Цели урока.
1. Обобщить, систематизировать и расширить ранее полученные знания и умения при решении задач по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”.
2. Провести проверочную работу по теме в форме теста.
3. Ознакомление учащихся с историческим материалом.
Этапы урока:
- Организационный момент, формулировка цели урока (1 мин.).
- Устная работа.(слайд №1 3 мин.).
- Работа в группах.(слайд №2 ,№3, №4 – 9 мин.).
- Фронтальный опрос с целью повторения теоретического материала (слайды №6-7 – 5 мин.).
- Самостоятельная работа (слайды №11-12 – 20 мин.).
- Задача из ЕГЭ (слайды №13-14 – 5 мин.)
- Из истории (слайд №15-17 – 1 мин.)
- Домашнее задание. Подведение итогов. Отметки. (1 мин.)
- Рефлексия.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить, систематизировать и расширить ранее полученные знания и умения, учащихся при решении задач по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”;
- проверить полноту и осознанность усвоения знаний учащихся по теме.
Воспитательные:
- актуализировать навыки аккуратности при решении задач;
- развитие математической речи;
- воспитывать ответственность;
- развить интерес учащихся к предмету.
Развивающая:
- расширить и углубить развитие познавательных процессов личности;
- развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать индивидуально;
- развитие памяти, внимания, мышления, математической речи.
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Оборудование:
- экран;
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
Сценарий урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап урока
№ п/п | Последовательность действий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Сопровождение |
1. | Орг. момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку. | Приветствуют учителя. Контролируют подготовку к уроку | |
2. | Цель урока | “Повторить и обобщить
знания по теме “Арифметическая и геометрическая
прогрессия”. Расширить знания. Совершенствовать навыки решения задач. Установить уровень знаний и умений по теме |
||
3 | Мотивационная ориентация учащихся на ход выполнения работы на уроке | У нас будет три основных
этапа: 1 – Работа в группах 2 – Проверка теории (проверяется знание формул по теме)) 3 – Самостоятельная работа (определяется уровень знаний и умений по теме) Кроме того, мы рассмотрим задачи, за выполнение которых вы сможете заработать дополнительные баллы. Для того чтобы в конце урока мы смогли быстро и объективно подвести итоги, у каждого из вас на столе лежит лист учета результатов, в котором вы будете заносить полученные на каждом этапе баллы. Сейчас в 1строчке “прогнозируемая оценка” оцените по 5-и бальной системе свои знания и умения по теме”. |
Учащиеся слушают, изучают лист учета результатов деятельности, предварительно оценивают свои знания по теме прогрессия | сл.№2-5 |
5. | Проверка знаний теории | “Проверим знания теории.
У каждого на столе есть пустая табличка. Ее
необходимо быстро заполнить формулами. За каждую
верно написанную формулу дается 1 балл. В строчке
сумма n-первых членов может быть записано две
формулы для арифметической прогрессии и три
формулы для геометрической прогрессии. Макс. кол-во баллов - 11. Приступаем к работе”. |
Учащиеся вспоминают и записывают формулы в таблички. (5 минут) | сл.№6 |
6. | Контроль знаний теории | Учащиеся в парах осуществляют взаимопроверку формул, подсчитывают кол-во набранных баллов, результаты заносят в лист учета результатов за первый этап. | сл.№6 сл.№7 |
|
7. | Обобщение по теме арифметическая и геометрическая прогрессия | . | сл.№8-9 |
II. Операционно-познавательный этап.
№ п/п |
Последовательность действий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Сопровождение |
1. | Проверка знаний, умений учащихся на базовом уровне. | “Слово прогрессия происходит от латинского “прогрессио”. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу по двум вариантам | сл.№10 сл.№11 |
2. | Контроль знаний, умений на базовом уровне | Проверяем по слайду | Учащиеся подсчитывают кол-во баллов и заносят в лист учета результатов. | щелчок на сл.№12 |
3. | Формирование представлений об использовании прогрессий для матем. моделирования реальных ситуаций. | “Слово прогресс применяется в других областях наук, например, в истории для характеристики процесса развития общества в целом и отдельной личности. При наличии определенных условий любой процесс может протекать как в прямом, так и в обратном направлении. Обратное направление называется регрессом, дословно - “движение назад”. Если считать прогрессию матем. моделью развития личности, то хотелось бы, чтобы ваше развитие протекало по закону возрастающей прогрессии, а ненаоборот”. | учащиеся слушают | сл. №13 щелчок по сл №15 |
4. | Знакомство с историческим материалом. | “Насколько давно были известны
прогрессии? Упоминание об арифметич. прогрессии
встречается уже в 5-ом веке до н.э. На слайде вы
видите портрет Карла Гаусса, который в 7-ми летнем
возрасте решил задачу, с помощью которой какую мы
смогли вывести формулу на уроке? Упоминание о геометрической прогрессии сохранилось в легенде о создателе шахмат. Давайте послушаем ее содержание. |
Ученики отвечают Учащиеся показывают сценку из легенды о создателе шахмат |
сл.№16 |
5. | Решение исторической задачи | “Стоило ли смеяться великому
Шераму? Переложите условие задачи на язык
прогрессии и составьте выражение, позволяющее
определить кол-во затребованного у царя зерна.
Задание можно выполнять в парах и четверках по
желанию”. Кто определил как велико это число? Прочитайте это число, оно громадно, его можно сопоставить с кол-вом зерна, собранного в течение пяти лет с поверхности всего земного шара, включая площадь океанов”. |
Учащиеся работают над решением
задачи, используя формулу суммы n-первых членов
геометр.прогрессии Ученик выходит к доске и записывает получившееся числовое выражение. Учащиеся знакомятся с информацией об этом числе по слайду. |
сл.№17 щелчок на слайде №15 |
6. | Применение знаний и умений в измененной ситуации (задача из ЕГЭ) | Для чего необходимы знания по
теме прогрессии? С их помощью можно решать
множество задач. Очень часто на ЕГЭ в части “В”
предлагается текстовая задача, решаемая с
помощью прогрессии. Давайте посмотрим одну из
них. Прочитайте условие задачи, оно есть у вас на листах, и давайте вместе обсудим ее решение. Какая прогрессия является математической моделью для решения задачи? Почему? Какие характеристики прогрессии известны по условию? Что необходимо найти в задаче на языке прогрессии? Как найдете кол-во затраченных денег за две недели? Мы решение обсудили. Теперь самостоятельно решите задачу. Какой получился ответ в задаче? Те ребята, у которых такой же результат, могут в лист учета добавить себе дополнительно по два балла. Посмотрите и запомните или запишите, как нужно правильно оформлять решение такой задачи. |
Учащиеся читают условие задачи и
принимают участие в обсуждении хода ее решения
по задаваемым вопросам. Учащиеся самостоятельно решают задачу в тетрадях. Учащиеся, решившие задачу верно, добавляют в лист учета по 2 балла. Учащиеся по слайду сверяют ход своего решения задачи с эталоном. |
сл.№13 сл. №14 |
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть
спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть
глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить
4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами,
не поворачивая головы, за медленными движениями
указательного пальца вытянутой руки влево и
вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой
руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на
счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения
глазами в правую сторону, столько же в левую
сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
III. Этап контроля
№ п/п | Последовательность действий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Сопровождение |
1. | Проверка уровня знаний и умений по теме (тест-прогноз) | “Мы с вами проверили знания и умения в стандартной ситуации, пробовали их применять в измененной ситуации (это решение текстовой задачи), теперь необходимо установить уровень знаний и умений перед написанием к/р. Итак, самостоятельная работа.Он в 2-х вариантах, состоит из 4-х задач. Вам нужно эти задачи решить самостоятельно. Затем мы с вами проверим ответы и ход решения задач с помощью компьютера”. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу (время 24 минут) | сл. №11 |
2. | Контроль выполнения теста | Учитель открывает слайд с ответами. По запросу учащихся показывает на слайдах решение задач теста. | Учащиеся по слайду проверяют полученные ответы, набранные баллы заносят в лист учета за третий этап работы. При необходимости запрашивают у учителя просмотр хода решений задач теста. | сл. №12 |
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
№ п/п | Последовательность действий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Сопровождение |
Оценка уровня знаний, умений по теме. | “Подсчитайте и запишите общее
кол-во набранных баллов на уроке в листе учета. Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы критериев”. |
Учащиеся подсчитывают общее кол-во баллов и выставляют себе оценку за урок по предложенной таблице критериев. | ||
“Откроем дневники и запишем д/з, обратите внимание: оно дифференцированное, варианты составлены с учетом требований на стандартном и повышенном уровне.” | Учащиеся открывают дневники и записывают д/з. | сл.№18 | ||
2. | Подведение итогов урока. | “Подведем итоги: Как вы считаете, решили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока? Давайте сравним ожидаемые результаты с действительными: Поднимите руку, у кого прогнозируемая оценка совпала с полученной за урок? У кого результат сегодня оказался даже выше, чем он предполагал? У кого из вас ожидания не оправдались? Кто не очень собой сегодня остался доволен, я думаю, что у вас есть еще возможность улучшить свои результаты по теме, если ответственно подойти к выполнению домашнего задания, так как, по мнению древнегреческого философа Демокрита “Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы”. Спасибо за урок. До свидания”. |
Учащиеся отвечают Учащиеся поднимают руки |
Примерные вопросы.
- Что называется арифметической прогрессией?
- Что называется геометрической прогрессией?
- Как вычислить знаменатель геометрической прогрессии?
- Как вычислить разность арифметической прогрессии?
- Почему прогрессия называется арифметической?
- Почему прогрессия называется геометрической?
- К каком числам принадлежит n?
Ученикам заранее на парты выдаются таблицы. Проверим знания теории. У каждого на столе есть пустая табличка. Ее необходимо быстро заполнить формулами. За каждую верно написанную формулу дается 1 балл. В строчке сумма n-первых членов может быть записано две формулы для арифметической прогрессии и три формулы для геометрической прогрессии
Учащимся предлагается заполнить таблицу.(5 мин.)
Прогрессии | Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
1. Определение | ||
2. Формула n-первых членов прогрессии | ||
3. Сумма n-первых членов прогрессии | ||
4. Свойства |
Проверка формул.
“В парах мы выполним проверку результатов. Обменяйтесь с соседом табличкой. Проверяем правильность написания формул, подсчитываем кол-во верных ответов, записываем и возвращаем таблицу обратно. Заполняем лист учета для 1 этапа.
У кого получилось 11 баллов? 10-9? 5 и меньше?”
Через 5 минут на экране появляются формулы арифметической и геометрической прогрессии. Ученики проверяют формулы.
Прогрессии | Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
1. Определение | an+1= an +d | bn+1 = bn*q (q?0, q?1) |
2. Формула n-первых членов прогрессии | an=a1 + d(n-1) | bn = b1*qn-1 |
3. Сумма n-первых членов прогрессии | ||
4. Свойства | Бесконечно убывающая |
Учитель: Не зная формул, невозможно решать даже простейшие задачи. Формул много, как их легче запомнить? Посмотрите внимательно на формулы арифм. и геом. прогрессий: что у них общее и в чем различие?”
№ п\п |
Этап урока | Время мин. | Ожидаемый результат |
1. | Оргмомент. Сообщение плана, цели. Постановка учебной задачи, мотив и цель урока. |
1 мин. | Мотивация на урок. |
2. | Повторение и закрепление ранее изученного | 17 мин. | Проверка применения изученного правила, полученных знаний при выполнении домашнего задания, |
3. | Решение задач. Самостоятельная
работа. Физкультминутка. |
24 мин. 1 мин. |
Правильность решения тестов и заданий учебника. |
4. | Домашнее задание. | 1 мин. | Посильность выполнения д/з. Отдых. |
5. | Подведение итога урока. | 1 мин. | Анализ выполнения поставленных задач.(самоанализ, самооценка учащимися) Ученики подводят итог урока. |