Урок русского языка

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Программа: «Школа России».
Автор учебника: В. П. Канакина

Методические рекомендации по проведению урока

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Рекомендации к уроку:

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. Надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока.

3. Спланировать учебный материал

Для этого надо:
Подобрать литературу по теме.
Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

4. Сгруппировать отобранный учебный материал.

5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

6. Подготовить оборудование для урока.

7. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

8. Написать конспект урока.

План урока (с технологической картой)

Рекомендуемый план урока:

1. Тема программы: Лексика. Состав слова.
2. Тема урока: Антонимы.
3. Тип урока: Комбинированный.
4. Вид урока: Смешанный.
6. Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.
7. Цели образования:
ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно – гигиенических навыков, каллиграфии.
8. Материально-дидактическое обеспечение урока:

УМК:

  • Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  • Учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2014 г.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2014 г.
  • Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2014 г. Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева

Оборудование и материалы:

  • Мультимедиа система, презентация.
  • Учебник «Русский язык» 2 класс, часть I, В. П. Канакина.
  • Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.
  • Словарное слово на плакате, картинка на слайде:

ОСИНА

  • Индивидуальные карточки для проверки словаря:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура урока

       
 

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организация класса беседа фронтальная наблюдение стихотворение Коллективная
Проверка домашнего задания беседа фронт наблюдение Проектор, ПК, экран коллективная
Подготовка к изучению нового материала беседа фронт Наблюдение, раб. с текстом Проектор, ПК, экран коллективная
Мин.каллиграфии беседа фронт наблюдение

коллективная
Словарная работа беседа фронт Наблюдение, проблемная ситуация Проектор, ПК, экран, индив.карточки, карточка со слов.словом, рисунок Коллективная индивидуальная
Закрепление нового беседа фронт Практическая работа ПК, проектор, экран Коллективная
Работа с учебником фронт Сам. раб. учебник индивидуальная
Самостоятельная работа объяснение Сам. раб Практическая работа Карточки, учебник, презентация индивидуальная
Д/ з беседа фронт Сам .раб. дневник индивидуальная

Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

ХОД УРОКА

1. Организация класса. (1 мин.)

Учитель: Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Учитель: Молодцы! Садитесь на свои места.

2. Проверка домашнего задания. Итог (3 мин.)

Учитель: Сначала мы проверим домашнее задание. Рита, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?
Рита: В домашнем задании из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.
Учитель: Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской – экраном.

(Читаю пары слов, дети сверяют записи)

1 слайд:

Ребята – дети, бежать – мчаться, красный – алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

Итог

Учитель: Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!
Учитель: О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке Рита?
Рита: О словах-синонимах.
Учитель: Умница!Аня, какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
Аня: Слова, близкие по значению, например: папа–отец.
Учитель: Хорошо!
Учитель: Дима, что значит определить лексическое значение слова?
Дима: Сказать, что обозначает это слово.
Учитель: Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Дима, где ещё можно узнать о словах – синонимах?
Дима: Есть словари синонимов.
Учитель: Хорошо, молодец!

3. Подготовка к формулированию новой темы (1 мин.)

Учитель: Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

2 слайд:

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

Учитель: Вам понравилось стихотворение? Чем? Яна?Яна: – Оно весёлое, читается легко.
Учитель: Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: Почему вы не можете выполнить моё задание?
Толя: Здесь их нет.
Учитель: Правильно.
Учитель: Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Настя?
Настя: Нет.
Учитель: Эти слова называются антонимами.

4. Сообщение темы (1 мин.)

Учитель: Вероника, какая тема урока будет сегодня?
Вероника: Антонимы.
Учитель: Умница!
Учитель: Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? Вероника?
Вероника: Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?
Учитель: Молодец!
(Учитель пишет тему на доске)
Учитель: Ответим на первый вопрос: какие это слова, Дима?
Дима: Разные
Учитель: Хорошо, ещё? Аня?
Аня: Они не похожи друг друга.
Учитель: Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? Никита?
Никита: Они не похожи по смыслу.
Учитель: Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный – белый?Валера?
Валера: Это цвета.
Учитель: А вот эти слова: жара – стужа? Настя?
Настя: Жара – это когда тепло, а стужа, когда холодно.
Учитель: Молодец! Значит, какие это слова, Настя?
Настя: Они настроены друг против друга.
Учитель: Молодец!

3 слайд

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

5. Минутка каллиграфии (2 мин.)

Учитель: Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

Самомассаж рук

1. Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2. При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной.
3. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Учитель: – Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

(Показываю, напоминаю правило письма букв: каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон. Дети прописывают буквы).

Учитель: Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Всем надо поработать над правильным написанием букв, всем нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.

6. Словарная работа. Итог (8 мин)

Учитель: Аня, Рита, Саша и Толя получают индивидуальное задание на карточках. Ане и Рите в записанных на карточках словах надо вставить пропущенные буквы, распределить слова в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Саше и Толе в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.

Аня*:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Рита*:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Саша***:

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Толя***:

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Учитель: Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я по очереди называю лексическое значение словарного слова, Аня пишет это слово на доске за, а вы – в тетрадях.
Учитель: Коробка для школьных принадлежностей. (Пенал)
Учитель: Дерево с белой корой. (Берёза)
Учитель: Столица нашей родины. (Москва)
Учитель: Страна, в которой мы живём. (Россия)
Учитель: Место, где мы родились и живём. (Родина)
Учитель: Это плод яблони. (Яблоко)
Учитель: Инструмент для копания земли. (Лопата)
Учитель: Это садовое дерево, плод у него яблоко. (Яблоня)

(Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).

7. Проверка. Итог (1 мин.)

Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова и у Ани на доске. Рита*, молодец, с этим заданием справилась без ошибок. Оценка «5». Кто работал без ошибок, поднимите зелёные сигналы! Молодцы! Поставьте на полях восклицательный знак! Поднимите красные сигналы, у кого 1 ошибка? Эти дети допустили по одной ошибке в словах – вам надо быть внимательней и повторить дома словарные слова. На следующем уроке поработаете в карточках.
Учитель: Вика* и Лиза* правильно распределили слова по столбикам, но Лиза ошиблась в слове «летать», Лиза, как проверить безударную гласную?
Лиза: Полёт.
Учитель: Правильно, не ошибайся, будь внимательней. Вика* получает за задание «5», Лиза* – «4». Вика Николаева*** и Сергей*** допустили по 1 ошибке в задании. Вам надо повторить словарные слова, буду спрашивать на следующих уроках, и не ошибаться при письме. Серёже и Вике оценка «4».
Встали.

8. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

9. Знакомство с новым словарным словом (3 мин.)

Учитель: Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».

Аня: Это заяц, потому что дрожит.
Учитель: Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?
Кирилл: Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.
Учитель: Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?
Дети (хором): [асина]
Учитель: Какой звук слышим вначале слова?
Дети (хором): [А]
Учитель: А правильно пишется это слово так:

ОСИНА

(Вывешиваю слово на доску)

Учитель: Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги. Можно ли её проверить?
(Дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.
Учитель: Хорошо! Умницы!

10. Определение лексического значения этого слова (1 мин.)

Учитель: Андрей, какое лексическое значение имеет слово «осина»?
Андрей: Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.
Учитель: Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»?
Дети: Когда человек замёрз или чего-нибудь боится.
Учитель: Умницы! Правильно!

11. Этимология (1 мин.)

Учитель: Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:

4 слайд:

Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых.

12. Составление и запись предложения с этим словом (2 мин.)

Учитель: Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.
Дима: Осина растёт у дороги.
Аня: Осина дрожит на ветру.
Яна: На осине дрожат листочки.
Вова: Осина – высокое лиственное дерево.
Учитель: Хорошо, молодцы! Мы давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ. Вова выполнит задание у доски за :запишет предложение, подчеркнёт в нём главные члены предложения.

(Затем Вова комментирует разбор)(1 мин.)

Осина дрожит на ветру. Что? – осина – это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает? – дрожит – это сказуемое, подчеркну двумя чертами.

Учитель: Вова, назови слово с проверяемой безударной гласной.
Вова: Дрожит, проверочное слово – дрожь.
Учитель: Правильно, молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку в предложении? Ребята, как избежать ошибок?
Рита: Слова надо проверять.
Учитель: Как проверить это слово?
Аня: Поставить эту букву под ударение.
Учитель: Хорошо. Яне и Диме надо быть внимательней, на следующем уроке поработаете в карточках с заданиями, где нужно проверить безударную гласную.

13. Физкультминутка (1 мин.)

А сейчас все дружно встали,
Отдохнём, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!

14. Закрепление нового материала (3 мин.)

Учитель: Повторите тему сегодняшнего урока.
Дети: Антонимы.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова – антонимы к картинкам:

5 слайд:

Учитель: Дима. (Чистый – грязный)
Учитель: Молодец!

6 слайд:

Учитель: Аня. (Плачет – смеётся)
Учитель: Умница, ты молодец!

7 слайд:

Учитель: Саша. (Толстый – тонкий)
Учитель: Правильно, молодец!

8 слайд:

Учитель: Яна, назови слова к картинкам. (Маленький – большой)
Учитель: Молодец, правильно!

9 слайд:

Учитель: Вова. (Грустный – весёлый)
Учитель: Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

10 слайд:

чистый – грязный,
плачет – смеётся,
толстый – тонкий,
маленький – большой,
грустный – весёлый.

Учитель: Какие это слова?
Дети: Это антонимы.
Учитель: Лиза, какие слова называются антонимами?
Дети: Слова, противоположные по значению.
Учитель: Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».

15. Работа с учебником (1 мин.)

Учитель: Ребята, откройте страницу в учебнике 45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова-антонимы.
Аня: В словаре антонимов.
Учитель: Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.

(Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).

11 слайд:

Я – антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… (прохлада)

– Молодцы!

12 слайд:

Я – антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)

– Молодцы!

13 слайд:

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь … (тишина)

Учитель: Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.

14 слайд:

Ученье – свет,
А неученье –… (тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: Дети, как ты понимаешь значение этой пословицы?
Дети: Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.
Учитель: Умницы! Хорошо.

15 слайд:

Знай больше,
А говори … (меньше)

(Хором – меньше)

Учитель: Дима, как понимаешь значение этой пословицы?
Дима: Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.
Учитель: Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!

16. Самостоятельная работа. Итог (5 мин.)

Учитель: А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Ребята, вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов-антонимов. Каждую пару напишите на новой строке. Аня, повтори, какие слова называются антонимами?
Аня: Слова, противоположные по значению.
Учитель: Молодец!

(Читаю четверостишия)

16 слайд:

Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок,
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведёт беседу.

17 слайд:

Сегодня пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а лев забыл.
Дождь пролился неплохой
Лев весь мокрый, Глеб сухой.

18 слайд:

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

19 слайд:

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну, а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

17. Проверка (1 мин.)

(Проверяю задание)

Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

20 слайд:

Толстый – тонкий
Взял – забыл
Мокрый – сухой
Сладкий – горький
Полный – пустой
Длинный – короткий

Учитель: Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так?

Учитель: Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?
Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы!
Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?
Дети: Антонимы!

18. Итог урока (1 мин.)

Учитель: Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? (Какие слова называются антонимами.)
Учитель: Какие это слова?
Дети: Слова, противоположные по значению.
Учитель: Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
Дима: Отгадывали загадки.
Учитель: Хорошо! Ещё?
Аня: Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.
Учитель: Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

19. Оценивание (1 мин.)

Учитель: Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки.

20. Домашнее задание (2 мин.)

21 слайд:

– Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, у. 74 – подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

– Урок окончен!