Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- формирование представлений об органах чувств человека и их значении в познании окружающего мира.
Коррекционно-развивающие:
- активизация и расширение словаря по теме “Органы чувств”;
- развитие связной речи (употребление качественных прилагательных, умение отвечать на вопросы);
- развитие восприятия (зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное);
- развитие умения анализировать мимику человека, определять эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т.д.).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание гигиенических навыков.
Оборудование:
- ТСО с презентацией к занятию;
- демонстрационный материал по теме “Органы чувств”;
- разрезные картинки по теме;
- рабочие листы с контурным изображением фруктов и овощей;
- коробочки с наполнителями различных запахов;
- продукты питания (яблоко, лимон, солёный огурец);
- тканые мешочки с объёмными муляжами фруктов и овощей;
- карандаши;
- мяч.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы: К. И. Чуковский - “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, И. Семенова - “Неболейка”, Е.Пермяк - “Язык и нос”, Н.Кнушевицкая - “Уши”, “Кожа”,С.Волков - “Шелестит листвой березка...”, “Ротик нужен людям всем?”, И.Скрябина - “Пять органов чувств”, С.Шукшина - “Не кричите слишком громко...”, Э.Мошковская - “Уши”, “Мой замечательный нос”, Ю.Прокопович - “Зачем носик малышам?”, Г.Юдин - “Микробы”;
- чтение и рассматривание книг “Азбука здоровья”, “Уроки Айболита”, “Уроки Мойдодыра”;
- знакомство со звуками, знакомство с запахами, цветами;
- игры - занятия “Угадай, кто тебя позвал”, “Определи на вкус”, “Пальчики – узнавальчики”, “Таинственные флаконы”, “Твёрдый – мягкий”;
- сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”;
- разучивание стихотворения об уходе за органами слуха;
- стихи, потешки и загадки по теме “Органы чувств”;
- беседы об органах чувств у животных и человека;
Ход занятия
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Я предлагаю вам отправиться в необычный город – город Весёлых Человечков.
Слайд 2
Как вы думаете, почему город так называется? (Потому что там живут весёлые человечки; радостные человечки; люди, которые никогда не грустят и т.д).
Слайд 3
- Чтобы попасть в город Весёлых человечков необходимо открыть замок на городских воротах. Посмотрите на экран и найдите ключ, у которого нет пары.
Упражнение “Подбери ключ к замку”.
Цель: развитие зрительного внимания.
- Молодцы! Ворота открыты, и мы можем зайти в город. Но посмотрите вокруг!
Слайд 4
- Что же здесь происходит? Может мы не туда попали? Какое настроение у человечков? Можно ли их назвать весёлыми? Если нет, то почему? (Дети разбираются в мимике изображённых детей).
Слайд 5
- Посмотрите, на экране появился сигнал “SОS!”. Что обозначает этот сигнал? (Сигнал, когда люди просят о помощи). В каких случаях люди им пользуются? (Когда случилась беда; когда людям срочно нужна помощь; когда людям грозит опасность).
- Что же случилось у Весёлых человечков? Они прислали нам письмо. Давайте прочитаем и узнаем, в чём дело.
Слайд 6
Логопед читает письмо весёлых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Весёлые человечки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Весёлые человечки просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие органы чувств вы знаете? (Дети перечисляют: рот, нос, глаза, уши, кожа). И вы знаете, как эти все органы чувств работают? Тогда отгадайте загадки.
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам... (глаза)Запах хлеба, запах мёда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос)Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши... (ушки)Мягкое и твёрдое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое...
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша ... (кожа)Первым пробовать привык
угощенья все ...(язык)
По мере отгадывания загадок на доску выставляются картинки (Приложение 1).
- Вы всё знаете, и я думаю, что сможете помочь Весёлым человечкам в их беде. Давайте продолжим наше путешествие по городу.
Игра малой подвижности “Четыре стихии”.
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Дети стоят полукругом. По команде выполняют то или иное движение.
Команда | Движения |
“Земля” | Опускают руки вниз. |
“Вода” | Вытягивают руки вперед. |
“Воздух” | Поднимают руки вверх. |
“Огонь” | Прячут руки за спину. |
Усложнение. Логопед даёт одну команду, а сам выполняет другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.
Слайд 7
- Вот и первая остановка. Как вы думаете, как называется профессия этого человека? (Художник). Как вы догадались? (Он рисует, у него есть мольберт, краски, кисточки, возле дома стоит картина). Обратите внимание на настроение художника (Художник грустный, печальный, расстроенный). Художник разучился видеть цвета красок. И теперь его картины никому не нравятся.
Коррекционное упражнение “Подбери правильный цвет”.
Цель: упражнение в правильном назывании цветов овощей и фруктов, развитие зрительно-моторной координации.
Предлагается заштриховать контурное изображение фруктов и овощей правильным цветом. (Приложение 2).
- Зачем же людям нужны глаза? (Чтобы видеть всё вокруг; чтобы распознавать предметы по цвету, по величине, по форме). Чтобы наши глаза стали крепкими и здоровыми, предлагаю их потренировать.
Зрительная гимнастика “Тренировка”
Раз налево, два направо,
Три наверх, четыре вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Слайд 8
- Отправляемся дальше. Смотрите, какая красивая девочка-садовод и в саду у неё растёт много цветов. Чем занимается девочка? (Выращивает цветы). Что вы можете сказать о её настроении? (У девочки грустные глаза; она плачет). Девочка выращивала в своем саду ароматные цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Как определить по запаху тот или иной предмет? (Его нужно понюхать).
Дидактическая игра “Узнай по запаху”.
Цель: уточнение знаний о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их.
Раздаются закрытые коробочки с отверстиями, в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон.
- Узнайте по запаху, что лежит коробочке. (После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания).
- Для чего же нам нужен нос? (Чтобы что-то понюхать; чтобы узнать, чем пахнет; чтобы догадаться, что приготовила мама; почувствовать приятный аромат).
Слайд 9
- Вот и следующий житель города. Кто он по профессии? (Музыкант, скрипач). Как выдумаете, какую музыку он сейчас играет? (Грустную, унылую, скучную). Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах. Что нам помогает слышать различные звуки? (Уши). Что ещё можно услышать ушами? (Шум, речь, звуковые сигналы, звуки природы, музыку).
Слайды 10 - 15
Дидактическая игра “Какой инструмент звучит?”
Цель: упражнение в различении на слух различных музыкальных инструментов.
Детям предлагается определить по звуку, какой инструмент звучит.
Двигательно-речевая миниатюра “Наш оркестр”.
Мы сегодня музыканты Стоят, распрямив плечи И концерт сыграем вам. Кланяются. Для открытия концерта
Мы ударим в барабан.
Бам, бам, бам, бам.
Мы ударим в барабан.Движения по тексту. Скрипка нежно так поёт
И мелодию ведёт.Изображают игру на скрипке. Здесь вступает фортепьяно: Изображают игру на фортепьяно. Форте! Пьяно. Форте! Пьяно. Активно ударяют по клавишам на “форте” и мягко на “пьяно”. А теперь труба трубит
И гудит, гудит, гудит.Играют на трубе. Балалайка забренчала, Изображают игру на балалайке. И гармошка заиграла. Изображают игру на гармошке. Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Пляшут все мои друзья.Изображают пляску, исполняя движения по своему выбору.
Слайд 15
- Определите профессию этого человека (Повар). Но разве можно готовить еду с таким настроением, как у нашего повара? Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот солёный... Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? (Попробовать, лизнуть). Какой орган чувств есть для этого у человека? (Язык). Какие 4 вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, кислый, горький.)
Дидактическая игра “Узнай на вкус”.
Цель: упражнение в различении вкусов.
Логопед предлагает узнать по вкусу продукты питания (яблоко, лимон, солёный огурец).
Отвечаем на вопросы: Что бывает сладкое? Кислое? Солёное? Горькое?
- Зачем нам так необходим язык?
Вывод: с помощью языка мы определяем вкус.
- Задней частью языка мы чувствуем горький вкус, боковыми – кислый, спереди – солёный, а кончик языка определяет сладкий.
- А какое значение ещё имеет язык? (Участвует в образовании звуков).
Слайд 16
- Скажите, ребята, о каком органе чувств мы еще не вспомнили? (О коже). Для чего человеку нужна кожа? (Защита организма, её одежда). А какую роль играет кожа ещё?
Проведение опыта “Скажи, какое на ощупь”: дать попробовать холодное, мокрое, колючее, шершавое, гладкое и т.д.
Вывод: кожа является органом чувств: помогает определить качество предмета. (горячее, холодное, твёрдое, тупое, острое, мокрое, сухое и т.д.).
- Попробуйте определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.
Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.
Цель игры: определение формы предмета путём тактильно-двигательного восприятия.
- Найдите в чудесном мешочке и достаньте яблоко (грушу, морковь, огурец и .тд.).
Вывод: с помощью кожи мы можем определить и форму предмета.
- Назовите все органы чувств (Глаза, нос, язык, уши, кожа).
Игра “Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?”
Цель игры: закрепить у детей знания о функциях каждого из органов чувств.
Ход игры. Логопед по очереди кидает детям мяч, называя слово. Ребёнок называет соответствующий орган чувств и кидает мяч обратно. Например: острый — кожа, темно — глаза и т. д.
ГЛАЗА | НОС | ЯЗЫК | УШИ | КОЖА |
белый яркий блестящий светло темно |
ароматный приятный резкий слабый горелый |
вкусный сладкий кислый солёный |
громко тихо звенит пищит стучит |
острый шершавый гладкий горячо больно |
Слайд 17
- Посмотрите, лица Весёлых человечков изменились. Какие они стали? (Весёлые, улыбающиеся, радостные). Как выдумаете, почему Весёлые человечки стали по-настоящему весёлыми? (Потому что они всё вспомнили и снова научились пользоваться органами чувств. Потому что мы им помогли.)
Слайд 18
- Весёлые человечки говорят нам “Спасибо!”
Итог: - О чём сегодня говорили? Что помогает нам узнавать мир? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя).
Литература.
1. Воронкова Л.В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу друзей, Москва Педагогическое общество России, 2005 г.
2. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет, Москва Сфера, 2010 г.
3. Фисенко М.А. ОБЖ, разработки занятий, Волгоград “Корифей”, 2008 г.
4. Гальцова Е.А. Культурно - досуговая деятельность детей, Волгоград “Учитель”, 2009 г.
5. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам, планирование и конспекты, Москва Сфера, 2009 г.
6. Кондратьева Н.Н., Шилёнок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. Программа экологического образования “Мы”, С-П “Детство-Пресс”, 2004 г.
7. Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников, игры-занятия, Волгоград “Учитель”, 2009 г.
8. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. “Школа здорового человека” Программа для ДОУ, Москва “Творческий центр”, 2006 г.