Цель урока: обобщение знаний по теме “Население России”.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и практических умений учащихся.
Форма урока: практикум по созданию веб-квеста “Население России”.
Задачи:
образовательные:
- помочь учащимся в формировании системы географических знаний как компонента научной картины мира, совершенствовании знаний о населении России, умений объяснять и применять эти знания;
- способствовать формированию навыков составлять и читать таблицы, работать по созданию сайта;
развивающие:
- расширять опыт творческой деятельности учащихся;
- развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
- развивать познавательный интерес к предметам, информационной культуре, навыки работы на ПК;
воспитательные:
- способствовать развитию чувства товарищества, толерантности, взаимопомощи; осознанию личностного вклада в решение поставленной проблемы;
- продолжить формирование умений взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя и группу; презентовать свою работу;
- способствовать формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию:
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
метапредметиые:
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- владение основами контроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
предметные:
информатика
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы,
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи;
география:
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей на территории России;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из “языков” международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Технологии:
- интегрированное обучение;
- дифференцированный подход (опережающие задания для сильных учащихся, работа со статистическими данными на компьютере – для слабых);
- групповая работа на уроке;
- работа с применением информационных компьютерных технологий (работа с программами презентаций, электронной таблицей, работа с Интернетом).
- элементы технологии критического мышления
Оборудование: компьютеры, атласы для 9 класса, интерактивная доска.
Ход урока
1-й этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель географии. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что вести его будут два учителя – информатики и географии, и присутствием гостей, давайте мы посмотрим на них, улыбнемся им и начнем урок.
2-й этап. Определение темы, цели и задач урока.
Учитель информатики. Вы сегодня работаете в группах.
Нечетные группы - начинают работу с разгадывания кроссворда на компьютерах. Для этого зайдите на вкладку “Задание” и выберите свой кроссворд (1 группа - К№1, 3 группа – К№2, 5 группа - К№3). Один вариант кроссворда лежит у вас на столах в распечатанном виде. Итогом работы с кроссвордом должны получиться слова.
Четные группы – работают с тестами в системе интерактивного голосования “Вотум”. Возьмите пульты. Начинаем работу.
Работа с кроссвордами и тестами
Итог работы с кроссвордом – 1 группа – (показать кроссворд на общем экране) Какое слово у вас получилось? КВЕСТ
3 группа - (показать кроссворд на общем экране) У вас что получилось? НАСЕ
5 группа - (показать кроссворд на общем экране) У вас? ЛЕНИЕ
Учитель географии. Давайте соединим полученные слова, что у нас получится?
КВЕСТ НАСЕЛЕНИЕ
Как вы думаете, почему зашифрованными оказались эти два слова?
1. Ответы учащихся.
2. Я знаю, что quest – от англ. – поиск, искать и на уроках информатики мы уже работали с квестами
3. А по географии мы изучили тему “Население России”
Давайте определим тему урока, исходя из зашифрованных слов.
Тема “Создание веб-квеста по теме “Население России”
Учитель информатики. Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока, что узнать на уроке?
Ответы учащихся.
- Закрепить знания по теме Население России
- Отработать навыки создание веб квеста
- Совершенствовать умения работать в группе
- Подготовиться к сдаче экзаменов.
Одним из видов подготовки к экзаменам является выполнение тестовых заданий.
Кто у нас работал с тестами? Что у вас получилось?
(Открыть страницу с результатами).
По результатам мы с вами видим, что ребята с тестами по теме “Население России” успешно справились.
3-й этап. Выполнение практической работы по группам
Учитель географии. Итак, мы говорим сегодня о населении. Самое большое богатство всякого края - люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса.
Много нас разных: задорных, веселых,
Светлых и темных, красивых, здоровых!
Сколько же вместе дорог будет пройдено!
Край у нас общий и общая Родина!
Учитель информатики. В ходе работы мы будем заполнять веб-квест. Как вы уже сказали – квест – это поиск. Этим вы занимались в группах в течение месяца, получив опережающее задание. Сейчас это задание вы должны разместить на сайте в сети Интернет, а затем презентовать свою работу.
1 группа – Картографы
2 группа – Аналитики
3 группа – Корректоры
4 группа – Аниматоры
5 группа – Составители
В ходе подготовки, на уроке информатики вы создали шаблон веб-квеста, где распределили роли. Каждая группа начинает наполнять квест содержимым. Все необходимое на рабочем столе в папке “Открытый урок”. У вас на работу 5 минут.
https://sites.google.com/site/naselenierossii9/
Работа по созданию веб-квеста под легкую музыку.
4-й этап. Защита практической работы. Презентация страниц ВЕБ-КВЕСТА.
1. Картографы.
Мы разместили на карты России с заданиями ссылки. Сейчас мы предлагает вам открыть Карту плотности населения России, выбрать Экономический район и выполнить задание, заполнив таблицу.
Ребята выполняют задания, а мы отслеживаем на экране, обновляя страницу. Каждая группа отвечает на вопросы после таблицы, а их заполненные таблицы высвечиваются на экране.
Общий итог: в какой полосе расселения наблюдается наибольшая плотность населения? Почему?
Большая часть населения проживает в европейской части России, что совпадает с основной полосой расселения. Причина такого размещения населения связана природно-климатическими условиями территории России.
2. Аналитики.
В ходе работы мы нашли музыкальные произведения, составили схемы по теме “Миграции”, вам предлагаем, используя схему, определить типы и виды миграций, прослушав фрагменты музыкальных произведений.
Работа всего класса с музыкальными фрагментами.
А можно выполнить другое задание – используя незаполненную схему, ее мы прикрепили в виде ссылки. Используя знания, полученные на уроке, заполнить предложенную схему.
3. Корректоры.
Используя знания, полученные на уроке географии по теме “Население России”, мы написали письмо, в котором допустили географические ошибки, предлагаем найдите в тексте ошибки и исправьте их, заполнив таблицу,
Каждая группа заполняет таблицу в документе, который у вас в папке “Открытый урок” и прикрепляет файл на сайт. Правильность заполнения, проверим фронтально, а оценки за заполненные таблицы группы получат на следующем уроке.
Проверка - ребята выбирают сами, чью работу проверим классом.
4. Аниматоры.
Мы на своей странице разместили мультипликационные фильмы, главными героями которых являются народы, проживающие на территории России. И указали ссылки, т.к. они имеют большой информационный размер.
Мы предлагаем выполнить следующие задания:
Ответьте на вопросы, используя карту Атласа “Народы России”
1. Определите, если это возможно, о каких народах идет речь?
2. По каким отличительным особенностям вы это определили?
3. В какой части территории России эти народы проживают?
4. К какой языковой семье и группе они относятся?
В итоге нашей работы по теме “Народы” хотелось бы вспомнить слова В. Степанова:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
5. Составители.
В группу Составителей вошли ребята, которые составили кроссворды и тесты, с которых мы начали сегодняшний урок, но у ребят есть еще задания, с которыми они вас сейчас познакомят.
В ходе изучения темы “Население России” мы составили презентацию - викторину “Города России”, игру “Верю – не верю”, а также подготовили тесты для подготовки к итоговой аттестации.
5-й этап. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель информатики. Итак, мы с вами создали и выполнили ВЕБ-КВЕСТ по теме “Население России”, давайте посмотрим, что у нас получилось в итоге.
Мы отлично поработали все вместе, используя свои знания и умения не только географии, но и информатики, без которой мы не смогли бы создать ВЕБ-КВЕСТ.
Учитель географии. Давайте вернемся к задачам, которые вы поставили в начале урока. Все ли у нас получилось? Выберите и дополните предложение:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я приобрел…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Учитель географии. Наш урок подходит к концу. Мы надеемся, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Я получила огромное удовольствие от общения с вами.
Учитель информатики. Интересно, а какое у вас настроение? Когда пойдете с урока, оставьте свой след на сайте, приклейте силуэт человечка, символизирующий ваше настроение на страничку “Настроение” (на карте улыбающееся лицо или грустное).
Урок окончен, спасибо за работу!
Приложение 2 (Технологическая карта)