Цели и задачи урока.
Материалы, необходимые для обеспечения урока: оборудование, реактивы, необходимые для выполнения опытов.
Формы и методы работы с учащимися:
- участие в демонстрации опытов;
- работа у доски (выполнение упражнений, решение задач);
- выполнение заданий (работа в парах).
Основные этапы урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Систематизация учебного материала о типах химических реакций по следующим признакам:
- число и состав исходных и образующихся веществ;
- изменение степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;
- обратимость;
- тепловой эффект.
3. Закрепление учебного материала и подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Реакции разложения, соединения, замещения, обмена (по числу и составу исходных и образующихся веществ).
Учащиеся у доски формулируют определения указанных реакций и приводят примеры.
Реакции разложения. В результате реакции из одного сложного вещества образуются два или несколько простых или сложных веществ:
Демонстрация опыта.
Учитель с помощью учащихся нагревает в пробирке основной карбонат меди (малахит). В ходе опыта происходит изменение зеленой окраски малахита на черную, на стенках пробирки появляется влага.
Уравнение реакции
зеленая окраска черная окраска
Реакции соединения. В результате реакции из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно новое сложное вещество:
Демонстрация опыта.
Учитель с помощью учащихся поджигает кусочек красного фосфора (размером с чечевицу). Образующийся белый дым накрывает пустым влажным стаканчиком, затем наливает туда воду и добавляет индикатор – метиловый оранжевый. Наблюдается появление красного окрашивания.
Уравнения реакций.
Реакции замещения. Протекают между простым и сложным веществами, при этом атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе:
Демонстрация опыта.
Учитель с помощью учащихся готовит две пробирки с раствором сульфата меди. В одну из них опускает кусочек цинка, в другую – железный гвоздь. Через несколько минут на цинке и железе наблюдается появление красного налета.
Уравнение реакции.
Реакции обмена. Протекают между двумя сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями:
Демонстрация опыта.
Учитель с помощью учащихся готовит в пробирке раствор соли никеля и добавляет к нему раствор щелочи.
Наблюдается образование осадка салатового цвета – гидроксида никеля.
Уравнение реакции.
осадок салатового цвета
3. Окислительно-восстановительные реакции (по изменению степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ).
Учащиеся у доски формулируют определения: окислительно – восстановительные реакции; процессы окисления и восстановления; окислители и восстановители.
Процессы, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов, т.е. переход или смещение электронов от атомов одних элементов к атомам других элементов, называют окислительно – восстановительными реакциями.
Окислители – вещества, атомы, молекулы или ионы которых принимают электроны и сами при этом восстанавливаются. Восстановители – вещества, атомы, молекулы или ионы которых отдают электроны и сами при этом окисляются.
Учитель предлагает подобрать коэффициенты методом электронного баланса для уравнений реакций, иллюстрирующих окислительные свойства перманганата калия в кислой, щелочной и нейтральной среде.
Демонстрация опыта.
Учитель с помощью учащихся готовит в 3-х стаканах растворы перманганата калия.
В первый стакан добавляет несколько капель кислоты, во второй – воду, в третий – несколько капель щелочи. Затем во все стаканы добавляет раствор сульфита натрия.
В первом стакане происходит обесцвечивание раствора:
лиловый
бесцветный
Во втором стакане наблюдается изменение лиловой окраски на буро – коричневую и выпадение осадка:
лиловый
буро-коричневый
В третьем стакане наблюдается изменение лиловой окраски на изумрудно-зеленую.
лиловый
изумрудно-зеленый
4. Необратимые и обратимые реакции (по признаку обратимости).
Учащиеся у доски формулируют определения необратимых и обратимых реакций.
Необратимыми называются такие реакции, которые протекают до конца, т.е. до полного израсходования одного из реагирующих веществ.
Обратимыми называют реакции, протекающие при данных условиях во взаимно противоположных направлениях.
Учитель обращает внимание учащихся на условия необратимости реакций ионного обмена: выпадение осадка, образование газа, образование слабого электролита, в частности, воды.
Демонстрация опытов.
- Учитель с помощью учащихся готовит в пробирке раствор сульфата натрия, добавляет раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка сульфата бария (эффект “парного молока”).
- Учитель с помощью учащихся готовит в пробирке раствор сульфида натрия, добавляет раствор соляной кислоты. Наблюдается выделение газа (сероводород), имеющего резкий, неприятный запах тухлых яиц.
- Учитель с помощью учащихся готовит в пробирке раствор гидроксида натрия, добавляет несколько капель фенолфталеина. Наблюдается малиновое окрашивание, которое исчезает при добавлении раствора серной кислоты, что свидетельствует о нейтрализации щёлочи кислотой.
Учитель предлагает учащимся составить полные и сокращенные ионные уравнения для реакций:
5. Экзотермические и эндотермические реакции (по тепловому эффекту). Учащиеся у доски формулируют определения: тепловой эффект химической реакции, экзотермические реакции, эндотермические реакции.
Количество теплоты, которое выделяется или поглощается в результате реакции, называют тепловым эффектом данной химической реакции.
Экзотермическими называют реакции, которые протекают с выделением теплоты.
5. Эндотермическими называют реакции, которые протекают с поглощением теплоты.
Химические уравнения, в которых указано количество теплоты, выделяемое или поглощаемое при реакции, называют термохимическими.
Учащиеся записывают примеры термохимических уравнений:
Учитель предлагает учащимся решить задачи. Приложение 3
С целью проверки степени усвоения учебного материала учитель предлагает учащимся (попарно) выполнить задания. Приложение 4
Учитель подводит итог урока и благодарит учащихся за активное участие.
Домашнее задание.
- Повторить § 11 (Рудзитис Г.Е. Химия: Основы общей химии: учеб. для 11 кл.)
- Предложить по 2 примера реакций (по каждому признаку).