Урок по теме «Гроза двенадцатого года»

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить с ходом и историческим значением Отечественной войны 1812 г.

Задачи урока:

образовательные:

сформулировать представление о причинах, характере, ходе Отечественной войны 1812г., героической борьбе российского народа, выяснить, в чем заключается народный характер войны;

развивающие:

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал;

воспитательные:

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Тип урока: изучения нового материла.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация “Отечественная война 1812 года”.

Ход урока

1 этап урока: Создание проблемной ситуации

Учитель предлагает классу прочитать отрывок из документа:

“Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном  – Палицына, в каждом гражданине – Минина. Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют”.

(Из Манифеста Александра 1)

Учитель спрашивает: О чем говориться в этом документе? Что позволило России одержать победу над Наполеоном?

2 этап урока: Формирование проблемы

Кто победил Великую армию Наполеона – русский народ или русские морозы?

Эпиграф к теме:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?

Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе “Евгения Онегина”, этими словами великого писателя мы ещё раз подчеркнём задачу (проблему) урока: каковы причины победы русского народа?

3 этап урока: Актуализация знаний

Учитель:

1) Что мы уже знаем по этой проблеме?

2) Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Ученики указывают:

1) Что знают направления внешней политики России, алгоритм изучения войн и революций, кто такой Наполеон и т.п.

2) Предлагают план

  1. Причины  Отечественной войны 1812 года, планы сторон.
  2. Характер войны, соотношение сил.
  3. Вторжение Наполеона в Россию.
  4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии. Бородинское сражение.
  5. Совет в Филях, оставление Москвы.
  6. Партизанское движение и народное ополчение. Тарутинский манёвр.
  7. Отступление и гибель “Великой армии”.
  8. Историческое значение Отечественной войны 1812 года

4 этап урока: Изучения нового материла

1. Причины  Отечественной войны 1812 года, планы сторон.

Учитель предлагает выяснить причины, используя учебник стр.15 и свои знания, ученики называют причины войны для Франции, для России.

Для Франции Для России
1. Несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах) 1. Огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов)
2. Указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции) 2. Создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию
  3. Падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

2. Каков был характер войны для России и Франции?

Франция Россия
Захватническая, грабительская война Отечественная война - защита независимости своей Родины

3. Вторжение Наполеона в Россию.

А) Что вам известно о соотношении сил? Ученики анализируют цифры из разных источников.

1 группа указывает: Франция 2 группа: Россия
600 - 678 тыс. человек 220-420 тыс. человек:

1-я армия – М.Б. Барклай де Толли

2-я армия – П.И. Багратион

3-я армия – А.П. Тормасов.

Б) Как была расположена русская армия перед началом войны? Ученики рассказывают и показывают расположение русских войск, называют полководцев, рассматривают портреты.

В) Расскажите о вторжении Наполеона. (Опережающее задание)

Пользуясь картой, рассказывает о вторжении.

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России. Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: “Если я возьму Киев - возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце”.

12-го числа рано утром Наполеон вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковысского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки и кричали: “Да здравствует император!”, и одни за другим, не истощаясь, вытекали, все вытекали из огромного скрывавшего их доселе леса и, расстроюсь, по трем мостам переходили на ту сторону”.

Учитель: Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

 Ученики: Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. Таким образом, план Наполеона был сорван.

Учитель: Начало войны связано с отступлением русских войск. Предлагаю решить следующую проблему: отступление русских войск: позорное бегство или продуманная тактика?

Ученики высказывают своё мнение и аргументы.

Ученик рассказывает о Смоленском сражении.

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Учитель: Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

Учитель: Кого они в этом винили и почему?

- Долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.

И. Жиркевич: “Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!”.

Работа с документами:

С. Глинка: “Назначение Кутузова главнокомандующим произвело восторг и в войске и в народе”.

Сегюр: “…В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными”.

Учитель: Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812 года?

Учитель: Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Сообщение учащегося “М.И. Кутузов - русский полководец”.

Бородинское сражение.

Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”

Вам не видать таких сражений! ...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала...

Какому сражению Отечественной войны посвящены эти строки?

26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Сообщение учащегося о Бородинском сражении.

Работа с документом:

С.Селиванский “В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и более 35000 лошадей.

Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые “Ура”, вопли умирающих. Ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках, - все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах”.

Учитель: Кто, по вашему мнению, победил в этой битве?

Учитель: Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл, и, ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск.

Укажите значение Бородинской битвы.

  1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника.
  2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
  3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода.
  4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

5. Совет в Филях, оставление Москвы.

Запись на доске и в тетради: 1 сентября 1812 года - совет в Филях.

Учитель: На совете решался вопрос - оставлять Москву или дать сражение. Кутузов сказал: “Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…”. Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покинули Москву, Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.

Работа с документами. Почитайте документы, ответьте на вопрос:

- Какой предстала Москва перед французскими войсками?

- В чем была причина недовольства Наполеона?

А. Ермолов: “…Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека”.

С.Селиванский: “Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе”.

Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

6. Партизанское движение и народное ополчение. Тарутинский манёвр.

Учитель: Кто такие партизаны?

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, в которой не только армия, но и весь народ, поднялся на защиту своего отечества.

Учитель: Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.

Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.

7. Отступление и гибель “Великой армии”.

После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.

Учитель: Куда повернул Наполеон? (Работа с картой)

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили Малоярославец после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

Учитель: Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Работ с документом. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

- Что осложняло отступление французов?

Н.Муравьев “Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой”.

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

Отметьте на карте: р. Березину; Отступление французской армии.

В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.

Запись в тетради: 25 декабря 1812 года Александр I подписал манифест об окончании войны.

8. Историческое значение Отечественной войны 1812 года.

5 этап урока: Применение новых знаний

Подведём итог, вернёмся к проблеме: Кто победил Великую армию Наполеона – русский народ или русские морозы?

Вывод. Нашествие на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

6 этап урока: Закрепление.

1. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 г. С какими из них вы согласны?

а) Отечественная война была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость;

б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации;

в) это была обычная война двух монархий;

г) французы несли в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, в случае покорения Наполеоном Россия сегодня вошла в число цивилизованных стран мира;

д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, более гуманным и прогрессивным путем.

2. Сейчас много говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предположения?

а) Да, полностью;

б) В принципе, да, но сейчас у страны нет денег;

в) Нет, сейчас не время этим всем заниматься;

г) Лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения;

д) Надо бы и сохранившиеся памятники снести.

3. Отметьте на карте: Тарутино; Малоярославец; Можайск; Тулу; Калугу, Смоленскую дорогу.

7 этап урока: Домашнее задание.

Прочитать §3-4, письменно ответить на вопрос –

Каково историческое значение Отечественной войны?

Выполнить задания из рабочей тетради №8, 9, 12, 13, 14.