Интегрированный урок (география + информатика и ИКТ) «Создание веб-квеста по теме "Население России"». 9-й класс

Разделы: География, Информатика

Класс: 9


Цель урока: обобщение знаний по теме “Население России”.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и практических умений учащихся.

Форма урока: практикум по созданию веб-квеста “Население России”.

Задачи:

образовательные:

  • помочь учащимся в формировании системы географических знаний как компонента научной картины мира, совершенствовании знаний о населении России, умений объяснять и применять эти знания;
  • способствовать формированию навыков составлять и читать таблицы, работать по созданию сайта;

развивающие:

  • расширять опыт творческой деятельности учащихся;
  • развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
  • развивать познавательный интерес к предметам, информационной культуре, навыки работы на ПК;

воспитательные:

  • способствовать развитию чувства товарищества, толерантности, взаимопомощи; осознанию личностного вклада в решение поставленной проблемы;
  • продолжить формирование умений взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя и группу; презентовать свою работу;
  • способствовать формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию:
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

 

метапредметиые:

  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • владение основами контроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

предметные:

информатика

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы,
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи;

география:

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей на территории России;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из “языков” международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Технологии:

  • интегрированное обучение;
  • дифференцированный подход (опережающие задания для сильных учащихся, работа со статистическими данными на компьютере – для слабых);
  • групповая работа на уроке;
  • работа с применением информационных компьютерных технологий (работа с программами презентаций, электронной таблицей, работа с Интернетом).
  • элементы технологии критического мышления

Оборудование:  компьютеры, атласы для 9 класса, интерактивная доска.

Ход урока

1-й этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель географии. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что вести его будут два учителя – информатики и географии, и присутствием гостей, давайте мы посмотрим на них, улыбнемся им и начнем урок.

2-й этап. Определение темы, цели и задач урока.

Учитель информатики. Вы сегодня работаете в группах.

Нечетные группы - начинают работу с разгадывания кроссворда на компьютерах. Для этого зайдите на вкладку “Задание” и выберите свой кроссворд (1 группа - К№1, 3 группа – К№2, 5 группа - К№3). Один вариант кроссворда лежит у вас на столах в распечатанном виде. Итогом работы с кроссвордом должны получиться слова.

Четные группы – работают с тестами в системе интерактивного голосования “Вотум”. Возьмите пульты. Начинаем работу.

Работа с кроссвордами и тестами

Итог работы с кроссвордом – 1 группа – (показать кроссворд на общем экране) Какое слово у вас получилось? КВЕСТ

3 группа - (показать кроссворд на общем экране) У вас что получилось? НАСЕ

5 группа - (показать кроссворд на общем экране) У вас? ЛЕНИЕ

Учитель географии. Давайте соединим полученные слова, что у нас получится?

КВЕСТ НАСЕЛЕНИЕ

Как вы думаете, почему зашифрованными оказались эти два слова?

1. Ответы учащихся.

2. Я знаю, что quest – от англ. – поиск, искать и на уроках информатики мы уже работали с квестами

3. А по географии мы изучили тему “Население России”

Давайте определим тему урока, исходя из зашифрованных слов.

Тема “Создание веб-квеста по теме “Население России”

Учитель информатики. Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока, что узнать на уроке?

Ответы учащихся.

  • Закрепить знания по теме Население России
  • Отработать навыки создание веб квеста
  • Совершенствовать умения работать в группе
  • Подготовиться к сдаче экзаменов.

Одним из видов подготовки к экзаменам является выполнение тестовых заданий.

Кто у нас работал с тестами? Что у вас получилось?

(Открыть страницу с результатами).

По результатам мы с вами видим, что ребята с тестами по теме “Население России” успешно справились.

3-й этап. Выполнение практической работы по группам

Учитель географии. Итак, мы говорим сегодня о населении. Самое большое богатство всякого края - люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса.

Много нас разных: задорных, веселых,
Светлых и  темных, красивых, здоровых!
Сколько же вместе дорог  будет пройдено!
Край у нас общий и общая  Родина!

Учитель информатики. В ходе работы мы будем заполнять веб-квест. Как вы уже сказали – квест – это поиск. Этим вы занимались в группах в течение месяца, получив опережающее задание. Сейчас это задание вы должны разместить на сайте в сети Интернет, а затем презентовать свою работу.

1 группа – Картографы

2 группа – Аналитики

3 группа – Корректоры

4 группа – Аниматоры

5 группа – Составители

В ходе подготовки, на уроке информатики вы создали шаблон веб-квеста, где распределили роли. Каждая группа начинает наполнять квест содержимым. Все необходимое на рабочем столе в папке “Открытый урок”. У вас на работу 5 минут.

https://sites.google.com/site/naselenierossii9/

Работа по созданию веб-квеста под легкую музыку.

4-й этап. Защита практической работы. Презентация страниц ВЕБ-КВЕСТА.

1. Картографы.

Мы разместили на карты России с заданиями ссылки. Сейчас мы предлагает вам открыть Карту плотности населения России, выбрать Экономический район и выполнить задание, заполнив таблицу.

Ребята выполняют задания, а мы отслеживаем на экране, обновляя страницу. Каждая группа отвечает на вопросы после таблицы, а их заполненные таблицы высвечиваются на экране.

Общий итог: в какой полосе расселения наблюдается наибольшая плотность населения? Почему?

Большая часть населения проживает в европейской части России, что совпадает с основной полосой расселения. Причина такого размещения населения связана природно-климатическими условиями территории России.

2. Аналитики.

В ходе работы мы нашли музыкальные произведения, составили схемы по теме “Миграции”, вам предлагаем, используя схему, определить типы и виды миграций, прослушав фрагменты музыкальных произведений.

Работа всего класса с музыкальными фрагментами.

А можно выполнить другое задание – используя незаполненную схему, ее мы прикрепили в виде ссылки. Используя знания, полученные на уроке, заполнить предложенную схему.

3. Корректоры.

Используя знания, полученные на уроке географии по теме “Население России”, мы написали письмо, в котором допустили географические ошибки, предлагаем найдите в тексте ошибки и исправьте их, заполнив таблицу,

Каждая группа заполняет таблицу в документе, который у вас в папке “Открытый урок” и прикрепляет файл на сайт. Правильность заполнения, проверим фронтально, а оценки за заполненные таблицы группы получат на следующем уроке.

Проверка - ребята выбирают сами, чью работу проверим классом.

4. Аниматоры.

Мы на своей странице разместили мультипликационные фильмы, главными героями которых являются народы, проживающие на территории России. И указали ссылки, т.к. они имеют большой информационный размер.

Мы предлагаем выполнить следующие задания:

Ответьте на вопросы, используя карту Атласа “Народы России”

1. Определите, если это возможно, о каких народах идет речь?

2. По каким отличительным особенностям вы это определили?

3. В какой части территории России эти народы проживают?

4. К какой языковой семье и группе они относятся?

В итоге нашей работы по теме “Народы” хотелось бы вспомнить слова В. Степанова:

Живут в России разные
 Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

5. Составители.

В группу Составителей вошли ребята, которые составили кроссворды и тесты, с которых мы начали сегодняшний урок, но у ребят есть еще задания, с которыми они вас сейчас познакомят.

В ходе изучения темы “Население России” мы составили презентацию - викторину “Города России”, игру “Верю – не верю”, а также подготовили тесты для подготовки к итоговой аттестации.

5-й этап. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель информатики. Итак, мы с вами создали и выполнили ВЕБ-КВЕСТ по теме “Население России”, давайте посмотрим, что у нас получилось в итоге.

Мы отлично поработали все вместе, используя свои знания и умения не только географии, но и информатики, без которой мы не смогли бы создать ВЕБ-КВЕСТ.

Учитель географии. Давайте вернемся к задачам, которые вы поставили в начале урока. Все ли у нас получилось? Выберите и дополните предложение:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я приобрел…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Учитель географии. Наш урок подходит к концу. Мы надеемся, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Я получила огромное удовольствие от общения с вами.

Учитель информатики. Интересно, а какое у вас настроение? Когда пойдете с урока, оставьте свой след на сайте, приклейте силуэт человечка, символизирующий ваше настроение на страничку “Настроение” (на карте улыбающееся лицо или грустное).

Урок окончен, спасибо за работу!

Приложение 1

Приложение 2 (Технологическая карта)