Цель: сформировать установки: жизнь как высшая ценность; я, моя жизнь - великое чудо; учить пониманию красоты человеческого тела; познакомить детей с инфекционными болезнями, методами их лечения; развивать внимание, память, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; познакомить учащихся с дыхательной, зрительной, опорно-двигательной гимнастиками; убедить в необходимости бережного отношения к здоровью.
Оборудование: название и девиз команды, название остановок, пословицы, загадки, тесты, карточки с правилами: “Как сохранить здоровье”, “Правила проведения игры”, “Как поддерживать сердце в хорошей форме”,”Правила личной гигиены”, “Правила обращения с лекарствами”, “Правила рационального питания”, костюмы – Доктора, Лентяев, Витаминки, домашняя “Аптечка” с лекарствами, карточки с полезными и вредными продуктами, удостоверения каждому ученику “Гражданин Страны Здоровья”, музыка Чайковского, стих К.И.Чуковского “Мойдодыр”.
Ход занятия
I. Вступительное слово.
Мы начинаем путешествие в Страну Здоровья. В нашем сегодняшнем плавании мы будем опровергать переместительный закон сложения. А теперь, назовите формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменяется:
Жизнь = здоровье + семья + учёба + друзья
Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” измениться, измениться и её качество. Эта сумма может равняться 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
Чтобы попасть поскорее в Страну Здоровья, нужно поучаствовать в необычных конкурсах. Так как мы сегодня путешествуем в Страну Здоровья, я предлагаю назвать нашу команду “Здоровяки”. Так называют людей, которые чувствуют себя бодрыми и здоровыми.
Чтобы открылись двери в нашу Страну, прочитаем девиз нашей команды.
- Я умею думать,
- Я умею рассуждать,
- Что полезно для здоровья,
- То и буду выбирать!
II. Ход путешествия.
- Для нас открылись двери в Страну Здоровья. Давайте представим.
- Мы шагаем по её большим просторным улицам и проспектам. Нам легко дышится. Нам весело путешествовать. ( Звучит музыка)
1 остановка. Проспект “Здоровье человека”.
Задание 1 команде.
Необходимо подобрать вариант ответа, т. е. проводим тест. Кто быстро и правильно ответит, получает билет для проезда в Страну Здоровья.
1).Зачем нужно знать свой организм?
А) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
Б) чтобы человек мог мыслить, говорить и трудиться;
В) чтобы умело использовать свои возможности.
Задание 2 команде.
2).В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
В) стройный, сильный, ловкий, статный.
Задание 3 команде.
3). В какой строчке указаны только органы человека (организм человека состоит из органов)?
А) глаза, лёгкие, желудок, кожа;
Б) сердце, головной мозг, почки, кровь;
В) печень, селезёнка, уши, желчь.
Конкурс №1 “Народная мудрость”.
Задание 1 команде.
Составить из рассыпанных слов – карточек пословицы, объяснить их смысл.
1).Здоровый человек – богатый человек.
2). Здоровьем слаб, так и духом не герой.
3).Чистым жить, здоровым быть.
4).В здоровом теле – здоровый дух.
5).Здоровье – дороже золота.
Конкурс № 2 “ Загадки”.
Задание 2 команде.
Это очень важные органы, которые нужно беречь и содержать их в порядке.
1).
Два соседа – непоседы
День на работе,
Ночь - на отдыхе. (Глаза.)
2).
Ношу их много лет,
А счету им не знаю. (Волосы.)
3).
Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга не могут. (Ноги.)
4).
Оно намного меньше нас,
А работает всякий час. (Сердце.)
5).
Между двух светил
В середине я один. (Нос.)
6).
У пяти братьев
Одна работа. (Пальцы.)
Конкурс № 3 “Что? Где? Когда?”
Задание 3 команде.
- Ответить на вопросы.
1). Что на свете дороже всего? (Здоровье).
2). Что никогда не лень делать? (Дышать).
3). Что без языка, а сказывается? (Болезнь).
4). Какие опасные “подарки” солнца мы можем получить? (Ожоги).
6). Что нам поможет стать сильным и здоровым? (Спорт).
- А ещё – самый эффективный способ снятия утомления – это сон (это восстановление нервных клеток, работоспособность). Стоит человеку выспаться несколько ночей подряд и он чувствует себя совершенно здоровым.
Подросткам и детям нужно спать 9 -11 часов.
Важным условием для нормального сна является правильный режим жизни:
- насыщенный трудовой день;
- интересная работа;
- умелое сочетание умственной и физической нагрузки;
- рациональный режим питания;
- активный отдых;
- занятия физкультурой.
2 остановка. Отдых в парке “Помоги себе сам”.
- Предлагаю принять удобную позу, закрыть глаза и послушать музыку.
- Какие картины возникли у Вас в воображении?
Высказывания ребят.
- Какие прекрасные картины вы себе представили?
Вывод: все вы видели вокруг себя прекрасные картины и радовались жизни, вспоминали доброе и приятное. Если вы всегда будете думать о хорошем, то все болезни вас обойдут стороной.
- А как вы ещё умеете отдыхать?
Вам было предложено написать мини-сочинение, где начало предложения было следующим:
“Я хочу иметь свободное время для...”
Пожалуйста, зачитайте их.
Вывод: Каждый человек должен не только хорошо трудиться, но и уметь хорошо – с пользой для окружающих, с пользой для своего здоровья – отдыхать.
Вручить билеты.
ПРАВИЛА, способствующие сохранению здоровья.
1).Нельзя читать лёжа.
2) Книгу лучше держать на расстоянии 30-35 см от глаз под углом 150.
3) Свет должен падать на рабочую поверхность слева, а глаза оставаться в тени.
4) НЕ стоит смотреть телевизор чаще 3-4 раз в неделю. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 2,5-3 метров.
Правила проведения игры.
1) Хорошо договоритесь друг с другом о правилах игры.
2) Помните, что правила игры нельзя нарушать не только другим, но и вам.
3) Если с вами играют малыши, будьте к ним внимательны.
4) Если игра подвижная, старайтесь не сделать никому больно.
5) Помните, что в игре главное – общее веселье и удовольствие!
ПРАВИЛА
“Как поддерживать сердце в хорошей форме”.
1) НЕ переедай, ешь то, что даёт тебе мама, - все эти продукты очень полезные.
2) Занимайся физкультурой, но не переутомляйся.
3) Если ты болен, лежи в постели.
4) Обязательно спи ночью 8 – 10 часов
Билеты.
3 остановка. Площадь Гигиены.
Гигиена – это наука о сохранении здоровья, а также мероприятия, которые содействуют этому.
Народная мудрость гласит: “Кто аккуратен, тот людям приятен”.
Задания командам.
- Как правильно ухаживать за...
1). Волосами
2). Обувью
3).Нательным бельём и верхней одеждой.
Сценка ( доктор, лентяи, витаминки)
Учитель. Ребята! На наше путешествие мы пригласили ...Ой! Что это? Кто это?
Доктор.
Добрый врач! Бывалый врач!
Чуть услышу детский плач,
В ранний час и полночь
Поспешу на помощь.
По дороге, по реке,
По опасным тропам,
С чемоданчиком в руке
И с фонендоскопом.
И меня не устрашит
Ни мороз, ни тряска –
Я и в космос полечу
Делать перевязку.
Потому что я готов
Биться за здоровье!
Надо так, без лишних слов
Поделиться кровью.
И повсюду повторять
Буду для порядка:
“Вы хотите крепким стать?
Делайте зарядку!”
Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. А где же мои помощники?
(Стук в дверь. Выбегают Лентяи.)
Доктор. Нет, это не они.
Лентяи. А, это опять ты. Мы не хотим мыть уши и шею. И руки не моем перед едой. И ноги никогда не вытираем.Уходи, уходи, докторишка, отсюда! Мы и без тебя проживём.
Лентяи (сидя на стульях и балуясь)
Жил на свете мальчик странный-
Просыпался по утру.
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер...
На руках все пальцы смыл он,
Щёки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязным-
Будет он всегда здоров”.
Лентяй. Ну вот, от чистоты можно заболеть. А он “руки мойте”, “ноги вытирайте”.
Лентяй. А давайте мы всех заразим вирусом-лентяюсом. И пусть они такие чистенькие, пригоженькие будут грязными и ленивыми.
(Бегают по рядам и всех пачкают).
Лентяи. Ну вот, другое дело...Чем ещё заняться?
Лентяи. Вот видишь, все заболели от чистоты. Так им и надо.
Доктор. Ребята! Неправда это. Только в обществе грязнулек такое бывает. Дети, которые следят за своей чистотой, никогда не болеют, то очень редко.
Витамины: Ведь если мы перед едой помоем руки, умоемся утром после сна, днем, когда придем с улицы, и вечером, когда будем ложиться спать ,наши поры, которых очень много в коже, будут дышать легко и наше тело не будет болезненным. Оно будет крепким и здоровым.
Если мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки и, конечно, бактерии, содержащие в ней, не попадут нам внутрь, и мы не будем болеть.
То же самое можно сказать о платочке носовом. Он необходим при кашле и чихании. Надо отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы не летели на товарищей.
А о чистоте воротничка и обуви я уже и не говорю. Это само собой понятно. Ужасно стыдно показаться на улице в неряшливом виде. В своей мятой одежде и нечищеной обуви ты можешь стать грязным пятном на улице.
Доктор. Волосы тоже должны быть в порядке. Ученые определили, что волосы живут до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12 -15 см. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и, прежде всего, ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю следует мыть голову горячей водой с мылом. Волосы надо регулярно подстригать.
Отрывок из стих-я К. Чуковского “Мойдодыр”.
Правила личной гигиены.
1) Тщательно мыть руки перед приготовлением пищи, перед едой, после туалета.
2) Овощи, ягоды, фрукты перед едой хорошо промыть проточной водой и ошпаривать кипятком.
3) Предохранять от загрязнения пищевые продукты, которые используются без предварительной тепловой обработки.
4) Соблюдать чистоту, бороться с мухами. Мусорные вёдра держать закрытыми.
5) Воду, взятую не из питьевого водопровода, перед употреблением обязательно кипятить.
6) При первых же признаках желудочно-кишечных заболеваний - боли в животе, тошнота ,рвота, слабость, повышение температуры – немедленно обращаться к врачу. Чем раньше начать лечение, тем меньше риска для здоровья заболевшего и здоровья окружающих
7) Не заниматься самолечением.
Билеты.
4 остановка. Бульвар “Не болей”.
1) Выступление врача на тему: “ Какие инфекционные болезни бывают и как избежать их”.
2). Домашняя аптечка.
- У каждого дома есть аптечка?
- Что обязательно в ней должно быть?
- Какие правила обращения с лекарствами вы знаете?
Ответы ребят.
Правила обращения с лекарствами.
1) Не принимайте никаких лекарств самостоятельно. Если эта таблетка помогает маме или бабушке, это не значит, что она поможет вам. Она может и навредить.
2) Прежде чем принимать лекарство, нужно проверить срок его годности. Он указан на упаковке. Дома лекарство должны храниться в специально отведённом месте – домашней аптечке.
Билеты.
5 Остановка. Кафе “Приятного аппетита”.
Путешествие продолжаем.
Мы поговорим о вредной и здоровой пище и вспомним правила рационального питания.
Народная мудрость гласит: “Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть”..
Задания 1 команде.
Подчеркните полезные для организма продукты:
Рыба, жевательная резинка, чипсы, кефир, напиток “Кола”, сок, геркулес, шоколадные конфеты, морковь, лук, торты, яблоки, шоколадки, капуста, гречка, молоко, чеснок.
Задание 2 команде.
Подчеркните вредные для организма продукты:
Рыба, жевательная резинка, сок, кириешки, молоко, напиток “Кола”, чипсы, морковь, торты, лук, шоколадные конфеты, капуста, кефир, гречка, яблоки.
Задание 3 команде. Ответить на вопрос:
Если бы вы были доктором, как бы вы посоветовали правильно питаться детям.
Правила рационального питания.
1) Никогда не переедать.
2) Тщательно пережёвывать пищу.
3) НЕ употреблять очень горячую пищу.
4) Не злоупотреблять сладостями.
5) Больше есть зелени, овощей, фруктов.
6) Ужинать за 2 часа до сна.
7) Установить режим питания.
Билеты.
6 Остановка. Станция “Физкультминутка”.
Путешествие продолжается.
- Что такое физкультминутка? (комплекс упражнений для отдыха).
- Для чего и когда проводятся эти комплексы упражнений?
Объявляется конкурс на лучшее выполнение физкультминутки.
1).Дыхательная физкультминутка.
2).Гимнастика для глаз.
3)Упражнения для кистей рук.
(Физкультминутки для снятия общего утомления, для улучшения слуха, аэробные упражнения, упражнения корректирующие осанку).
III. Итог занятия.
Посчитать билеты на проезд в Страну Здоровья. По этим билетам можно ещё раз побывать в путешествии. Я думаю, что сегодня все дети достойны получить удостоверение “Гражданин Страны Здоровья”.
Выдаются удостоверения.