Первые занятия с начинающими в классе аккордеона

Разделы: Музыка


Аккордеон — интересный, своеобразный музыкальный инструмент, достаточно сложный для адаптации. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, технологические приемы и т. д. От грамотного начала обучения зависит последующее развитие ученика.

1. Наглядно-демонстрационные аспекты обучения

Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.

2. Теоретические аспекты обучения

После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель развивает у него музыкальные и слуховые способности.

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику сразу на первом занятии. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

3. Практические аспекты обучения

Посадка, постановка инструмента:

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. В 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона “Юность”. В этой ситуации преподаватель сталкивается с большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. Однако, задача преподавателя вовремя отучить ребенка “подглядывать” в клавиатуру.

Меховедение:

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.

Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое из них заключается в обычном разведении меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость.

Первые упражнения для правой руки:

Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.

Первые упражнения для левой руки на готовой системе:

Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты "до" третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку.

Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

Знакомство со штрихами:

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.

4. Выбор репертуара для начинающего

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

5. Психологический аспект обучения

Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником. Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь в виду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание - это 9-10 минут. В возрасте 6-8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Занимаясь с учащимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания. Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.

Очень важно найти взаимопонимание друг с другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) учащийся не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.