Тип урока: Углубление в тему.
Цели:
- Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
- Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
- Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
- Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.
Задачи:
- Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
- Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
- Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
- Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
- Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.
Музыкальный материал:
- “Мати Божия” П.Чеснокова.
- “Отче наш” Н.Кедрова-отца
- “Аве Мария” Ф.Шуберта
- “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
- “Белоснежные церкви” современная песня.
Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.
На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.
ХОД УРОКА
- Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.
- Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.
(Ответы детей)
- Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.
- Как такая музыка называется? (церковная, духовная)
А почему духовная? (Ответы детей).
- Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.
- Сегодня мы рассмотрим молитву - как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?
Сообщение темы (“Послания молитвы”)
- А что такое молитва? (Ответы детей)
- Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.
Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она как свет нам душу освещает.
- И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.
- В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?
(Звучит “Отче наш”).
(Ответы детей - Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)
- А можно сказать, что она звучит благозвучно? - Да.
- Одно из главных понятий музыкального искусства - ГАРМОНИЯ - означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.
Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.
- Был здесь порядок? Да.
(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)
Ознакомление с новой информацией.
- Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.
Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.
Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.
- И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.
- Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.
(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)
- Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.
- Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? - Да.
- А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.
- Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.
“Аве Мария” - одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.
Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).
- Трогают нас слова? Да.
- Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.
- А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.
(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения - транспонировала в соль мажор).
- Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.
Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.
Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.
Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.
- Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.
(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.
- Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”
- Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.
(Разучивание 1 куплета).
“Песня” - говорил Булат Окуджава, - исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”
- На следующем уроке мы продолжим работу над песней.
ИТОГ: - Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.
- Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?
(С образами Бога, света, добра, гармонии.)
- На что способна такая музыка?
(Ответы детей)
В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.
- И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили...
(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация
“ПОСЛАНИЯ ВОДЫ”). Приложение 3.
- Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).
- И закончить я хочу словами А.П.Чехова
“Человек должен быть верующим или
Должен искать веры.
Иначе жизнь его пуста...”