Урок повторения и обобщения по истории России «Своя игра». 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Цели и задачи:

  • повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVI века;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • развитие познавательной активности обучающихся;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, формирование чувства патриотизма, обогащение духовного мира школьников через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Место проведения: учебный класс

Оборудование: мультимедийное

Ход урока

Учитель:

Ребята! Сегодня наш урок пройдет в виде известной телепередачи “Своя игра”. Мы постараемся вспомнить некоторые важные даты, события истории России, которые изучали на уроках. Надеюсь, что работа будет интересной и продуктивной!

Я представляю вам своего помощника – ученика 9 класса, который будет производить подсчет баллов каждой команды.

Далее класс делится на три команды, команды придумывают для себя названия, учитель знакомит учащихся с правилами игры:

1. Ведущий – учитель истории, который в ходе урока кратко комментирует ответы учащихся.

2. Право первого хода разыгрывается по жребию. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку.

3. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном ответе со счета команды снимается соответствующее цене вопроса количество баллов, право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.

4. Если команда выбрала сектор “Кот в мешке”, то она определяет, какая команда будет отвечать на вопрос.

5. Если выпал “Аукцион”, то команды сами назначают стоимость вопроса в зависимости от имеющейся суммы баллов. Право ответить на вопрос получает команда, которая назначила самую большую стоимость вопроса (цифры капитаны по согласованию с командой записывают на листах бумаги и передают ведущему).

6. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

7. Победители получают именные сертификаты “Знаток истории” за подписью учителя истории.

Итак, начинаем игру.

Первый раунд “Русь Древняя”.

Раздел “Восточные славяне”

Вопрос 10: Как называлось народное собрание у восточных славян? Ответ: Вече

Вопрос 20: С каким занятием восточных славян связаны слова: перелог, жито, сошник? Ответ: Земледелие

Вопрос 30: О каком союзе племен идет речь в отрывке из “Повести временных лет”:“....жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами...И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей...” Ответ: Поляне

Раздел “Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья”.

Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году образовалось единое Древнерусское государство? Ответ: 882 год

Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “В лето 6477 сказал (он) матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы”. Ответ: Князь Святослав

Вопрос 30: О каком событии идет речь: “Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. И послали к нему послов, говоря: “Почему идешь опять? Ты ведь взял дань”. Ответ: о восстании в 945 году древлян против князя Игоря.

Раздел “Расцвет Древнерусского государства”

Вопрос 10: С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства? Ответ: Ярослав Мудрый

Вопрос 20: Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи: “Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре”. Ответ: в 988 году

Вопрос 30 (Вопрос-аукцион): Как в Древней Руси назывался разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами? Ответ: Закуп

Раздел “Культура Древней Руси”

Вопрос 10: В каком веке была создана “Повесть временных лет?” Ответ: XII век

Вопрос 20: Создание какого произведения древнерусской культуры связано с именем митрополита Илариона? Ответ: “Слово о Законе и Благодати”

Вопрос 30: Какое религиозное сооружение было построено в Киеве ещё при Владимире Святом и считается одним из первых каменных храмов на Руси? Ответ: Десятинная церковь

Второй раунд. Политическая раздробленность на Руси.

Раздел “Главные политические центры Руси”

Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году состоялся съезд князей в Любече, постановивший “каждый да держит отчину свою”? Ответ: 1097 год

Вопрос 20: С именем какого князя связано первое упоминание о Москве? Ответ: Юрий Долгорукий

Вопрос 30: При каком русском князе состоялся окончательный перенос столицы из Киева во Владимир? Ответ: Всеволод Большое гнездо

Раздел “Нашествие с востока”

Вопрос 10: Какой город первым подвергся разорению со стороны монголо-татар в 1237 году? Ответ: Рязань

Вопрос 20: Как называлась ханская грамота, которая давала русским князьям право на правление в своих княжествах? Ответ: ярлык

Вопрос 30: О каком городе говорится в отрывке из исторического документа: “...С тех пор татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов...” Ответ: Козельск

Раздел “Борьба с западными завоевателями”

Вопрос 10 (вопрос-аукцион): На каком озере произошло Ледовое побоище? Ответ: На Чудском

Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру”? Ответ: Александр Невский

Вопрос 30: В каком году произошла битва, последовавшая за описанными в летописи событиями: “Придоша свеи (шведы) в силе велице и мурмане (норвежцы) и сумь и емь (финны) в кораблях множество много зело... с князем и пискупами (епископами)своими, и сташа в Неве в устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку, и Новгород, и всю область новгородскую”. Ответ: 1240

Раздел “Культура русских земель в XII-XIII веках”

Вопрос 10: Как называется произведение, повествующее о походе новгород-северского князя Игоря Святославича в половецкую степь? Ответ: “Слово о полку Игореве”

Вопрос 20: Эту церковь Андрей Боголюбский построил неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Её называют “Поэмой из камня”. Ответ: Храм Покрова на Нерли

Вопрос 30 (изображение представлено на презентации): В каком городе находится этот памятник архитектуры конца XII века? Ответ: Во Владимире

Третий раунд. Московская Русь.

Раздел “Куликовская битва”

Вопрос 10: Кто, согласно преданию, благословил на Куликовскую битву московского князя? Ответ: Сергий Радонежский

Вопрос 20: В каком году произошло событие, описываемое в отрывке из источника: “Уж не соколы и не кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не кречеты, то обрушились русские князья на силу монгольскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские... на речке Непрядве” Ответ: 1380 год

Вопрос 30: Какое прозвание дал народ двоюродному брату Дмитрия Донского, серпуховскому князю Владимиру, в честь победы на Куликовом поле? Ответ: Храбрый

Раздел “Создание единого Русского государства”

Вопрос 10: В каком году произошло событие, вошедшее в историю под названием “Стояние на Угре”? Ответ: 1480

Вопрос 20: Какое название носило время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 года? Ответ: Юрьев день

Вопрос 30: О каком событии идет речь в отрывке из сочинения историка Н.М. Карамзина: “Января 15 рушилось древнее вече, которое до сего дня еще собиралось на двор Ярослава. Все знатнейшие граждане, бояре, жилые люди, купцы целовали крест в архиепископском доме, а дьяки и воинские чиновники Иоанновы взяли присягу с народа, с боярских слуг и жен в пяти концах”. Ответ: О присоединении Новгорода к Москве в 1478 году

Раздел “Иван IV Грозный”

Вопрос 10: Как называлось неофициальное правительство при Иване IV? Ответ: Избранная рада

Вопрос 20: О деятельности какого приказа идет речь?

“а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские. тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя ... А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали”. Ответ: Приказ тайных дел

Вопрос 30: Как называлась кампания, закончившаяся подписанием Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия? Ответ: Ливонская война

Раздел “Русская культура в XIV-XVI веках”

Вопрос 10: Этот храм был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Ответ: Храм Василия Блаженного (Покровский собор, Собор Покрова Пресвятой Богородицы).

Вопрос 20: Как называется сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, составленный в XVI веке протопопом Сильвестром? Ответ: Домострой

Вопрос 30 (изображение демонстрируется на слайде 79): Назовите имя автора данной иконы. Ответ: Андрей Рублёв

Учитель: Итак, все раунды пройдены. Давайте подсчитаем баллы. Наибольшее количество баллов набрала команда “С названием”, все участники этой команды награждаются именными сертификатами “Знаток истории”.

Ребята! Я благодарю вас за сегодняшний урок и думаю, что победителями в сегодняшней игре можно считать всех вас – вы отлично справились с предложенными заданиями и доказали, что знаете историю нашей страны. Желаю вам дальнейших успехов в изучении истории!

Литература.

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России с древнейших времен до конца XVI века”. Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений, М., “Просвещение”, 2012
  2. Контрольно-измерительные материалы по Истории России, 6 класс, М., ВАКО, 2010
  3. Тесты и задания по истории России. 6кл. Волкова К.В., М., АСТ, 2011
  4. Тесты по истории России, 6 кл. Е.В. Симонова, М., Экзамен, 2013
  5. http://yandex.ru/images