Программа: «Школа России».
Автор учебника: В. П. Канакина
Методические рекомендации по проведению урока
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Рекомендации к уроку:
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. Надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока.
3. Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме.
Подобрать учебные задания, целью которых
является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
4. Сгруппировать отобранный учебный материал.
5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
6. Подготовить оборудование для урока.
7. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
8. Написать конспект урока.
План урока (с технологической картой)
Рекомендуемый план урока:
1. Тема программы: Лексика. Состав слова.
2. Тема урока: Антонимы.
3. Тип урока: Комбинированный.
4. Вид урока: Смешанный.
6. Цель методическая: Создание условий для
формирования знаний, умений и навыков; развития
способностей; воспитания качеств личности.
7. Цели образования:
ознакомление со словами – антонимами;
формирование жизненно необходимых качеств:
усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности,
воли, уважения к другим, способности к
сотрудничеству; развитие творческой инициативы;
формирование и развитие положительной мотивации
учебной деятельности; развитие мышления, памяти,
воображения; развитие речи; совершенствование
санитарно – гигиенических навыков, каллиграфии.
8. Материально-дидактическое обеспечение урока:
УМК:
- Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
- Учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2014 г.
- Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2014 г.
- Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2014 г. Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева
Оборудование и материалы:
- Мультимедиа система, презентация.
- Учебник «Русский язык» 2 класс, часть I, В. П. Канакина.
- Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.
- Словарное слово на плакате, картинка на слайде:
ОСИНА |
- Индивидуальные карточки для проверки словаря:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура занятия |
Методическая подструктура урока |
||||
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
|
Организация класса | беседа | фронтальная | наблюдение | стихотворение | Коллективная |
Проверка домашнего задания | беседа | фронт | наблюдение | Проектор, ПК, экран | коллективная |
Подготовка к изучению нового материала | беседа | фронт | Наблюдение, раб. с текстом | Проектор, ПК, экран | коллективная |
Мин.каллиграфии | беседа | фронт | наблюдение | – |
коллективная |
Словарная работа | беседа | фронт | Наблюдение, проблемная ситуация | Проектор, ПК, экран, индив.карточки, карточка со слов.словом, рисунок | Коллективная индивидуальная |
Закрепление нового | беседа | фронт | Практическая работа | ПК, проектор, экран | Коллективная |
Работа с учебником | – | фронт | Сам. раб. | учебник | индивидуальная |
Самостоятельная работа | объяснение | Сам. раб | Практическая работа | Карточки, учебник, презентация | индивидуальная |
Д/ з | беседа | фронт | Сам .раб. | дневник | индивидуальная |
Работа обучающихся на уроке: обучающиеся
работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения
(подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся
(подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг
поставленных целей.
ХОД УРОКА
1. Организация класса. (1 мин.)
Учитель: Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: Молодцы! Садитесь на свои места.
2. Проверка домашнего задания. Итог (3 мин.)
Учитель: Сначала мы проверим домашнее
задание. Рита, скажи, пожалуйста, что надо было
сделать в домашнем задании?
Рита: В домашнем задании из упр.68, стр. 44
надо было из 2 групп слов составить пары
слов-синонимов и записать их в тетрадь.
Учитель: Хорошо, молодец. Поменяйтесь
тетрадями друг с другом и проверьте задание.
Сверьте работы с доской – экраном.
(Читаю пары слов, дети сверяют записи)
1 слайд:
Ребята – дети, бежать – мчаться, красный – алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель. |
Итог
Учитель: Ребята, поднимите красные
сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание
выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если
в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В
домашнем задании никто сегодня не допустил
ошибок. Поставьте на полях тетради напротив
домашнего задания восклицательный знак! Тетради
организованно передайте на мой стол!
Учитель: О каких словах мы с вами
говорили на прошлом уроке Рита?
Рита: О словах-синонимах.
Учитель: Умница!Аня, какие слова
называются синонимами? Приведи примеры.
Аня: Слова, близкие по значению,
например: папа–отец.
Учитель: Хорошо!
Учитель: Дима, что значит определить
лексическое значение слова?
Дима: Сказать, что обозначает это слово.
Учитель: Молодцы! Отлично! Ребята, в
домашнем задании нам встретились несколько пар
синонимов. Дима, где ещё можно узнать о словах –
синонимах?
Дима: Есть словари синонимов.
Учитель: Хорошо, молодец!
3. Подготовка к формулированию новой темы (1 мин.)
Учитель: Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
2 слайд:
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!Маша Лукашкина
Учитель: Вам понравилось
стихотворение? Чем? Яна?Яна: – Оно весёлое,
читается легко.
Учитель: Хорошо. Назовите слова –
синонимы из стихотворения?
Учитель: Почему вы не можете выполнить
моё задание?
Толя: Здесь их нет.
Учитель: Правильно.
Учитель: Как называются эти слова? Мы
изучали такие слова? Настя?
Настя: Нет.
Учитель: Эти слова называются
антонимами.
4. Сообщение темы (1 мин.)
Учитель: Вероника, какая тема урока
будет сегодня?
Вероника: Антонимы.
Учитель: Умница!
Учитель: Когда мы изучаем новые слова,
на какие вопросы отвечаем? Вероника?
Вероника: Мы отвечаем на вопросы, какие
это слова, похожи они по смыслу или нет?
Учитель: Молодец!
(Учитель пишет тему на доске)
Учитель: Ответим на первый вопрос:
какие это слова, Дима?
Дима: Разные
Учитель: Хорошо, ещё? Аня?
Аня: Они не похожи друг друга.
Учитель: Хорошо, вы молодцы! Ответьте,
пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по
смыслу или нет? Никита?
Никита: Они не похожи по смыслу.
Учитель: Правильно, молодцы. Что
обозначает, например, чёрный – белый?Валера?
Валера: Это цвета.
Учитель: А вот эти слова: жара – стужа?
Настя?
Настя: Жара – это когда тепло, а стужа,
когда холодно.
Учитель: Молодец! Значит, какие это
слова, Настя?
Настя: Они настроены друг против друга.
Учитель: Молодец!
3 слайд
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. |
5. Минутка каллиграфии (2 мин.)
Учитель: Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:
Самомассаж рук
1. Большим пальцем поглаживаем пальцы от
кончиков до основания сначала одной рукой, потом
другой.
2. При помощи карандаша трём ладони с внутренней
стороны, затем – с тыльной.
3. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло
своих рук.
Учитель: – Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.
(Показываю, напоминаю правило письма букв: каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон. Дети прописывают буквы).
Учитель: Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Всем надо поработать над правильным написанием букв, всем нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.
6. Словарная работа. Итог (8 мин)
Учитель: Аня, Рита, Саша и Толя получают индивидуальное задание на карточках. Ане и Рите в записанных на карточках словах надо вставить пропущенные буквы, распределить слова в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Саше и Толе в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.
Аня*:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Рита*:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Саша***:
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Толя***:
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Учитель: Ребята, а мы сейчас «Поиграем
в словарик». Я по очереди называю лексическое
значение словарного слова, Аня пишет это слово на
доске за, а вы – в тетрадях.
Учитель: Коробка для школьных
принадлежностей. (Пенал)
Учитель: Дерево с белой корой. (Берёза)
Учитель: Столица нашей родины. (Москва)
Учитель: Страна, в которой мы живём. (Россия)
Учитель: Место, где мы родились и живём. (Родина)
Учитель: Это плод яблони. (Яблоко)
Учитель: Инструмент для копания земли. (Лопата)
Учитель: Это садовое дерево, плод у него
яблоко. (Яблоня)
(Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).
7. Проверка. Итог (1 мин.)
Учитель: Ребята, поменяйтесь
тетрадями друг с другом, проверьте работы своих
соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны
слова и у Ани на доске. Рита*, молодец, с этим
заданием справилась без ошибок. Оценка «5». Кто
работал без ошибок, поднимите зелёные сигналы!
Молодцы! Поставьте на полях восклицательный
знак! Поднимите красные сигналы, у кого 1 ошибка?
Эти дети допустили по одной ошибке в словах – вам
надо быть внимательней и повторить дома
словарные слова. На следующем уроке поработаете
в карточках.
Учитель: Вика* и Лиза* правильно
распределили слова по столбикам, но Лиза
ошиблась в слове «летать», Лиза, как проверить
безударную гласную?
Лиза: Полёт.
Учитель: Правильно, не ошибайся, будь
внимательней. Вика* получает за задание «5», Лиза*
– «4». Вика Николаева*** и Сергей*** допустили по 1
ошибке в задании. Вам надо повторить словарные
слова, буду спрашивать на следующих уроках, и не
ошибаться при письме. Серёже и Вике оценка «4».
Встали.
8. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.
9. Знакомство с новым словарным словом (3 мин.)
Учитель: Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:
«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».
Аня: Это заяц, потому что дрожит.
Учитель: Кто думает по-другому? В
загадке говорится, что «вся» дрожит?
Кирилл: Наверно, осина, у неё листочки
дрожат на ветру.
Учитель: Правильно, молодец! Как мы
слышим это слово?
Дети (хором): [асина]
Учитель: Какой звук слышим вначале
слова?
Дети (хором): [А]
Учитель: А правильно пишется это слово
так:
ОСИНА |
(Вывешиваю слово на доску)
Учитель: Запишите слово «осина»,
поставьте ударение, подчеркните безударную
гласную в этом слове, разделите слово на слоги.
Можно ли её проверить?
(Дети про себя пробуют подобрать проверочное
слово)
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Эта буква непроверяемая, надо
запомнить, как она пишется.
Учитель: Хорошо! Умницы!
10. Определение лексического значения этого слова (1 мин.)
Учитель: Андрей, какое лексическое
значение имеет слово «осина»?
Андрей: Это лиственное дерево с
дрожащими листьями, потому что в загадке так
говорится.
Учитель: Хорошо! Молодец! А в каком
случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»?
Дети: Когда человек замёрз или
чего-нибудь боится.
Учитель: Умницы! Правильно!
11. Этимология (1 мин.)
Учитель: Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:
4 слайд:
Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых. |
12. Составление и запись предложения с этим словом (2 мин.)
Учитель: Ребята, составьте свои
предложения с новым словарным словом, можно
смотреть на картинку.
Дима: Осина растёт у дороги.
Аня: Осина дрожит на ветру.
Яна: На осине дрожат листочки.
Вова: Осина – высокое лиственное
дерево.
Учитель: Хорошо, молодцы! Мы давайте
запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ. Вова
выполнит задание у доски за :запишет предложение,
подчеркнёт в нём главные члены предложения.
(Затем Вова комментирует разбор)(1 мин.)
Осина дрожит на ветру. Что? – осина – это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает? – дрожит – это сказуемое, подчеркну двумя чертами.
Учитель: Вова, назови слово с
проверяемой безударной гласной.
Вова: Дрожит, проверочное слово
– дрожь.
Учитель: Правильно, молодец! Ребята,
поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку в
предложении? Ребята, как избежать ошибок?
Рита: Слова надо проверять.
Учитель: Как проверить это слово?
Аня: Поставить эту букву под ударение.
Учитель: Хорошо. Яне и Диме надо быть
внимательней, на следующем уроке поработаете в
карточках с заданиями, где нужно проверить
безударную гласную.
13. Физкультминутка (1 мин.)
А сейчас все дружно встали,
Отдохнём, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!
14. Закрепление нового материала (3 мин.)
Учитель: Повторите тему сегодняшнего
урока.
Дети: Антонимы.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на
следующий слайд, назовите слова – антонимы к
картинкам:
5 слайд:
Учитель: Дима. (Чистый – грязный)
Учитель: Молодец!
6 слайд:
Учитель: Аня. (Плачет – смеётся)
Учитель: Умница, ты молодец!
7 слайд:
Учитель: Саша. (Толстый – тонкий)
Учитель: Правильно, молодец!
8 слайд:
Учитель: Яна, назови слова к картинкам.
(Маленький – большой)
Учитель: Молодец, правильно!
9 слайд:
Учитель: Вова. (Грустный – весёлый)
Учитель: Правильно, молодец! Ребята,
посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли.
Сравните их.
10 слайд:
чистый – грязный, плачет – смеётся, толстый – тонкий, маленький – большой, грустный – весёлый. |
Учитель: Какие это слова?
Дети: Это антонимы.
Учитель: Лиза, какие слова называются
антонимами?
Дети: Слова, противоположные по
значению.
Учитель: Молодцы, вы правильно отвечали.
Слово «антоним» в русском языке обозначает
«против».
15. Работа с учебником (1 мин.)
Учитель: Ребята, откройте страницу в
учебнике 45. Прочитайте ещё раз, что такое
антонимы? Где можно найти слова-антонимы.
Аня: В словаре антонимов.
Учитель: Правильно, словарь антонимов
есть и у нас в конце учебника. Вы можете им
пользоваться при выполнении домашнего задания.
Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое
антонимы и кто из вас на уроке был самым
внимательным.
(Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).
11 слайд:
Я – антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… (прохлада)
– Молодцы!
12 слайд:
Я – антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
– Молодцы!
13 слайд:
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь … (тишина)
Учитель: Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.
14 слайд:
Ученье – свет,
А неученье –… (тьма)
(Хором – тьма)
Учитель: Дети, как ты понимаешь
значение этой пословицы?
Дети: Будешь хорошо учиться, будешь
много знать, многого добьёшься в жизни.
Учитель: Умницы! Хорошо.
15 слайд:
Знай больше,
А говори … (меньше)
(Хором – меньше)
Учитель: Дима, как понимаешь значение
этой пословицы?
Дима: Хоть ты будешь много знать, а
говорить надо меньше и правильно, чтобы люди
думали о тебе хорошо.
Учитель: Хорошо! Молодец! Вы все молодцы!
Работали быстро, дружно, были внимательны!
16. Самостоятельная работа. Итог (5 мин.)
Учитель: А сейчас небольшая
самостоятельная работа. Сядьте правильно.
Ребята, вам из каждого четверостишия надо
выписать только пары слов-антонимов. Каждую пару
напишите на новой строке. Аня, повтори, какие
слова называются антонимами?
Аня: Слова, противоположные по значению.
Учитель: Молодец!
(Читаю четверостишия)
16 слайд:
Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок,
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведёт беседу.
17 слайд:
Сегодня пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а лев забыл.
Дождь пролился неплохой
Лев весь мокрый, Глеб сухой.
18 слайд:
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
19 слайд:
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну, а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
17. Проверка (1 мин.)
(Проверяю задание)
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.
20 слайд:
Толстый – тонкий
Взял – забыл
Мокрый – сухой
Сладкий – горький
Полный – пустой
Длинный – короткий
Учитель: Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так?
Учитель: Ребята, слова –антонимы
могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но
и на вопросы: Что делал? Какие?
Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно!
Молодцы!
Все вы справились с работой. Какие вы записывали
слова?
Дети: Антонимы!
18. Итог урока (1 мин.)
Учитель: Скажите, пожалуйста, что
нового вы сегодня узнали на уроке? (Какие слова
называются антонимами.)
Учитель: Какие это слова?
Дети: Слова, противоположные по
значению.
Учитель: Что ещё интересного вы узнали
на уроке и чем занимались?
Дима: Отгадывали загадки.
Учитель: Хорошо! Ещё?
Аня: Учились подбирать антонимы к
картинкам и к пословицам.
Учитель: Хорошо! Молодцы!
Расскажите дома, чему мы учились сегодня на
уроке. Пользуйтесь правильно словами –
антонимами в своей речи.
19. Оценивание (1 мин.)
Учитель: Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки.
20. Домашнее задание (2 мин.)
21 слайд:
– Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, у. 74 – подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.
– Урок окончен!