Практикум “Работа с моделью”, 9 класс, Шеромова Татьяна Сергеевна, учитель информатики и физики, МБОУ СОШ № 56 города Кирова.
Тип урока: урок применения знаний.
Программное обеспечение: Программа для конструирования электрических цепей “Начала Электроники”, программа “Sweet Home 3D”Microsoft Power Point.
Оборудование: Комплекты для ГИА по физике (либо лабораторные комплекты: электрические провода, батарейки, ключи, лампочки).
Дополнительно: Необходимы пустые листы бумаги, рабочие листы (Приложения 2-6)
Образовательная цель урока, ведущая к достижению предметных результатов, заключается в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей; проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов.
Развивающая цель урока, позволяющая формировать универсальные учебные действия: анализ, синтез, сравнение, классификацию, моделирование; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Воспитательная цель урока, направленная на достижении личностных результатов обучения, заключается в формировании коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование личностного, профессионального самоопределения.
1. Актуализация
Какую тему вы недавно изучили? Что вы узнали, изучая тему “Моделирование”? С какими понятиями вы познакомились? Зачем вы изучали эту тему? Целью на уроке применить полученные знания по теме “Моделирование” на практике. Темой нашего урока станет “Работа с моделью”.
2. Мотивация
Компьютер используют во многих профессиях. Одна из востребованных профессий это дизайнер. Представьте, что вы два конкурирующих дизайнерских фирмы. Каждый работник в фирме выполняет свою роль.
3. Целеполагание
Ваши роли сегодня: директор фирмы, дизайнер, инженер-программист, инженер, PR-менеджер. Распределите роли внутри группы, по своим желаниям. Сформулируйте цель своей работы в качестве работника фирмы, используя опорные слова. Прочитайте предложенные вами цели.
Придумайте для своей фирмы название, напишите на листе бумаги.
Каждая хорошая фирма обязательно имеет корпоративные правила. Правила перед вами: 1, 2, 3. Принимаете ли вы эти правила? Возьмитесь за руки, и скажите “Принимаем!” Как только вы справитесь с заданием, возьмитесь за руки.
4. Применение знаний:
Вам поступил заказ: разработать схему электрического освещения в новой квартире и дизайн помещений.
В знакомой ситуации:
А) Составьте определение из блоков, прочитайте! Как только вы справитесь с заданием возьмитесь за руки.
Ваш заказчик привез вам схему планировки своей новой квартиры, рассмотрите её внимательно.
Б) Заказчик привез вам образцы оборудования. Сопоставьте оборудование и условные обозначения. Где модель? Где реальный объект? Запишите в рабочий лист. Как только вы справитесь с заданием, возьмитесь за руки. (Сопоставление элементов электрической цепи и их обозначений)
В) Вам повезло. У вас имеется электрическая схема от прошлого заказчика. Подпишите элементы на русском языке: лампа 1, ключ 1, элемент питания, провод и пр. Как только вы справитесь с заданием, возьмитесь за руки.
В измененной ситуации:
Но ведь вы не знаете, будет эта схема эффективна или нет, будет она работать? Ведь если вы соберете не правильно, вы можете испортить оборудование! Для того, чтобы опробовать схему цепи будем использовать программу “Начала электроники”. Ваша задача: собрать электрическую цепь, выполнить все задания. Когда все сделаете, садитесь за стол и беритесь за руки.
5. Применение знаний в новой ситуации:
Теперь стало возможным собрать реальную электрическую цепь. Выполните задания, по аналогии с работой компьютерной моделью.
После того, как вы создали модель освещения в квартире, пора заняться дизайном. Выполните дизайн-проект квартиры в программе Sweet Home 3D.
6. Рефлексия:
Индивидуальная
Посмотрите на ту цель, которую вы ставили себе в начале урока. Подумайте, как вы с ней справились. Напишите после таблицы свой вывод.
Я забираю ваши проекты к заказчику, он подумает, кого выбрать. Выбор заказчика.
Групповая
Придумайте рекламный слоган вашей фирме. Вместе его произнесите.
Сегодня мы с вами смогли применить свои знания на практике? Вам понравилось? Всем спасибо.