Классный час на тему "Современная семья"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • рассмотрение семьи как значимой части социальной сферы общественной жизни;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование: карточки, презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включает марш Мендельсона
– Что эта за мелодия? В каких случаях мы слышим ее?
– Что создается в результате брака?
Подводит учащихся к теме классного часа
– О чем мы будем сегодня говорить?
– На какие вопросы будем искать ответы? (Приложение 1, слайд)
– Оценивать работу в группах будут ваши лидеры. За ответы будете получать жетоны – ромашки. Ваша задача заработать как можно больше жетонов. А как вы думаете, почему ромашки?
слушают
отвечают

называют тему



отвечают: Ромашка – символ семьи

Читает стихотворение:

(Слайд)

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, « Я» – мы понимаем,
А почему их семь,

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь « Я»
– Нет, если есть собака,
Выходит : Во! – семья. (М.Шварц)

– Давайте вместе дадим определение понятию семья (слайд)
Семья – это группа людей, члены которой связаны кровным родством (или браком)
Опираясь на определение, ответьте, как связаны между собой отдельные ее члены? Слайд

– Что, на ваш взгляд, составляет основу семьи? (Любовь)
– В семье нас любят такими, какие мы есть со всеми недостатками и особенностями. Даже если мы в ссоре, эта любовь никуда не уходит. Вот как детский поэт Берестов говорит о любви в семье   (слайд)

Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

 

Читают по очереди лидеры групп, остальные слушают

 

 

 

 

 

 

 

дают определение

определяют родственные отношения

 

отвечают

– Давайте попробуем все вместе ответить на вопрос  «Что такое хорошая семья?»
Организует работу в группе
– Посмотрите на фотографии. Какие качества хорошей семьи изображены на ней?
– Заполните схему, ответив на следующие вопросы:
1) Какие качества должны преобладать в семье, чтобы всем было уютно находиться под крышей своего «дома»?
2) Какие негативные качества лучше оставить "за порогом дома"?
Подводит итоги (слайд)
– В хорошей семье царят понимание, уважение, поддержка, забота, ответственность.
– В хорошей семье доброжелательная обстановка.
– В хорошей семье – взаимопомощь.
– В наших сердцах с годами крепнет  любовь к своей семье, к родительскому дому. Это чувство дает начало любви к своему народу, своей Родине.
получают задание, выполняют, группы по очереди отвечают
– Подумайте, ребята, и скажите какую роль играет семья в вашей жизни. Мне кажется, ответить на этот вопрос вам поможет небольшое анкетирование. Подумайте и ответьте да или нет

Вопросы

  • Учат ли тебя родители правилам поведения?
  • Есть ли в вашей семье традиции?
  • Является ли семья твоей опорой?
  • Любишь ли ты проводить свободное время в кругу семьи?
  • Помогают ли тебе родители выполнять домашнее задание?
  • Есть ли у тебя определенные обязанности по дому?
 

 

отвечают да или нет

Лидеры подсчитывают количество да и нет.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно! (М. Лангер)

– О какой важной роли семьи идет речь в стихотворении?
– Ребята, вы уже  в том возрасте, когда можете помочь родителям по дому.  Я предлагаю лидерам групп получить задания. Ваша задача показать выполняемую работу так, чтобы другие группы догадались.

1) постирать белье, пропылесосить
2) пилить дрова, помыть посуду
3) колоть дрова, погладить

 

 

 

 

одна команда выполняет, другие догадываются

– О важности семьи в жизни общества говорили еще древние мыслители. Древнегреческий мыслитель Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет.
«Пренебрегающий этой обязанностью, – писал он, – должен платить налог, чтобы не воображал, что жизнь без брака удобна и выгодна».
Другой мыслитель, Аристотель, полагал, что с семьи начинается государство. Именно он высказал мысль о том, что семья и общество существуют не отдельно, а тесно связаны друг с другом.

1. Каковы функции семьи?
– продолжение человеческого рода, (без этой роли семьи человечество не могло бы существовать)
– воспитание детей  ( важнейшая задача семьи)
2. Почему  государство заинтересовано в том, чтобы каждая семья была крепкой и здоровой?

 

слушают

 

 

отвечают

– Про семью сложено немало стихов, придумано много пословиц и поговорок. Я предлагаю поработать с заданиями на карточках (сложить пословицу и объяснить смысл)
1) В хорошей семье хорошие дети растут.
2) Семья в куче, не страшна и туча.
3) Вся семья вместе, так и душа на месте.
работают в группе
– Вся ли семья вместе на этой иллюстрации?
– Можем ли мы назвать эту семью хорошей?
1) Рассмотрите внимательно репродукцию.
2) Что на ней изображено?
3) Какие чувства испытывают герои картины?
4) Как вы это определили?
5) Какие качества, присущие хорошей семье, вы можете
отметить у героев данной картины?
6) Дайте название
рассматривают иллюстрацию,

отвечают на вопросы

Давайте подведем итоги. На какие вопросы мы сегодня искали ответы. …
Попробуйте закончить предложения:
  1. Оказывается, семья – это …
  2. Для меня семья – это ...
  3. Я постараюсь, чтобы моя семья …

Оценивание работы в группе (лист оценивания)
Пожелание учащимся. Марш Мендельсона.
Песня «Родительский дом»

 

отвечают,

работают самостоятельно

лидеры групп оценивают

слушают