Проблема мотивации по любому школьному предмету всегда актуальна. Заинтересовать учащихся своим предметом, чтобы интерес к предмету оставался на достаточно высоком уровне – одна из главных задач учителя. На уроке учитель приучает ученика не отсиживать время, а активно работать, необходимо приучать учащихся добросовестно и регулярно выполнять домашние задания. Развивая познавательный интерес в учении, учитель закладывает основы заинтересованного отношения ученика к любой будущей профессии, основы творческого отношения к труду.
Что такое мотивация? Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация обучения может определяться внешними мотивами и внутренними мотивами, быть положительной и отрицательной.
До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся высокая мотивация. Дети хотят научиться общаться. Но позже начинает возникать разочарование. Ведь необходимо начинать прилагать усилия, овладение иностранным языком начинает казаться недостижимым. В результате ослабевает мотивация, уменьшается встречная активность, снижается успеваемость. Необходимо помнить, что мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными потребностями, побуждениями и пристрастиями.
Какие условия необходимо соблюдать, чтобы воспитать положительную мотивацию? Вот важнейшие из них:
– необходимо производить контроль и оценку
исходного, текущего и итогового отношения к
иностранному языку как учебному предмету в
целом;
– градуировать цели обучения и планомерно
знакомить с ними учащихся;
– регулярно знакомить учеников с приёмами
обучения;
– использование системы стимулов и
поощрений.
Наиболее действенным средством развития положительной мотивации является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера. Это и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности, КВНы, викторины, игровые моменты на уроках иностранного языка, а также конкурсы и олимпиады по предмету, внеурочная работа по английскому языку, театральная деятельность. Все эти методы и приемы необходимы для формирования мотивации в младшем школьном возрасте, так как этот возраст является самым благоприятным для сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению нашего предмета.
В начальной школе игровые технологии на уроках английского языка – основной способ формирования мотивации. При этом важно помнить, что игра на уроке проводится не ради игры, она всегда должна иметь определённую цель и результат на выходе, то есть, формировать у учеников конкретные речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические, аудирования, диалогическую и монологическую речь). Первое знакомство с грамматикой английского языка часто вызывает разочарование и скуку у маленьких детей. Ученик, который с радостью осваивал лексику, основы разговорных навыков, нередко теряет мотивацию к продолжению изучения языка, столкнувшись с необходимостью неоднократного повторения грамматического материала, упорной тренировки грамматических навыков и запоминания сухих схем и таблиц.
В своей работе для формирования мотивации к предмету использую наглядность. Самый распространенный вид наглядности – это картинки. Они могут иллюстрировать тексты или упражнения.
Постановка и решение проблемы. И.С. Кон считает, что «единственный способ вызывать глубокий эмоциональный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод».
Ещё одним методом повышения мотивации является использование интернет ресурсов. Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике. Интерактивность не только создаёт реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся активно реагировать на них посредством изучаемого языка. В своей работе использую учебные фильмы по теме, в начальной школе материалы для пауз на уроке.
В распоряжении творчески работающего учителя имеются большие резервы для стимулирования интереса учащихся к овладению иностранным языком и для повышения качества обучения данному предмету. На уроке иностранного языка может звучать современная музыка, песни, использоваться современные тексты, в которых целенаправленно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли. Говоря о необходимости формирования познавательно-коммуникативной потребности, необходимо подчеркнуть, что это только одно из побуждений деятельности в их сложной совокупности, определяемой как мотивация.
Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы создавать положительную мотивацию у учащихся для изучения такого предмета, как иностранный язык.