Программа: «Школа России».
Цели:
- расширить представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы;
- отрабатывать правильность написания имен собственных; слов в алфавитном порядке;
- учить строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать,
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать самостоятельность, чувство гордости за свой родной город.
Планируемые результаты: обучающиеся получат представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать, правильно записывать имена собственные; слова в алфавитном порядке; строить сообщения в устной и письменной форме.
Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение, 2012 год, 1 часть; карточки с заданиями; условная схема города, изображённая на доске; листы для самооценки.
Тип урока: открытие новых знаний (урок проводился в первой четверти)
Форма проведения: урок-путешествие
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент Цель: содействие установлению нормального рабочего настроя у обучающихся и готовности к сотрудничеству. |
Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению | Учитель читает наизусть стихотворение:
– Начинаем урок. |
Дети эмоционально настраиваются на работу. |
2.Самоопределение к учебной
деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Предметные: писать слова из словаря. Познавательные: умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель; умение сознательно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: оценка деятельности |
1. Игра «Буква потерялась» На доске записаны слова:
– В этих словах «потерялась» буква. Запишите
слова в столбик, вставьте нужную букву, поставьте
ударение. 2. Чтение стихотворения Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква у строчки в начале, Чтобы звучали громко и гордо – Я надеюсь, что вы внимательно читали
стихотворение. |
Записывают слова из словаря. Объясняют, какую букву вставили. Называют ударный слог. Работают с оценочным листом. (Приложение 1)
Составляют слово «буква»
Правило – памятка.
Дети на карточках читают стихотворение.
Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы. |
3. Актуализация и пробное учебное
действие Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий |
Познавательные: наблюдение, анализ,
синтез; умение выделять нужную информацию. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка деятельности. Коммуникативные: умение адекватно оценивать границы своего знания и незнания. Личностные: умение слушать и слышать. Предметные: записывать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии. |
Работа по карточкам с
дифференцированными заданиями 1 уровень – Как тебя зовут? Дайте полный ответ на вопрос, записав свою фамилию, имя, отчество. 2 уровень – Образуйте отчество и фамилию от имени Иван. |
Индивидуальная работа. 1 уровень Самопроверка по вложенной карточке 2 уровень Самопроверка. |
4. Выявление места и причины
затруднения Цель: организация анализа возникшей ситуации |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог | Побуждающий диалог –
Как вы думаете, а кроме имён, отчеств, фамилий
есть ли другие слова, которые нужно писать с
заглавной буквы? |
Участие в диалоге |
5. Построение проекта выхода
из положения Цель: выбор способа и средств реализации цели |
Предметные: записывать с
заглавной буквы имена собственные, располагать
их в алфавитном порядке; первое слово в
предложении. Регулятивные: самооценка деятельности. Личностные: чувство гордости за свой город. |
– Предлагаю вам совершить
небольшое путешествие по нашему городу. – Есть ли имя у нашего города? – Имя города – это его … (название). – Мурманск. – Какую табличку вы выбираете, почему? – Составьте и запишите предложение о нашем городе. Физкультминутка
– Наш город разделён на несколько
микрорайонов. (Учитель открывает доску, на которой изображена условная схема микрорайона. У каждого ученика такая же схема на карточке.) – На схеме есть улицы, но они без названия.
Напишите на карточке название улицы, на которой
вы живёте. – В нашем районе протекает ручей. Как он
называется? (Фадеев ручей)
– Какие ещё водоёмы нашего округа вы знаете? (Озеро
Ледовое, озеро Глубокое) – Расшифруйте предложение. озероглубокое – самоеглубокоевгородемурманске. – Какие слова вы будете писать с заглавной
буквы. – Что же вы узнали, путешествуя по микрорайону? |
Ответы детей, выбор таблички. Работа с оценочным листом. (Приложение 1)
Ответы детей, выбор таблички. Подбор синонимов.
Запись названия улиц, на которых проживают
дети. Запись имен собственных в алфавитном порядке. Работа с оценочным листом.(Приложение 1)
Предположения. Дети устно составляют рассказ. Озеро Ледовое получило такое название потому, что раньше поморы заготавливали здесь для хозяйства лёд и даже брали его в долгие экспедиции. Растопив лёд, воду можно было пить. Дети делают вывод. |
6. Самостоятельная работа
с самопроверкой Цель: усвоение способа действия при выполнении упражнения, самопроверка. |
Предметные: правильно записывать
имена собственные. Коммуникативные: сотрудничество в парах при выполнении работы Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности Познавательные: умение выделять нужную информацию. |
– Пользуясь знаниями о родном
крае, выполните упражнение. Вам нужно
вставить пропущенные слова. – С какой буквы записали пропущенные слова? Почему? |
(Приложение 2) Работа в парах. Самопроверка. Работа с оценочным листом. (Приложение 1) Дети делают вывод. |
7. Рефлексия Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности | – Чему учились на уроке? – Какие же слова мы будем писать с заглавной буквы? – Как вы оценили себя на сегодняшнем уроке? |
Подводят итог занятия и
оценивают себя. (Приложение 1) |
8. Информация о домашнем
задании Цель: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Познавательные: умение добывать информацию при работе с разными источниками | Работа по учебнику стр.
86 упр. 131. – Прочитайте задание к упражнению. |
Понимание выполнения домашнего задания |