Урок “Экология леса” проводится в цикле уроков “Экология и безопасность”, предусмотренном авторами учебников С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук и В.В. Марков, рассчитанном на 2 академических часа по темам: “Нарушение экологического равновесия” и “Показатели предельно допустимых воздействий на природу”. В основу разработки урока положены теория развития множественного интеллекта и система методов активного обучения.
Цель занятия: развитие экологического интеллекта, нравственное воспитание учащихся, убеждение в значимости защиты и охраны окружающей природной среды, в частности леса.
Задачи (от ученика):
- проявить способность понимать мир природы, ее безопасности
- научиться размышлять, устанавливать причинны экологических проблем леса и их последствия
- проявить лингвистические, художественные, музыкальные способности
- научиться работать в команде, совместно решать поставленные задачи
Ход урока с учетом использования МАО и теории множественного интеллекта
Задания блока 1. Вербально-лингвистический Прочтение по цепочке фрагмента “Знаете ли вы, что такое лес и чем он отличается от не леса?” книги А.В. Гавемана “Лес. Беседы лесовода” Вспомнить пословицы, поговорки о лесе, загадки о лесе и его обитателях. |
Задания блока 2. Логико-математический Выстраивание учащимися логических цепочек “Опасности для леса” “Название – причины – последствия” |
Задания блока 3. Аудиально-музыкальный Прослушайте фрагменты музыкальных произведений о лесе Фредерик Француа Шопен — Таинственный лес ДиДюля — ЛесПредставьте иллюстрации к данной музыке |
Задания блока 4. Визуально-пространственный Нарисуйте лес или плакат по защите леса или рисунок “Отдых в лесу” Учащиеся демонстрируют свои рисунки, поясняют их и рассказывают вспомнившиеся пословицы и поговорки, подходящие к своим рисункам. |
Задания блока 5. Телесно – кинестетический Различные предметы лежат на партах учащихся, каждый поднимает предмет, показывает классу и говорит, что это – угроза для леса или это можно использовать для сохранения леса. (коробок спичек, стекло, лопата, пакеты для мусора и т.д.) |
Задания блока 6. Исследовательский Просмотр и анализ карты лесных пожаров за лето 2010; 2011; 2012; 2013 годов. Сделать соответствующие выводы. |
Задания блока 7. Внутриличностный Написать эссе на тему “Как я могу помочь сохранить лес” |
Задания блока 8. Межличностный (социальный) Объединение в группы по 3-4 человека для вынесения предложений на тему: “Как можно сохранить лес”. |
Задания блока 9. Экзистенциональный Анализ афоризма: "Чем больше дров, тем дальше лес." – Александр Жуков |
План урока
Этап урока | Что делает учитель | Что делают ученики | Необходимое оборудование. Раздаточный материал |
1 этап | Обсуждение с учащимися лесных проблем 1. Предоставление учащимся фрагмента “Знаете ли вы, что такое лес и чем он отличается от не леса?” книги А. В. Гавемана “Лес. Беседы лесовода” 2. Помочь ученикам вспомнить пословицы, поговорки о лесе, загадки о лесе и его обитателях |
1. Прочтение по цепочке фрагмента
“Знаете ли вы, что такое лес и чем он отличается
от не леса?” книги А. В. Гавемана “Лес. Беседы
лесовода” 2. Вспомнить пословицы, поговорки о лесе, загадки о лесе и его обитателях. |
Распечатка текста, Музыкальные фрагменты, Альбомные листы по количеству учащихся |
2 этап | Выстраивание логических цепочек. Предложить учащимся составить логическую цепочку: “Опасности для леса” “Название – причины – последствия” |
Выстраивание учащимися логических
цепочек “Опасности для леса” “Название – причины – последствия” |
Цветные карандаши, ватманы по количеству групп |
3 этап РЕФЛЕКСИЯ |
Анализ афоризма: "Чем больше дров, тем дальше лес" – Александр Жуков |
Анализ афоризма: "Чем больше дров, тем дальше лес." – Александр Жуков |
Ключевые понятия по теме "Экология, Лес, Угроза, Безопасность".