем (процентом). (Слайд №4)
- Кто составил стихотворение, прочитайте, что у вас получилось?
- Как называется тема нашего урока? Правильно, “Проценты”. (Слайд №5) Запишите тему урока в тетради.
б) Вводная беседа “Проценты в повседневной жизни человека”.
- В своей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты.
- Когда вы купите новую вещь, на ее этикетке всегда записано соотношение различных веществ в материале, из которого эта вещь сшита: например, хлопок – 70%, синтетические волокна – 30% и т.д. От знания этого состава зависит, как правильно нужно ухаживать за вещью: можно ли ее гладить, стирать в машине, чистить в химчистке. Поэтому эта информация важна для покупателя.
- На каждом лекарственном средстве указан состав химических веществ в граммах и процентах.
- В сберегательном банке ваши мамы и папы делают денежные вклады под проценты.
- Знания о процентах помогут вам в повседневной жизни, и в дальнейшем обучении вы постоянно будете встречаться с процентами при решении задач: в химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), в биологии (вычислить жирность молока), в географии (вычислить влажность воздуха), в физике (плотность и свойства веществ). Даже в тестах и при сдаче экзаменов ГИА и ЕГЭ подсчитываются баллы на основе процента выполненной работы.
3. Постановка цели и задач урока учениками.
- На предыдущих уроках мы познакомились с понятием “Проценты”, научились переводить проценты в десятичные дроби.
Как вы думаете, достаточно ли нам этих знаний о процентах? Прочитайте задачу, записанную на доске: “Посадили 100 саженцев роз, из них прижилось 85%. Сколько саженцев роз прижилось?”
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Решать задачи на проценты)
- Можем ли мы на данном этапе урока решить эту задачу? (Нет)
- Давайте сформулируем цель нашего урока. (Демонстрация слайда)
- В теме “Проценты” есть несколько типов задач, и все они решаются по-разному. Подумайте, что нам необходимо сделать, чтобы научиться решать задачи? (Ответы ребят). Правильно, эти действия и станут задачами нашего урока. (Демонстрация слайда и прочтение задач для учащихся)
4. Изучение нового материала. Работа в группах (парах).
а) Составление алгоритма решения разных типов задач. Заполнение технологических карт.
- Сегодня мы с вами научимся составлять алгоритм решения задач разных типов. Работать вы будете в группах (парах). В технологической карте под №6 указан тип задачи, над алгоритмом которой вам предстоит работать. Следующим пунктом предоставлена информация, изучив которую вы сможете без труда составить алгоритм решения данного типа задач. Посовещайтесь и впишите составленный вами алгоритм в технологическую карту под №8. На выполнение данного задания у вас есть 5 минут. Если справитесь раньше, поднимите руку.
- Выполнили? Хорошо! Для того чтобы проверить, правильно ли вы выполнили задание, посмотрите на экран. Прочитайте задачу, используя свою памятку, решите ее и запишите ответ в технологическую карту.
- Решили? Ответы сверьте с ответами на слайде. У кого ответ совпал, поставьте (+) в оценочной графе. (Если ответ не совпал, дается 3 минуты на исправление ошибки.)
б) Создание памяток в программе “Power Point”.
- Ребята, вы рассмотрели решение задач на нахождение процентов от данного числа и нахождение числа по его процентам. Для того чтобы обменяться составленными памятками с коллегами, откроем программу “Power Point” на компьютере и выполним оформление своей памятки. Постарайтесь успеть выполнить эту работу за 5 минут.
- В руках у меня памятка “Процентное отношение двух чисел” с примером решения данного типа задач. Изучите ее внимательно. Решите аналогичную задачу, которая находится под №9, и запишите ответ.
(Норма завода по производству автомобилей составляет 250 машин в месяц. Завод собрал за месяц 315 машин.
Вопрос: на сколько процентов завод перевыполнил план?
Процентное отношение 315 к 250 =315:250*100=126%. План выполнен на 126%. План перевыполнен на 126% - 100%=26%.)
(Ребята изучают памятку и решают задачу, в это время учитель распечатывает памятки ребят и производит обмен памятками между группами)
- Сверьте свой ответ и решение со слайдом. (Слайд №6) Отметьте успешность выполнения задания в технологической карте.
- А сейчас рассмотрите памятку по решению третьего типа задач и решите следующую задачу. (Слайд №7) Запишите ответ под №10. Проверьте ответ и отметьте (+), если решили верно.
5. Математическая физкультминутка.
Вы, ребята, все устали,
Много думали, решали.
Отдохнуть уже пора
Предлагается игра!
- Прошу всех встать. Сейчас я вам буду показывать карточки. Если вы считаете, что записанное верно, хлопайте в ладоши, если неверно - топайте. Приготовились.
1) 1% - это 0,1?
2) 52=25?
3) 50% - это 1/2?
4) 0,12 - это 12%?
5) 16:0,2=0,8?
6) 0,4 - это 4%?
6. Первичное осмысление и закрепление знаний. Игра “Профессионалы”:
а) Решение задачи у доски с комментированием.
- Вы хорошо справились с заданиями, научились решать задачи, отдохнули. А сейчас настал ответственный момент: вы попробуете себя в роли ландшафтного дизайнера - специалиста по озеленению и благоустройству садово-парковых территорий. Есть желающий поработать у доски? (Слайд №8)
Задача 1. Участок составляет 200 м2. Беседка должна занимать 8% от всего участка. Какую площадь нам необходимо оставить под беседку? Прочитайте задачу. Используя памятки, определите тип задачи и решите ее. (Задача решается у доски)
Решение 1:
- 8%-0,08 – переводим процент в десятичную дробь.
- 200•0,08=16 (м2) – территория беседки.
Ответ: 16 м2.
- Как называется данный тип задачи? (Нахождение процента от данного числа.) Молодец! Справился, и теперь наша садово-парковая территория радует глаз посетителей. Думаю, заказчик будет доволен.
- Ребята, эту задачу можно решить другим способом. Внимание на доску:
Задача 2. Кратко условия задачи можно записать так:
200 м2-100%
Х м2-8%
Пусть х - участок под беседку. Узнаем, какую площадь составляет 1%:
- 200:100=2 (м2) – 1%. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать какую территорию занимает беседка? Правильно!
- 2•8=16 (м2) - территория беседки.
Ответ: 16 м2. Запишите этот способ под №2. И в1, и во в2 случае ответ получается одинаковый. Решая подобные задачи, вы можете использовать тот способ, который вам больше нравится.
б) Индивидуальная работа с карточками.
- Посмотрите в технологическую карту. Под №12 вам предлагаются задачи, с которыми сталкиваются люди разных профессий. Подчеркните профессию, которая вам нравится, и запишите решение в третьем столбике таблицы.
Название профессии | Условия задачи | Решение |
Дизайнер | Нужно покрасить 60м2 поверхности стены. 75% работы уже сделали. Сколько квадратных метров стены покрасили? | 60:100=0,6 (м.) - 1% 75x0,6=45 (м2) – покрасили. Ответ: 45 м2. |
Фермер | Фермер имеет 420 га посевных площадей. Из них 48% нужно засеять зерновыми культурами. Сколько гектаров нужно засеять зерновыми культурами? | 420:100=4,2 (га) – 1%. 4,2x48=201,6 (га) – нужно засеять. Ответ: 201,6 га. |
Менеджер | Набор инструментов стоил 150 рублей. Он подорожал на 5%. На сколько рублей подорожал набор инструментов? | 150:100=1,5 (руб.) – 1% 1,5x5=7,5 (руб.) – подорожал. Ответ: на 7,5 рублей. |
Программист | Время загрузки антивирусной программы составляет 25 минут. Программа загрузилась на 60 %. Сколько минут осталось до конца загрузки? | 25:100=0,25 (мин.) – 1% 0,25x60=15 (мин.) – прошло времени. 25–15=10 (мин.) – осталось Ответ: 10 минут. |
Строитель | Строитель использовал для приготовления раствора 50% цемента. Сколько цемента содержится в 200 кг раствора? | 200:100=2 (кг) – 1% 2x50=100 (кг) – цемента использовал строитель. Ответ: 100 кг. |
- Ребята, проверьте и оцените свои результаты. (Слайд №9) Сейчас вы сделали первые шаги к выбору профессии, выбрали задачу той профессии, которая вас привлекла. Задумайтесь над этим. Не забудьте оценить свой труд.
в) Самостоятельная работа. Самопроверка.
- Ребята, сейчас вы выполните самостоятельную работу под №12. Вам предлагается 2 задания различной сложности. Вы можете выбрать любое задание или выполнить оба.
1) Тест с 3 вариантами ответов, нужно выбрать правильный ответ и обвести его в кружок. (“Цена” задания - 2 балла)
2) Задача на проценты. (“Цена” задания - 3 балла)
Задание 1. Выразите проценты в виде десятичной дроби:
Проценты | Ответы | ||
а | b | c | |
41% | 0,41 | 4,1 | 41 |
17% | 17 | 0,17 | 1,7 |
3% | 30 | 0,3 | 0,03 |
50% | 0,5 | 0,05 | 0,005 |
20% | 0,02 | 0,2 | 2 |
Задание 2. Задача.
Золотая рыбка построила 12 замков для бедных и обездоленных людей, что составило 60 % всех намеченных ею. Сколько всего рыбка хотела построить замков? (Нахождение числа по его заданному проценту)
Решение:
- 12:60=0,2
- 0,2x100=20
Ответ: 20 замков.
- Ребята, время, отведенное на самостоятельную работу, закончилось. Сравните результаты и подсчитайте баллы. (Слайд №10)
7. Подведение итогов урока. Самооценка и рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним задачу, которую мы не смогли решить в начале урока. Скажите, сейчас вы сможете ее решить? Я предлагаю вам попробовать решить эту задачу дома. А на следующем уроке мы посмотрим, как вы уяснили новую тему.
- А что вы сделали, чтобы достичь таких успехов? Давайте ещё раз вспомним, задачи каких типов вы научились решать на уроке. (задачи на нахождение процентов от числа, нахождение числа по его процентам; процентное отношение двух чисел)
- Какие виды заданий на уроке вам понравились больше всего? (Составлять памятку и т.д.)
Подведём теперь итог:
Мы успели точно в срок.
Кто же лучше всех трудился,
И сегодня отличился?
- Мы сегодня все хорошо поработали. Пришло время оценить свою работу за урок. Я предлагаю вам самим поставить себе оценку в соответствие с критериями, которые вы видите на экране. (Слайд №11)
- Поднимите руку, кто получил “5”, “4”, “3”.
8. Домашнее задание.
- Ребята, в технологической карте под №14 у вас
прописано домашнее задание. Просмотрите
внимательно задания. (Слайд №12)
Решить задачу: Посадили 100 саженцев роз, из
них прижилось 85%. Сколько саженцев роз прижилось?
- Все памятки вместе с домашним заданием вы найдете на сайте Дневник. ру. А закончим урок мы стихотворением:
Летит выше звезд математика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте!
- Спасибо за внимание! Урок окончен. (Слайд №13)
Приложение 4 (Технологическая карта)