Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, и переход к учебной деятельности должен происходить плавно, постепенно, в благоприятной психологической обстановке. В связи с этим, для обучения дошкольников и школьников младшего возраста целесообразно использование игровых методов как в качестве самостоятельной технологии для освоения новой темы, так и в качестве элементов урока или его части.
В чем же существенные отличия педагогической игры от игровой деятельности в широком ее понимании? Прежде всего, педагогическая игра обладает четко поставленной учебной целью и должна достигнуть определенного педагогического результата. А также педагогическая игра проводится по определенным, заранее установленным правилам. Хотя педагогической игре, как и любой другой присуща игровая мотивация, которая в данном случае выступает как средство побуждения детей к решению, прежде всего учебной задачи.
Выделим основные цели применения игровых технологий в обучении:
Дидактическая. Направлена на усвоение новых знаний, выработку определенных умений и навыков и на расширение кругозора учащихся.
Развивающая. Развитие творческого и логического мышления, памяти, внимания, а также способности к самооценке учащихся.
Воспитывающая. В процессе игры дети учатся самостоятельности в принятии решений, воспитывается общительность, умение работать в коллективе.
Социализирующая. Все что происходит в ходе педагогической игры: четкое соблюдение правил игры, взаимодействие в группе, оценочная деятельность – это и есть азы социальных норм.
Занятие-игра проходит по заранее сформулированным правилам, которые строго соблюдаются. Детям ставится игровая задача, и они охотно включаются в игровую деятельность, а в результате достигается учебная цель. Здесь важно правильно организовать предметную среду. Форма представления материала должна быть интересна детям и одновременно содержать учебный материал. В организации игрового занятия важен соревновательный элемент, который переводит учебную задачу в игровую. И обязательно рефлексия, т.е. заключительное обсуждение с детьми результатов проведенной игры. В ходе этого обсуждения дети совместно с учителем оценивают свою деятельность.
На наш взгляд игровые методики имеют определенные преимущества перед другими видами обучения.
Во-первых, игра как метод активного обучения способствует большей вовлеченности детей в осуществление данного вида деятельности. Этот процесс направлен на выработку познавательной мотивации. Причем, в игровом упражнении учебная мотивация ребенка выражается не только в стремлении получить хорошую оценку или похвалу учителя, а в стремлении получить удовлетворение от решенной задачи или выполненного учебного задания.
Во-вторых, игровые методики подчас повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие, на котором ребенок работает уже самостоятельно. Здесь уже можно говорить и об опережающем обучении в зоне ближайшего развития ребенка.
Также, игра снимает психологический барьер между учителем и учеником. Здесь учитель не выступает как судья , он сам является участником игры или ее коучером, т.е. ведет по процессу, лишь помогая выработать правильное решение, а ребенок как непосредственный субъект игры проявляет свои творческие и интеллектуальные способности. Для развития этих способностей очень важно отсутствие когнитивного диссонанса, часто обусловленного именно психологическим дискомфортом, который может испытывать ребенок на уроке, например из-за страха получить плохую оценку или неодобрение учителя, подчас высказанное в резкой форме.
И наконец, присутствие рефлексии, т.е. заключительного обсуждения с детьми результатов проведенной игры в ходе которого дети совместно с учителем оценивают свою деятельность. Это дает огромный потенциал в процессе формирования субъектной позиции ребенка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Виды игровых методик:
- Предметные игры – манипуляции с игрушками и предметами.
- Сюжетно-ролевые игры – игры в рамках воображаемого сюжета, где играющие выступают в роли определенного персонажа.
- Дидактические игры – игры с правилами, которые используются как средство развития познавательной активности учащихся.
- Интеллектуальные игры – математические бои, игры-упражнения, игры-тренинги.
Специфика преподавания математики, к сожалению, не позволяет в полной мере применять все перечисленные виды педагогических игр. Поэтому мы в основном используем предметные, дидактические и интеллектуальные игры.
В работе с дошколятами более актуальны предметные игры.
С помощью игр с мячом ребята учатся считать в прямом и обратном порядке, называть соседей числа, изучают временные и пространственные представления.
Дети хотят получить яркий мяч и вместе с ним право голоса, право высказать своё мнение. Они не просто сидят за партами, а активно двигаются, стараются поймать мяч и в тоже время изучают учебный материал. Здесь идет и смена видов активности детей и эмоциональная расслабленность. Они не боятся сделать ошибку, поскольку больше мотивированны на игру с мячом (не уронить, поймать).
Для формирования учебно-познавательной мотивации необходима особая форма представления материала. Учитывая специфику возраста, мы организуем интересную для ребят предметную среду.
В работе с дошколятами часто используются игрушки, например, для изучения темы “Чем похожи и чем отличаются”. Дети могут не только посмотреть на сравниваемые предметы, но и взять их в руки, пощупать, сравнить по различным признакам. А также книга с математической сказкой. Мы читаем интересную сказку и одновременно решаем простейшие математические задачки. Магнитики для изучения простейших математических действий.
А также вырезанные из картона геометрические фигуры, которые дети могут не только увидеть и услышать их названия, а также взять в руки, переложить, отсортировать по заданным критериям. Таким образом мы стараемся работать в различных модальностях восприятия: зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной), осязательной (кинестетической), что повышает эффективность обучения.
Поэтому в обучении дошколят достаточно много времени отводиться занятиям конструированием из треугольников. Дети учатся складывать из треугольников различные фигуры. Эти занятия направлены на развитие мелкой моторики, пространственного воображения и творческого мышления детей.
В игровом занятии конструированием присутствует и некоторый соревновательный момент и оценочная деятельность, т.к. работы обсуждаются с детьми, указывается на их достоинства и недостатки, а также задаются критерии оценки: сложность объекта, цветовая гамма, композиционное решение, техника исполнения (аккуратность). Мы включаем детей в оценочную деятельность, даём им высказаться по поводу качества работы, учим объяснять различные достоинства и недостатки, а также сравнивать свою работу с другими.
Далее в обучении младших школьников азам геометрии мы ставим им учебную задачу “Разрезать фигуру, например, на 4 равные части, каждая из которых должна содержать один из выделенных квадратиков”, а организуем это занятие в форме командного соревнования. И наша учебная цель: формирование у школьников пространственного воображения, развитие логического мышления и познавательной активности, решается в игровом формате. Школьники уже мотивированны на решение достаточно сложной учебной задачи самим существованием игровой ситуации.
Еще одно занятие в игровой форме. Это решение геометрической задачи по преобразованию предложенной фигуры. Нужно переложить заданное количество палочек, чтобы получилась другая фигура. Занятие организованно также в виде соревнования двух команд.
Здесь как и в предыдущей игре существует специально организованная предметная среда. Если в предыдущей игре детям были выданы вырезанные картонные квадраты, а затем специально заготовленные фигуры пентамино. То здесь присутствуют счетные палочки, которые дети могут взять в руки и свободно ими манипулировать в пространстве, не боясь ошибиться, а для представления задачи на магнитной доске сделаны магнитные полоски, имитирующие счетные палочки.
Аналогично решаются задачи по комбинаторике. В виде соревнования со специально организованной предметной средой.
Классическим примером интеллектуальной педагогической игры являются математические бои.
Здесь учебная деятельность по решению нестандартных математических задач осуществляется в форме игры.
Математический бой – это соревнование двух команд в решении математических задач. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. При решении этих задач команда не имеет права общаться по поводу этих задач ни с кем, кроме членов жюри. По истечении отведенного времени начинается собственно бой, когда команды рассказывают друг другу решения задач в соответствии с данными правилами. Если одна из команд рассказывает решение, то другая выступает в качестве оппонента, то есть ищет в нем ошибки ( недочеты). Выступления оппонента и докладчика оцениваются жюри в баллах. Победителем боя объявляется команда, которая в итоге наберет большее количество баллов.
Все признаки педагогический игры явно выражены. Соревновательный момент на лицо. Игра осуществляется по четким правилам. Результаты обсуждаются и оцениваются. Игровая и познавательная мотивации полностью совмещены.
И мы достигаем всех поставленных целей:
- Учебная задача решена.
- Познавательная мотивация сформирована.
- Психологическая раскрепощенность на лицо.
- Идет творческий процесс, дети решают нестандартные задачи, т.е. работают творчески в зоне ближайшего развития.
- Воспитательная и социализирующая функции тоже присутствуют. Это командное взаимодействие, хорошо прослеживается сплоченность группы, выявляются формальные и неформальные лидеры. Игра организована по четким правилам.
- Саморефлексия, дети анализируют свои способности и возможности, обсуждают их и принимают решение, кто же будет выступать по данному пункту задания.
Использование игровых методик в обучении математике старших дошкольников и младших школьников повышает эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращает процесс обучения в творческое и увлекательное занятие.
Список литературы
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа 2-4 класс. М.:Айрис-Пресс, 2012.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика. Учебник для 1 класса общеобразовательных учебных учреждений. М.: ООО “Русское слово – учебник”, МЦНМО, 2013.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика. Учебник для 2 класса общеобразовательных учебных учреждений. М.: ООО “Русское слово – учебник”, МЦНМО, 2013.
- Докучаева Н.Н. Головоломки своими руками. СПб.:Кристалл, 1997.
- Екимова Н.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МПНМО, 2007.
- Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
- Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М.: Издательство московского университета, 1986.
- Калинина А.Б., Кац Е.М., Тилипман А.М. Математика в твоих руках. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2013.
- Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6. М.: Просвещение, 2010.