Цели:
- знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
- наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
- учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Поприветствуем друг друга: “Добрый день!” Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
2. Повторение словарных слов.
На доске написаны словарные слова без гласных букв. Детям надо списать их, вставляя пропущенные гласные буквы.
Мсц (месяц), звд (завод), пнл (пенал), двчк (девочка), врн (ворона), нрд (народ), рбт (ребята), Рсс (Россия)
3. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
Что объединяет все эти слова? (они все являются именами существительными)
Докажите, что это имена существительные.
На какие 2 группы можно разделить эти слова? (на одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам – мужской и женский)
Как вы думаете, а все ли мы знаем об имени существительном?
А хотите узнать о нем что-то новое?
- Определите тему урока.
- Поставим цели.
А что это что-то новое, мы узнаем чуть позже.
4. Работа над новым материалом.
1) Знакомство со склонением имен существительных.
а) работа в парах
У детей на партах лежит текст.
Сестра скоро придёт из школы. У(сестра)_________ длинные косы. Я подарю (сестра)_____________хорошую книгу. Очень хочу увидеть (сестра)_______________. Говорить с (сестра)__________ мне всегда интересно. О моей (сестра)___________ написали в школьной газете.
Прочитайте текст.
- Какое слово встречается в каждом предложении?
- Что заметили? (слово сестра стоит в начальной форме и нет смысла в предложениях)
- Как выдумаете, что надо сделать? (изменить слово)
Далее работа в парах – написать рядом измененное слово.
- Для чего служит окончание? Выделите окончание в слове сестра во всех предложениях.
- Что происходит со словом сестра в каждом предложении: словоизменение или словообразование?
- Почему изменяется окончание в слове сестра?
- Попробуйте задать вопросы и записать их к этим словам (в паре)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е. по смыслу), и когда отвечают на разные вопросы (грамматическая связь).
Вот такие изменения имен существительных по вопросам называется СКЛОНЕНИЕМ. (на доске - таблица)
б). коллективная работа.
Вернемся к тексту. Определите, с какими словами связано по смыслу слово сестра в каждом предложении?
Выпишите словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос). Выделите окончание.
Учитель записывает на доске:
- Придёт (кто?) сестра.
- Косы (у кого?) у сестры.
- Подарю (кому?) сестре.
- Хочу увидеть (кого?) сестру.
- Говорить (с кем?) с сестрой.
- Написали (о ком?) о сестре.
Для чего выполняли это задание?
А как называется такое изменение?
Узнали ли мы новое об имени существительном?
Физминутка.
2) Знакомство с падежами.
Правило: Склонением называется изменение имен существительных по падежам.
- Знаем ли мы название падежей?
- Определите цель нашей дальнейшей работы.
Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительным. Родился – стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.
3) Упражнение 65 (учебник), затем упражнение 60 в тетради на печатной основе.
Какой вывод сделаем? (в каждом падеже свое окончание имен существительных).
С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? (запомнить названия падежей, уметь изменять имена существительные по вопросам (склонять)).
Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова? (для связи слов в предложении).
5. Подведение итогов урока.
- Как называется изменение имён существительных по падежам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их с вопросами?
- Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы?
- Я открою вам тайну. Мы ещё не до конца исследовали имя существительное. На следующих уроках узнаем об этой части речи ещё много нового.
6. Рефлексия. Продолжите фразу...
- Я знаю.....
- Я умею....
- Я научился....
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой вывод.
(Урок – творчества, радость, труд, открытие нового, хорошее настроение и т.д.)
- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Докажите это. (ответы детей)