Разработка проекта с использованием классов TOpenDialog, TSaveDialog, TOpenPictureDialog, TSavePictureDialog, TFontDialog, TColorDialog, TPrintDialog

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок комплексного применения зун, формирования практических навыков.

Вид урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная, технология проектного обучения, программированное обучение, элементы технологии критического мышления.

Время проведения: заключительный урок по теме «Разработка программного обеспечения при объектном подходе».

Цель: обеспечить формирование и развитие умений и навыков применения среды ООП для  разработки программного продукта с использованием компонентов TOpenDialog, TSaveDialog, TOpenPictureDialog, TSavePictureDialog, TFontDialog, TColorDialog, TPrintDialog.

Задачи урока:

  • Развивающая:
    • развитие познавательного интереса у обучающихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, использовать накопленные ранее знания для решения практических задач;
    • развитие алгоритмического и логического мышления, умение правильно сформулировать математическую модель и алгоритм решения поставленной задачи;
    • овладение современным стилем программирования;
    • выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса.
  • Обучающая:
    • углубление, обобщение и систематизация знаний о возможностях среды ООП, расширение знаний по теме;
    • овладение синтаксисом при программировании диалогов.
    • формирование умения применять полученные знания при разработке программных продуктов.
  • Воспитательная:
    • формирование у обучающихся потребности в практическом использовании языка программирования для решения задач в различных предметных областях.
    • воспитание элементов научного мировоззрения, обращение к истории информатики.
    • воспитание интереса к учению и формирование познавательной активности.
    • воспитание умения четко организовать самостоятельную работу.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, поисково-исследовательский, проектный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Формируемые компетенции: ОК1-ОК9, ПК2.1-ПК2.6

Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

  • значение понятий: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, основные алгоритмические конструкции, исполнитель, программа, правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла; ООП;
  • способы решения задач;
  • содержание этапов разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование;

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться языком блок схем, понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • составлять линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы;
  • записать разработанный алгоритм решения задачи на языке программирования или в среде ООП Lazarus (или любом другом);
  • программировать диалог;
  • осуществлять отладку и тестирование программ.

Дидактические материалы:

  • презентация «Разработка проекта с использованием  классов TOpenDialog, TSaveDialog, TOpenPictureDialog, TSavePictureDialog, TFontDialog, TColorDialog, TPrintDialog»; (Презентация);
  • опорный конспект (Приложение 1, Приложение 2. Опорный конспект для обучающегося.doc, Приложение 3. Опорный конспект для преподавателя.doc).
  • корзина понятий (Приложение 4.Корзина.doc),
  • методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических занятий (Приложение 5. Методические рекомендации по выполнению ЛР.doc)
  • кроссворд (Приложение 6. Кроссворд, Приложение 7. Кроссворд для преподавателя)
  • алгоритм ответ обучающегося (Приложение 8. Алгоритм ответа)
  • оценочный лист (Приложение 9. Оценочный лист).
  • видеоматериал для физминутки (Приложение 10. Релаксация цифрыi)
  • пример готового кода программы меню (Приложение 11.Dialogs)
  • карточки с оценками.

Оборудование и программное обеспечение:

Компьютеры – 14 шт. (Pentium IV, OC Windows XP/Linux)
Microsoft Office 2003/2007/2010/OpenOffice.org, среда ООП Lazarus
Мультимедийный проектор, интерактивная доска

План урока

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

1. Организационный момент 2 мин. Приветствие
2. Мотивационное начало урока 3 мин. Постановка цели и задач урока.
3. Актуализация знаний 3 мин. Использование слайдов, работа с «Корзиной» понятий
4. Изучение нового материала 12 мин. Изучение исходного кода программы
5. Физминутка 3 мин. Физминутка
6. Закрепление изученного материала. 17 мин. Практическая работа
8. Подведение итогов, домашнее задание 5 мин. Работа в тетради, разъяснение Д/З

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.
На доске (Слайд 1)
На партах детей разложены:

Учитель приветствует обучающихся, отмечает в журнале отсутствующих.  (Слайды 1-6)
Обучающиеся приветствую учителя (Если на часах время от 8:00 до 12:00 a Доброе утро, если от 12:00 до 17:00 a Добрый день, иначе Добрый вечер).

Приветствуют преподавателя.
Итак, какую алгоритмическую конструкции мы использовали, приветствуя друг друга? Какой вид ветвления мы использовали? Ветвление
Полное ветвление
2. Мотивационное начало урока Создание положительной мотивации к изучению нового материала (Слайд 7)
Знаете ли вы этих людей, изображенных на фотографиях?
Чем знаменит Билл Гейтс и Линус Торвальдс?
Если обучающиеся затрудняются ответить, подсказывает: Билл Гейтс совместно с Полом Алленом (показывает на фото) является одним из создателей корпорации Microsoft, выпускающей программное обеспечение для компьютеров. Продукция этой фирмы – операционные системы Windows, пакет прикладных программ Microsoft Office и др. – широко известна во всем мире. Его имя давно стало синонимом успешности, а ведь все начиналось с программирования, с создания транслятора с языка Basic для компьютера Альтаир.  Линус Торвальдс, воодушевлённый прочтением книги Эндрю Таненбаума, посвящённой операционной системе Minix, создал Linux — ядро операционной системы GNU/Linux, являющейся на данный момент самой распространённой из свободных операционных систем. Возможно кто-нибудь из вас захочет добиться такого же успеха, как и Билл Гейтс и Линус Торвальдс, то дерзайте и у вас все получится!
На предыдущих занятиях мы с вами занимались разработкой программных продуктов с использованием различных элементов интерфейса.
Высказывают свои предположения, возможно, кто-то назовет имя и род деятельности.
3. Актуализация знаний Но прежде, давайте с вами вспомним, какие элементы графического интерфейса существуют. Рассмотреть  набор элементов интерфейса, включающий следующие элементы управления:

Встречаются и другие элементы управления, которые могут не входить в некоторые наборы:

  • Радиальное меню (pie menu или radial menu) — кольцевое меню вокруг курсора. Выбор пункта меню осуществляется движением курсора в направлении пункта меню.
  • Кнопка последовательного выбора — элемент, значение в котором выбирается последовательным нажатием мыши по нему. В отличие от раскрывающегося списка, такая кнопка не позволяет видеть другие значения, кроме выбранного.
  • Счётчик — двунаправленный вариант для числовых значений. Нажатие на кнопку позволяет изменить значение параметра на единицу в большую или меньшую сторону.
  • Heads-up display — отображение поверх всех элементов значения каких-то параметров, либо важных сообщений.
  • Пузырь — подсказка, наподобие филактера в комиксах, которая указывает на элемент-источник сообщения.
  • Валкодер — вращающийся элемент управления, наподобие ручки настройки во многих радиоприёмниках. Может быть как одно- так и многооборотным.
  • Скрываемый виджет — элемент, позволяющий скрыть часть элементов управления, когда они не используются.
  • Индикатор уровня (Level Indicator) — элемент для индикации значения какой-либо величины.

Для этого воспользуемся «Корзиной» понятий (слайд 8),  (Приложение 4)

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока.
На данном уроке предлагаем вспомнить виды элементов графического интерфейса. Как организовывается работа при работе с каждым из компонентов. Какие свойства, события и методы при этом используются.
Обратите внимание, в каких случаях используются данные компоненты и в каких ОС они имеются?

Обучающиеся называю понятие и дают ему разъяснение.
кнопка,
сдвоенная кнопка, радиокнопка, флаговая кнопка, значок, список, дерево, раскрывающийся список, метка, поле редактирования, элемент для отображения табличных данных, меню, главное меню окна, контекстное меню, ниспадающее меню, окно, диалоговое окно, модальное окно, панель, вкладка,
панель инструментов, полоса прокрутки, ползунок,
строка состояния, всплывающая подсказка и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Windows, Linux и др.

4. Изучение нового материала Давайте вспомним интерфейс большинства приложений. (Слайд 9) Что общего у них?
Обратите внимание, что многие приложения имеют так называемые диалоговые элементы или просто диалоги – это одно из современных средств организации интерфейса программы. Большинство приложений имеет в своем интерфейсе компоненты данного типа. Оно позволяют компактно и наглядно выводить на экран большое количество команд, доступ к которым прост и понятен пользователю. (Слайд 9)

Сегодня мы попробуем создать приложение с использованием подобных элементов графического интерфейса – диалогов.
Обратите внимание, у вас на столах разложены опорные конспекты, по ходу урока вам необходимо будет его заполнить.  Также у каждого имеются методические рекомендации по выполнению лабораторной работы. Внимательно посмотрите, и скажите если у кого-то есть вопросы по нему?
Краткое объяснение работы с компонентами с опорой на методические рекомендации  (Приложение 5)

(слайд 10)

(слайд 11)

(слайд 12)

(слайд 13)

Кнопки открытия смены шрифта, цвета, вывода на печать и т.д.

 

 

 

Делают записи в опорном конспекте

5. Физминутка Проводит физминутку (слайд 14), (Приложение 10) Делают разминку для глаз

6. Закрепление изученного материала.

Итак, сейчас вам необходимо разработать приложение с использованием максимального количества диалогов. Предлагаю посмотреть вариант оформления проекта, вы сами определяетесь какой интерфейс будет иметь ваше приложение. Причем, разработанное вами приложение, должно быть рабочим

(Слайд 15), (Приложение 5)
Пока обучающиеся доделывают свой проект, те, кто справился с работой, решают кроссворд.
Давайте вспомним основные свойства компонентов - элементов графического интерфейса (слайд 16),  кроссворд (Приложение 6. Приложение 7), ответы на кроссворд

Если кроссворд не работает (не смогли подключить макросы или по другой причине), то его можно пройти on-line по ссылке http://LearningApps.org/1332214
А какие элементы графического интерфейса вы использовали при разработке своих проектов?
Итак, прошу представить разработанные вами приложения (2-3 человека). 1 отвечает, 2-ой оценивает (сколько кнопок имеется, как представил? и т.д.)
Карточки с оценками (от 2 до 5)  (у жюри-гостей), оценка ответа в целом.
Кто-то заполняет ведомость с оценками
Теперь предлагаю вам оценить работы друг друга (рядом сидящего), по компьютерам 1-2, 3-4, 5-6, 7-9, 10-11, 12-13. Оценить по критериям и озвучить.
(На этом этапе все справились с работой. Необходимо поработать над…)
 (Приложение 8)
 (Приложение 9).
 карточки с оценками.

Набор и отладка программы
Разработка меню
Представление разработанных проектов.
Осуществляется проверка и самопроверка.

 

Решают кроссворд

 

 

 

Представляют свой вариант проекта

 

7. Подведение итогов, Рефлексия, домашнее задание Дома оформить текст программы в соответствии с  ГОСТ 19.401-78 (Приложение 2, методические рекомендации по ЛР). А теперь давайте ответим на вопросы (рефлексия). (слайды 17-18),  
  • Я научился …
  • Я знаю что …
  • Я умею …
  • Мне необходимо поработать над …
  • Эти знания и умения мне помогут в …
Записываю Д/з
Отвечают на вопросы

Литература:

  1. Гагарина Л.Г, Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учеб. пособие / Под ред. Проф. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011-384с.: ил. – (Профессиональной образование)
  2. ГОСТ 19.101-77  ЕСПД. Виды программ и программных документов
  3. ГОСТ 19.102-77 ЕСПД. Стадии разработки
  4. ГОСТ 19.103-77  ЕСПД. Обозначение программ и программных документов
  5. ГОСТ 19.104-78  ЕСПД. Основные надписи
  6. ГОСТ 19.105-78  ЕСПД. Общие требования к программным документам
  7. ГОСТ 19.106-78  ЕСПД. Общие требования к программным документам, выполненным печатным способом
  8. ГОСТ 19.401-78  ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
  9. ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы.
  10. ГОСТ 19.604-78  ЕСПД. Правила внесения изменений в программные документы, выполненные печатным способом
  11. Гуда, А.Н. Информатика и программирование: Компьютерный практикум / А.Н.Гуда, М.А.Бутакова, Н.М.Нечитайло, А.В.Чернов / Под общ. ред.академика РАН, д.т.н.,проф. В.И.Колесникова. – Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 240 с.
  12. Иванова Г.С. Технология программирования: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – 320 с.: ил.
  13. Лапчик, М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.; под ред. М.П. Лапчика –  М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.
  14. Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие / В.В.Малев. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с/
  15. Портал нормативных документов: http://www.opengost.ru/
  16. Проект Lazarus.Su: http://lazarus.su/
  17. Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://pedsovet.su/load/321-1-0-13969
  18. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня / Фаронов В.В.; МОРФ. – СПб.: Питер, 2012 – 640 с.