Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
- Обучающие:
- отработать умений и навыков по теме алгоритмизация и программирование;
- закрепить знания по основам алгоритмизации и графическим возможностям программы Pascal ABC.
- Развивающие:
- развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
- развивать логическое мышление обучающихся, стремление к расширению кругозора;
- Воспитывающие:
- воспитание информационной культуры, внимания, усидчивости.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки-задания, презентация
План урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Актуализация ЗУНов – 7 мин.
- Подготовка к изучению нового материала – 3 мин.
- Объяснение нового материала – 12 мин.
- Практическая работа (закрепление изученного материала) – 15 мин.
- Подведение итогов урока – 4 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие ребят! Проверка присутствующих и готовность их к уроку!
II. Актуализация ЗУНов
Работа по карточкам
I вариант:
1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:
2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:
COS(X)/(2*SIN(X)+1)^1/5
3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:
II вариант:
1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:
2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:
SQR(TAN(A+B))/SQR(TAN(A–B))
3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:
III вариант:
1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:
2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:
10*SIN((A+B)/2)*COS((A–B)/2)
3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:
III. Подготовка к изучению нового материала
Для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю разгадать небольшой кроссворд.
Вопросы:
- Команда начала программы Pascal
- Оператор вывода информации на экран
- Оператор ввода информации на экран
- Команда, рисующая эллипс на экране
- Команда, устанавливающая цвет кисти
- Команда, рисующая отрезок на экране
- Команда, рисующая на экране прямоугольник
- Команда, рисующая на экране дугу окружности
Ключевое слово GRAPHICA.
Тема нашего урока: «Графические возможности языка программирования Pascal ABC»
IV. Объяснение нового материала
Компьютерная графика в Паскале – область
информатики, изучающая методы и свойства
обработки изображений с помощью
программно-аппаратных средств.
Представление данных на компьютере в
графическом виде впервые было реализовано в
середине 50-х годов. Сначала, графика применялась
в научно-военных целях.
Построение графических изображений в Паскале,
исследование графиков функций, одной из важных и
интересных тем программирования.
Обычно экран компьютера находится в символьном
режиме, а для переключения экрана в
графический режим необходимо подключение модуля
graphABC. В результате этого, экран очищается и
переходит в цветной графический режим.
При работе в графическом режиме изображение на
экране строится из точек (пиксель). Каждый
пиксель на экране имеет координаты (X,Y), которые
образуются номерами столбцов (Х) и строк (Y).
Нумерация начинается в верхнем левом углу.
Именно в этом углу расположен пиксель с
координатами (0,0). Координата Х растет вправо,
координата Y – вниз.
Любая графическая картинка формируется
из простых геометрических фигур. Это точки,
отрезки (линии), прямоугольники, окружности и
т.д. Графические координаты принимают только
целочисленные значения.
Рисование различных геометрических фигур
осуществляется с помощью специальных
стандартных команд (процедур). Команды для работы
в графическом режиме хранятся в библиотечном
модуле GraphAbc, который описывается в разделе
описаний с помощью зарезервированного слова Uses.
В модуле GraphAbc с помощью команды setwindowsize(X,Y) можно
задавать размеры графического окна.
По умолчанию графическое окно будет принимать
размеры экрана компьютера.
Стандартные цвета с задаются символическими константами:
clBlack | черный | clYellow | желтый |
clWhite | белый | clNavy | темно-синий |
clRed | красный | clMaroon | темно-красный |
clGreen | зеленый | clPurple | фиолетовый |
clBrown | коричневый | clCream | кремовый |
clBlue | синий | clAqua | бирюзовый |
clSkyBlue | голубой | clOlive | оливковый |
clFuchsia | сиреневый | clTeal | сине-зеленый |
clGray | темно-серый | clMedGray | серый |
clLime | ярко-зеленый | clSilver | серебряный |
Процедура Line(x1,y1,x2,y2) вычерчивает
прямую линию из точки (х1,y1) в точку (x2,y2) цветом
установленным процедурой SetPenColor(c).
Процедура Rectangle(x1,y1,x2,y2) рисует
прямоугольник, где (х1,y1) координаты верхней левой
точки, а (х2,y2) – правой нижней.
Процедура FillRect(x1,y1,x2,y2: integer) – заливает
прямоугольник, заданный координатами
противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом
текущей кисти.
Процедура Сircle(x,y,r) рисует окружность с
центром в точке (х,y) и радиусом r.
Закрасить замкнутую фигуру можно с помощью
процедуры FloodFill(х,у,c), (х,у) – координата
точки внутренней области фигуры, c – цвет
заливки.
Процедура СlearWindow(color) устанавливает
цвет графического окна. Закрасить прямоугольник
и круг можно, используя команду закраски кистью
SetBrushColor (color).
Процедуры для ввода текста:
TextOut(x,y: integer; s: string) – выводит строку s в
позицию (x,y) (точка (x,y) задает верхний левый угол
прямоугольника, который будет содержать текст из
строки s);
SetFontSize(size: integer) – устанавливает размер
текущего шрифта в пикселях;
SetFontColor(c: Color) – устанавливает цвет
текущего шрифта;
SetFontStyle(fs: integer) – устанавливает стиль
текущего шрифта.
А теперь попробуем нарисовать домик вместе.
Пример программы рисования домика:
(преподаватель демонстрирует и объясняет, а обучающиеся повторяют каждую строчку)
Program dom; Uses graphABC; line(100,100,150,50); SetBrushcolor(clred); SetBrushcolor(clblue); SetBrushcolor(clgray); SetBrushcolor(clred); |
«название программы (комментарий)» – переключаем экран в графический режим – команда начала программы «рисуем крышу» – рисуем линию с координатами (100,100,150,50) – рисуем линию с координатами (150,50,200,100) – рисуем линию с координатами (150,50,200,100) – заливаем область крыши зеленым цветом «рисуем фасад дома» – устанавливаем цвет кисти красный – рисуем прямоугольник с координатами(115,100,185,150) «рисуем окно» – устанавливаем цвет кисти синий – рисуем окружность с координатами (150,75,5) «рисуем дверь» – устанавливаем цвет кисти темно-серый – рисуем прямоугольник с координатами(125,120,140,140) «пишем текст» – устанавливаем цвет кисти красный – выводим текст «дом» на месте координат (150,110) – конец программы |
Измените размер домика и поменяйте цвета самостоятельно.
V. Практическая работа (закрепление изученного материала)
Напишите программу, рисующую снеговика и закрасьте его.
Какие процедуры вам для этого понадобятся?
Пример программы, рисующую снеговика.
Program snegovik; uses graphABC; begin FloodFill(50, 80, clYellow); ellipse(120, 350, 280, 480); circle(200, 300, 60); circle(200, 210, 40); line(170, 120, 230, 120); line(160, 180, 240, 180); line(170, 120, 160, 180); line(230, 120, 240, 180); floodfill(200, 173, clblack); floodfill(200, 123, clblack); setbrushcolor(clblack); circle(190, 200, 5); circle(210, 200, 5); line(200, 210, 220, 220); line(200, 220, 220, 220); line(200, 210, 200, 220); floodfill(204, 214, clblack); setpenwidth(5); line(210, 230, 190, 230); line(70, 320, 170, 250); line(230, 250, 330, 300); line(327, 450, 327, 200); circle(200, 265, 10); circle(200, 300, 10); circle(200, 338, 10); circle(200, 390, 10); circle(200, 428, 10); circle(200, 460, 10); end. |
VI. Подведение итогов урока
- Как переключить программу Pascal ABC из символьного режима в графический?
- С помощью каких процедур можно получить высвечивание точки на экране, рисования линий, прямоугольников, окружностей?
- Какая процедура позволяет закрашивать фигуры?
- Какие цвета вы использовали? (Назовите на английском языке)
Выставление отметок.
VII. Домашнее задание
Написать в тетради программу, рисующую новогоднюю ёлку.