Занятие "Наше настроение"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развитие умения определять эмоциональное состояние близких, знакомых людей, обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей;
  • показать в доступной форме изменчивость настроения;
  • учить детей понимать настроение другого человека;
  • познакомить со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

№ слайда (Презентация)

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Форма работы

Организацион­ный этап (5 мин).
Упражнение «Подари улыбку».   Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку! Участники образуют круг, берутся за руки, дарят улыбку и высказывают свои пожелания друг другу. групповая
Основной этап (25 мин.)
Проверка домашнего задания.
Домашним заданием детей было дорисовать незаконченные рисунки волшебников. Выставка детских рисунков.
№ 2

 

 

 

 

№ 3

– Ребята, о чем мы говорили на прошлом занятии? С кем познакомились?
– А вам изображение, какого волшебника больше всего понравилось: доброго или злого? Почему?
– Какие краски вы использовали для изображения злого волшебника?
– Какие краски вы использовали для изображения доброго волшебника?
– Сегодня «добрый» и «злой» волшебники снова пришли к нам в гости. Им очень понравились ваши рисунки.
Педагог-психолог обращает внимание детей на душевное состояние волшебников:
– Ребята, какое душевное состояние у «доброго» волшебника?
– А, какое у «злого» волшебника?
– А, как одним словом можно назвать душевное состояние?
– А как вы догадались, что у «доброго» волшебника настроение хорошее, а у «злого» – плохое?
Дети отвечают на вопросы (говорили о добре и зле, беседовали о добрых и злых людях, познакомились с добрым и злым волшебником).
(серые, коричневые)

(желтые, зеленые, голубые)

Ответы детей (у доброго –  веселое, доброе, светлое, радостное, прекрасное. У злого – мрачное, сердитое, угрюмое  (если дети затрудняются в характеристике эмоционального состояния сказочных персонажей, то педагог-психолог сам знакомит детей с новыми для них словами).

Ответы детей (Настроение).

Ответы детей
(по выражению лица, мимике).

фронтальная
Упражнение «Волшебный мешочек». Педагог-психолог предлагает помочь «злому» волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка.   – Давайте поможем злому волшебнику избавиться от плохого настроения? 
– Ребята, у меня есть мешочек, но этот мешочек не простой, а волшебный. Все свои обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте попробуем.
Дети выполняют упражнение (в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев).  
Тренинг эмоций.   – Покажите с помощью мимики и жестов:
– Нахмурьтесь, как осенняя грозовая туча;
– Улыбнитесь, как летний солнечный денек.
– Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.
– Разозлитесь, как ребенок, у которого отняли любимую игрушку.
– Испугайтесь, как котенок, на которого лает собака.
Дети выполняют упражнение. групповая
Упражнение «Расскажи о своем настроении».
Беседа.
На слайде пиктограммы с видами настроения (по очереди определяем «настроение» каждой пиктограммы)
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения.

 

 

 

 

 

Педагог-психолог обобщает ответы детей.

№ 4 (Приложение 1) – Давайте обсудим ваше настроение.
После определения «настроения» каждой пиктограммы:
– Выберите ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на ваше настроение.

– При помощи, каких слов ты можешь рассказать о своем настроении?
Какое у тебя сейчас настроение?
– Какого цвета твое настроение?
– С каким запахом можно сравнить твое настроение?
– На что похоже твое настроение?
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, педагог-психолог им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек. Для образца педагог-психолог может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.
– Наше настроение может быть разным:
– Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное и т.д.
– Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, грустное, печальное и т.д.
– А от чего зависит настроение?
– Может ли меняться настроение?

Ответы детей.

Ребенок из своего набора выбирает пиктограмму, которая, по его мнению, похожа на его настроение.
(хорошее, веселое и т.д.)

 

(желтое, серое и т.д.)
(апельсина, ванили, полыни)
(хмурое небо, веселый ручеек)

индивидуальная
Игра «Угадай настроение».
На слайде  фотографии детей с разным настроением, детям – набор пиктограмм с видами настроения. Дети работают в парах.
№ 5
(Приложение 1)
– Подбери пиктограмму, на которой схематично отображено лицо грустного (радостного, обиженного, испуганного и т.д.) человека. На слайде по очереди демонстрируются фотографии с разным настроением.
– Соответствует ли она фотографии на карточке?
– Почему ты так считаешь?
Дети выполняют упражнение. Дети выбирают пиктограммы к демонстрируемой фотографии и сравнивают выбранные картинки. групповая
Игра «Закончи предложение» № 6
№ 7
№ 8
№ 9
– Я грушу, когда …
– Я обижаюсь, когда …
– Я радуюсь, когда …
– Я злюсь, когда …
Дети выполняют упражнение (заканчивают предложения). фронтальная
  Игра «Жужа».
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь задеть их полотенцем по спинам.
№ 10 – А теперь давайте поиграем в игру «Жужа».
Детям объясняются правила игры.
– Почему девочку называли «Жужей»?
– Как звучит слово «Жужа»?
– С какими другими словами его можно сравнить?
Замечание: педагог-психолог следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять душевную боль.
Дети выполняют упражнение.

 

(Жужжать – визжать, кричать, злиться, сердиться и т.д.)

групповая
Беседа.   – Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?
– Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться?
Ответы детей     (ударить, накричать).
(смотрю любимый мультфильм, слушаю любимую музыку, играю с любимыми игрушками)
фронтальная
Поведенческий тренинг.
«Добрый» волшебник предлагает детям способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона» и справиться со своими чувствами.
№ 11 – Ребята, чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.
– Потопать ногами, покричать, чтобы вышла злость.
– Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
– Смять газету в комок и бросить как можно дальше.
– Посмотреть в зеркало и улыбнуться себе.
– высказать свои чувства подругам (друзьям).
– принять теплую ванну, чтобы смыть плохие чувства.
Дети выполняют 3 упражнения из предложенных:
– потопать ногами,
– надуть воздушный шар,
– смять газету в комок и бросить как можно дальше.
групповая
Заключительный этап (5 минут).
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия.
 

(Приложение 2)

№ 12

 

№ 13

– Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

– Нарисуйте, пожалуйста, свое настроение.

– Домашнее задание: волшебники предлагают детям нарисовать «Настроение близких людей».
– А сейчас давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу и пожелаем всего хорошего! Пусть у вас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции!

Ответы детей (говорили о настроение, что оно бывает разным, от чего зависит настроение, как справиться с плохими чувствами)
– Свое настроение дети рисуют с помощью пиктограмм.
Фронтальная

 

групповая

Список литературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Г.Я. Я хочу! – СПб, 1996.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  3. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольного и младшего школьного возраста. –СПб.: НО и Комплект, 1995.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  5. Семенака С.И. Уроки добра.– Москва, 2002.