Цель: обмен педагогическим опытом по проблеме одаренных детей.
Задачи.
- Углубить знания об одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
- Расширить понятие о приемах работы с интеллектуально одаренными детьми.
- Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы все участники заседания ШМО. Тема нашего заседания: некоторые особенности работы с одаренными детьми.
Нашу встречу я хочу начать словами: “Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.
Цель нашей встречи: обмен педагогическим опытом по проблеме работы с одаренными детьми.
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
- Прежде чем перейти к обсуждению вопроса, предлагаю выполнить упражнение "Разрушители легенд". (Работа в группах)
Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах.
1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.
2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.
3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?
4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.
Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях. Мы с вами обсудили 4 стереотипа, хотя их гораздо больше. Исходя из этого мы можем сказать, что при работе с одаренными детьми возникают определенные стереотипы, которые зачастую не позволяют учителю более тесно работать с учеником, помогая ему развиваться. (Наверное, мы должны отходить от этих стереотипов.)
- Но что же такое одаренность вообще?
Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?
Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?
Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.
Я хочу сказать, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и Человек! Сама профессия учитель предполагает одаренность человека в чем-то.
- Что же такое одаренность?
Мы для нашей школы выбрали следующее понятие одаренности, так как считаем, что оно наиболее емко отражает показатель одаренности –
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Выделяют разные виды одаренности. Мы сегодня поработаем с видами одарённости по критерию “Виды деятельности и обеспечивающие её сферы”:
- Одарённость в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.
- Одарённость в познавательной деятельности: интеллектуальная
- Одарённость в художественно-эстетической деятельности; хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная.
- Одарённость в коммуникативной деятельности: лидерская, аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности).
- Одарённость в духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, одаренность в служении людям.
Мы сегодня более подробно поговорим об одаренности в познавательной деятельности.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Работа в группах.
Давайте попробуем создать образы интеллектуально одаренного ученика (1 группа) и учителя, работающего с одаренным ребенком (2 группа).
Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:
- нравственность,
- мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися,
- знание психологии одарённых учащихся,
- эрудированность,
- знание всех областей человеческой жизни,
- любознательность,
- поисковая активность,
- увлечённость своим делом,
- желание работать нестандартно.
Посмотрим, какая картинка у нас получилась. Мы можем отметить, что некоторые качество схожи у одаренного ребенка и учителя. И это правильно, ведь только тогда, когда качества учителя и ученика схожи (хотя бы некоторые), работа будет наиболее плодотворной.
- Но есть такие качества у учеников, которые нам, учителям, не всегда нравятся.
На слайде даны личностные и деловые качества учеников. Предлагаю вам отметить знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей:
- Неровно успевающий.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Странный в поведении, непонятный.
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Иногда тугодум, не может понять очевидного.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Вывод. Выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка.
Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).
Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).
- В работе с интеллектуально одаренными детьми учитель решает определенные задачи. Подумаем, какие?
Например:
- создавать ситуацию успеха – необходимое условие для развития одаренности.
Предложите, пожалуйста, формулировки этих задач.
- учить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми,
- повышать интеллектуальную нагрузку, развивать познавательную активность,
- организовать внеурочную деятельность ребенка, развивать социальные и коммуникативные компетенции,
- стимулировать ребенка к участию в интеллектуальных играх и т.д.
- По каким же принципам строится обучение
интеллектуально одаренных учащихся?
- В любой общеобразовательной школе, в
частности и в нашей, используют разные формы
работы по обучению интеллектуально одаренных
детей:
- Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Мне хочется предоставить слово учителям –предметникам школы и всем участникам семинара, чтобы рассказать о приемах работы с одаренными детьми, которые применяются на уроке.
Выступление учителей.
Делая вывод по сегодняшней встрече, хочется сказать, что одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то очень умный сказал: “Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей”. На самом деле работа с одаренными или талантливыми детьми диктует определенные требования, которым мы должны соответствовать и стремиться идти в ногу со временем, не боясь меняться, не страшась новых вершин.
- Притча “О переменах”.
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
– Что изменилось? — спросил Учитель.
– Ничего..., — ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
– Что изменилось? — опять спросил Учитель.
– То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке, — ответил Ученик.
– Это лишь поверхностный взгляд на вещи, — сказал Учитель.
— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат.
“Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо “непреодолимые внешние обстоятельства”.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно “деревья” показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг “твердеют” и упорно преодолевают “внешние обстоятельства”.
- А как же кофе? — воскликнул Ученик.
“О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!” — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих”.
– Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.
- Подарки. Мне хочется подарить вам календарики на 2015 год и пожелать, чтобы в вашей жизни в следующем году были перемены, но только к лучшему.
А еще я хочу подарить вам частичку лета. Пусть эти ракушки зовут вас к морю, и пусть это путешествие к морю обязательно состоится в новом году.
- Этот мультфильм в 2005 году был номинирован на Оскар в категории “Лучший короткометражный анимационный фильм”. В фильме рассказывается о том, как молодая няня пыталась следить за ребенком, который наделен суперспособностями.
Все считали, что Джек - обычный ребенок. Джек был оставлен под присмотром соседской девочки. Кэри решила стимулировать развитие ребенка логическими задачами и музыкой Моцарта. Результат превзошел все ожидания.
Что из этого получилось, предлагаем посмотреть. Прошу отнестись к этому фильму с философской точки зрения. Мультфильм.
Подводя итог нашей встречи, можно с уверенностью утверждать, что реализация требований новых стандартов образования позволит выявить одаренных детей и работать с ними. Главное! Каким бы одаренным не был ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!