Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного, умственного развития ребенка. Это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации у детей к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели, учителя в школе, родители, работающие в системе образования. Среди разнообразных мотивов ключевой в дошкольный период является познавательная мотивация, побуждающая ребенка к познанию окружающего мира, к получению новых знаний, к учебной деятельности. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. В связи с изменениями в Законе РФ «Об образовании», где дошкольное образование является первой ступенью общего образования и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов. Любознательность облегчает любое познание, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе обучения у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда запоминает ее. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания.
В настоящее время развитие любознательности и познавательной мотивации в образовательном процессе дошкольника нельзя представить себе без использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы, что так же позволяет расширить и возможности педагога.
Компьютерная игра, которая имеет большие образовательные и развивающие способности (при условии, что игра имеет познавательный характер) и используется в качестве дидактического средства, позволяет процесс обучения старших дошкольников сделать более эффективным, направленным на расширение знаний и умений детей, познакомить их с компьютерными технологиями, а так же усилить мотивацию ребенка. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Данные задания направлены на вовлечение дошкольников в активную познавательную деятельность. Яркие анимации, иллюстрации, интересные видеофрагменты, уникальные фотографии и пр. в наглядной и доступной форме откроют перед детьми новые области знаний и будут способствовать развитию наглядно-образного и ассоциативного мышления. Такие ресурсы предполагают в первую очередь организацию фронтальной работы, ориентированы на индивидуальную работу каждого ребенка за компьютером или групповую - при использовании демонстрационной техники. С помощью ресурсов данного типа осуществляется переход от формирования мотивов познания к организации собственно практической деятельности детей для повторения и закрепления материала, развития и тренировки навыков, диагностики сформированности знаний и умений. Все это обеспечивает эмоциональную вовлеченность детей в работу. Важно, чтобы ребенок, выполняя задание, мог ориентироваться в своих действиях, самостоятельно принимать решения и видеть результат.
Следует отметить, что материалы могут также эффективно использоваться и при организации индивидуальных занятий для коррекционной работы.
Тема: «Забавные приключения в деревне Простоквашино».
Возраст: старший дошкольный.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации через использование мультимедийного дидактического пособия.
Задачи:
- Самостоятельно овладеть предлагаемым материалом, сделать образовательный процесс занимательным, повысить познавательную активность.
- Расширить творческие возможности педагога и оказать положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.
- Активизировать использование информационно-коммуникативные технологии в игровой деятельности детей.
- Развивать логическое мышление, закрепить пространственные понятия, порядковый счет, знание алфавита.
Практическая значимость: применение данного дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера в игровой форме вызовет у детей огромный интерес. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности детей, приучая дошкольника к самостоятельности, развивая навыки самоконтроля.
Методы и приемы:
- практические: упражнения, выполняемые на компьютере, проблемные ситуации
- наглядные: показ иллюстраций, демонстрация задания.
- словесные: вопросы, беседа, словесные пояснения, рассказ, инструктаж.
Материалы и оборудование: компьютер, компьютерная мышь, листы бумаги формата А-4, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
(В центре группы из маленьких подушечек составлена «электричка», в которой дети сидят по двое).
Воспитатель:
Мчится наша электричка
По полям и по лесам,
Разметая снег искристый
Едем в гости мы к друзьям.
Едем в дальнюю сторонку,
Где по солнышку встают,
Где гармошки без умолку
В праздник весело поют.
(На экране появляется картинка домика в деревне из мультфильма «Простаквашино»)
Воспитатель: Посмотрите на экран, кто
из вас узнает из какого мультфильма данная
картинка? Назовите героев этого мультфильма.
Сосчитайте их.
Сегодня они пригласили нас с вами в игровое
увлекательное путешествие, где нам необходимо
выполнить ряд заданий. Давайте для этого пройдем
за компьютеры. (Дети рассаживаются за столы
по трое).
Ты дружочек не зевай,
Всё внимательно считай
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
2. Игровое упражнение «Определи героя в свой домик»
Я покажу сначала некий дом
И множество закрытых в нем окон.
Потом из них я выберу одно
И покажу одно только окно
В доме в Простоквашино оно.
Педагог предлагает детям вспомнить прочитанные ранее сказки и расселить героев разных сказок в свои дома).
3. Игровое упражнение «Лабиринт»
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребятки, а вот и один из героев мультфильма, кот Матроскин.
Здравствуйте, мои ребятки!
Опишу все по-порядку:
Я на рынке побывал
Молока я продавал,
Задержался я в пути,
Мурку не могу найти!
(Детям предлагается найти дорогу коту Матроскину к своей любимой корове Мурке).
4. Игровое упражнение «Собери заколдованный квадрат»
Воспитатель: Вспомните, дети, что в известном мультфильме на стене дырку закрывало? (Картина).
Перед вами вот панно,
Интересное оно,
Не хватает в нем фигур –
Ну-ка, сообразите,
И фигуры правильно разложите.
(Педагог предлагает внимательно посмотреть на квадрат, фигуры, расположенные в нем, найти закономерность и вставить пропущенные фигуры в квадрат, объяснив свое решение).
5. Игровое упражнение «Собери слово»
Воспитатель: Как вы думаете, Шарик и кот Матроскин умели читать? Из какого сюжета данного мультфильма вы могли сделать такой вывод?
Что ж и вас сейчас Матроскин
заставит вспомнить буквы
и прочесть слова
Не забудьте вы проверить
Ваша отгадка – верна?
(Детям необходимо вспомнить порядковый счет и по порядку расставить буквы в клеточки слева-направо. Прочитать получившееся слово).
6. Игровое упражнение «Уточни, кто, где живет?»
Воспитатель:
Эти жители в Простоквашино живут,
Службу там свою несут.
Ну а рядом лес густой,
В нём животных целый рой.
Помогите разобраться,
Где, чей дом? И как им называться?
(Педагог предлагает задание: «Посмотри на картинки, назови всех животных, определи: какие из них домашние, а какие дикие?». Расставь их около их места обитания).
7. Игровое упражнение «Посчитай треугольники».
Воспитатель:
Принес Печкин нам пакет,
А в пакете том – конверт,
А в конверте том – секрет,
А в секрете том – ответ
(На картинке дан заяц, он состоит из геометрических фигур, посчитай треугольники и выбери эту цифру из множества).
8. Творческое задание
На листе бумаги изобразить любимого героя мультфильма «Трое из Простоквашино»
9. Рефлексия
Воспитатель: А теперь, детки, давайте своим новым друзьям расскажем о нашем сегодняшнем занятии. (Дети берут свои изображения героев мультфильма и в полголоса рассказывают о проведенном занятии, отвечая на следующие вопросы:
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Кто помог тебе сегодня?
- Что у тебя не получилось и почему?
- Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
- Что ещё не получается?
- Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии?)