Цели:
- познакомить обучающихся с лекарственными препаратами, созданными на основе минеральных веществ;
- расширить знания об истории, природных ресурсах, промышленности Смоленской области;
- показать социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;
- формировать умения и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности;
- формировать основы фармакологических знаний и бережного отношения к своему здоровью;
- развивать умения работать с различными источниками информации, планировать деятельность, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чётко излагать свои мысли, осуществлять само- и взаимоконтроль, презентовать итоги работы;
- развивать познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, умение общаться в малых группах;
- формировать интерес к предмету.
Подготовительный этап (2 недели)
Объявление темы, формирование групп, постановка целей и задач для них, работа групп с различными источниками информации, консультации учителя.
Цель: создать виртуальный музей лекарственных препаратов, полученных на основе минеральных веществ.
Задачи:
- изучить химический состав и фармакологическую ценность группы лекарственных средств, (если состав препарата очень сложный, можно выделить один-два известных компонента);
- представить изученную группу на выставочном стенде в виртуальном музее;
- определить возможность добычи и производства в Смоленской области неорганических веществ, используемых в медицине.
Проблемные вопросы:
- Нужны ли нам знания о лекарственных препаратах?
- Что необходимо знать о них?
- Как решить, какое лекарство применять в каждом конкретном случае?
- Всегда ли грамотно мы используем лекарственные средства?
Учащихся класса делим на группы. Каждая группа работает по своей теме.
Группа № 1 «Лекарственные препараты,
содержащие атомы галогенов и щелочных металлов».
Группа № 2 «Лекарственные препараты, содержащие
атомы металлов II A группы».
Группа № 3 «Антисептики».
Группа № 4 «Антациды».
Группа № 5 «Перспективы производства
лекарственных средств, анализ сырьевых ресурсов
Смоленской области».
Участники групп анализируют полученное задание, составляют план действий, распределяют обязанности, подбирают информацию о лекарственных средствах, систематизируют, обобщают её и представляют для одноклассников.
В группах выбирают фармацевта и химика для проведения экскурсии по подготовленному залу. Правила представления информации и оформления слайдов общей презентации определены заранее.
Каждая лекарственная группа характеризуется по плану:
– название группы,
– представители,
– химические формулы,
– влияние на организм человека,
– правила грамотного применения.
Основной этап (урок)
Экскурсия в виртуальный музей лекарственных
препаратов, полученных на основе минеральных
веществ.
Работа с презентацией
Экскурсию проводят фармацевт, химик
(представители в каждой группе) и краевед.
Постепенное появление информации на слайдах позволяет организовать диалогическую беседу с экскурсантами
Фармацевт называет препарат, его лекарственные
свойства. Химик беседует с посетителями
выставки, задает вопросы, вместе они определяют
формулу вещества, его химическое название,
принадлежность к классу неорганических
соединений, химические свойства. Ответы
проверяют по информации на экране, которая
постепенно открывается в ходе беседы.
В интерактивной лаборатории под руководством
химика и фармацевта обучающиеся моделируют
процесс действия лекарственных
средств-антацидов, готовят раствор с заданной
массовой долей растворённого вещества.
Краевед, работая с картой Смоленской области,
прогнозирует возможность добычи и производства
в регионе неорганических веществ, используемых в
медицине.
В конце экскурсии участники подводят итоги,
делают выводы, заполняют книгу отзывов и
пожеланий, страница которой выведена на экран
интерактивной доски.
(Ход экскурсии представлен в Приложении
1)
Заключительный этап
Оценка эмоционального состояния, значимости
проделанной работы.
Каждый определяет, с каким настроением работал,
доволен ли результатами.
В группе решают, комфортно ли было работать
вместе, достигнуты ли цели, что вызвало
затруднения, как их решили. (Приложение
2)
Информация, предложенная в работе, соответствует возрастной категории обучающихся: 7-8-й класс.