В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, география видит выход в восстановлении утраченной духовности. Одна из задач школы, и школьной географии в том числе, способствовать становлению “Русской школы”, реализации идеи возрождения русской культуры.
Гуманизация школьной географии, как и других школьных предметов, в условиях реформирования школы требует поиска новых направлений и в содержании, и в методике преподавания. Одним из перспективных направлений является усиление историко-географического подхода. Представляется, что наиболее успешно это может быть реализовано при изучении развития географической науки в ее практическом аспекте, т.е. в исследованиях великих русских путешественников.
Спецкурс “Русские имена на карте” хорошо сочетается с курсом “Природа России”, поскольку углубляет и развивает знания восьмиклассников о природе нашей страны, о быте населяющих ее народов, вооружает новыми знаниями об истории исследования России.
Школьников этого возраста всегда интересовали и привлекали романтика дальних странствий, личность путешественников. Поэтому выделение в самостоятельный спецкурс материала, которого явно недостает в современных учебниках, тем более материала, вызывающего интерес, полезно и для общего развития школьников, и для расширения географических знаний.
Задачи курса:
- развитие познавательной и творческой активности школьников;
- углубление и расширение знаний по истории исследования и изучения России;
- развитие картографический умений и умений работы с различными источниками географической информации, а также общеучебных умений — мыслительных и речевых; вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению своей Родины:
- создание объективной основы для воспитания патриотизма и любви к Родине.
Своеобразие курса заключается в том, что основу его содержания впервые составляют любимые школьниками темы — путешествия по родной стране.
Школьники активно работают с дополнительной литературой, самостоятельно готовят рефераты, карты, составляют, аннотации трудов русских путешественников, синтезируют разнообразную информацию.
Курс рассчитан на 34 часа, состоит из 6 тем. Основные формы организации занятий — лекции, деловые игры, защита рефератов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Зарождение географической науки в России (З ч ).
- Первые русские путешественники, ученые-географы. Историко-географические труды В.Н. Татищева. Вклад М.В. Ломоносова в развитие географической науки.
- Создание Русского географического общества (1845 г.). Вклад РГО в познание Земли и развитие географии.
2. Географические открытия русских в XII — XIV вв. (5 ч).
- Открытие и освоение севера новгородцами и поморами (XII в.). Походы русских в Западную Сибирь. Открытие и освоение Урала — “Каменного пояса” земли русской.
- Продвижение русских за Урал. Походы Ермака.
3. Географические открытия XVI — XVIII вв. (12 ч).
- Русские землепроходцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Походы до сибирских рек — Лены, Хатанги, Колымы и др. Первые сведения об озере Байкал.
- Выход русских на Тихоокеанское побережье Азии (1639 г., томский казак Иван Москвитин). ' Первое упоминание об Амуре .
- Завершение открытий русскими Сибири и Дальнего Востока. Поход казаков отряда В.В. Атласова (1696 г.).
- Планы Петра I по исследованию северо-востока Азии.
- Первая Камчатская экспедиция (1725— 1730 гг.) под руководством В. Беринга.
- Вторая Камчатская (1733—1743 гг.), или Великая Северная, экспедиция.
- Работа отрядов В. Беринга, А.И. Чирикова, С. Малыгина, А. Скуратова, Д. Овцына, Ф. Прянишникова, М. Выходцева, В.Прончищева, Х. Лаптева, С.Челюскина, Н.Чекина, Д. Лаптева.
- Подробная опись берегов (Северного) Ледовитого океана от Печорского до Чукотского морей. Картирование всего материкового побережья Восточной Сибири. Русские имена на карте.
- Арктические экспедиции русских мореплавателей. Открытие новосибирских островов и Новой Земли. Освоение Русской Америки.
4. Исследования русских в Центральной Азии. (5 ч)
- Путешествия П.П Семёнова-Тянь-Шанского, П.К. Козлова, Н.М. Пржевальского
- Их вклад в исследование новых земель.
5. Дальние путешествия. (5 ч)
- Первое русское кругосветное плавание шлюпов “Надежда” и “Нева” под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
- Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеноми М.П. Лазаревым.
- Кругосветное путешествие В.М. Головина. Русские имена на морской карте мира.
6. Исследования Русского Севера. Покорение Северного полюса (4 ч).
- Экспедиция Г.Я. Седова, О, Ю. Шмидта.
- А.В Колчак – исследователь Арктики.
- Героическая челюскинская эпопея.
- Первая дрейфующая станция И.Д. Папанина.
- Русские исследователи на дне Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Раковская Э.М., Баринова И.И. Природа России. 8 класс. М.: Просвещение, 1996.
2. Бендер Н.А. Имена русских людей на карте мира. М.: ОГИЗ, 1948.
3. Русские землепроходцы и мореходы. М.:Воениздат, 1982.
4. Ефимов А.В. Из истории великих русских географических открытий. М.: Просвещение, 1949.
5. Козлов П.П. Семёнов Тянь-Шанский. М.: Просвещение, 1983.