Источники света. Распространение света

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: сформировать представление об оптических явлениях, о свете – как видимом излучении, о естественных и искусственных источниках света; раскрыть понятие точечного источника света; рассмотреть законы прямолинейного распространения света; показать на конкретных примерах роль света и закона прямолинейного распространения света в жизни человека; показать связь физики с другими предметами.

Тип урока: открытие нового знания

Демонстрации:

1. Излучение света различными источниками.

2. Прямолинейное распространение света.

3. Получение тени и полутени.

Оборудование: различные источники света, свеча и лист бумаги (на парту), экран, непрозрачный диск.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Мотивация и целеполагание.

Посмотрите на экран. Какие природные явления Вы видите? (учащиеся называют природные явления) К какой группе физических явлений они относятся? (это световые явления) Что их объединяет? (свет)

Итак, мы начинаем изучать раздел физики “Оптика”.

ОПТИКА – ЭТО РАЗДЕЛ ФИЗИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (учащиеся высказывают свои предположения: что такое свет, источники света и их виды; как распространяется свет; где можно использовать).

  • Какие цели мы поставим?
  • Узнать что такое свет и каковы его источники;
  • Выяснить какие виды источников света существуют;
  • Объяснить и доказать закон прямолинейного распространения света.
  • Сформулируйте тему урока: “Свет. Источники света. Распространение света.”

Изучение нового материала.

Опыт 1: зажигаем свечу. Что почувствуем, если поднести к свече руку? (Тепло). Значит, свет передаёт энергию. Какие виды передачи энергии вы знаете? (Теплопроводность, конвекция, излучение).

Итак, что же такое свет? (учащиеся пытаются дать определение)

СВЕТ – ЭТО ИЗЛУЧЕНИЕ, ВОСПРИНИМАЕМОЕ ГЛАЗОМ.

Каково значение СВЕТА?

Свет исключительно важен для каждого человека. Благодаря ему мы видим окружающий нас мир. Свет воспринимается органом зрения – глазом, который устроен так, что находящиеся вокруг нас предметы мы видим цветными. Благодаря свету астрономы установили законы движения планет и звезд. Биологи открыли строение клетки живых организмов. Свет – участник фотосинтеза и фотографии; контролер качества продукции; автомат регулировки уличного освещения.

Световое излучение создается источниками света :

ИСТОЧНИКИ СВЕТА – ТЕЛА, КОТОРЫЕ ИЗЛУЧАЮТ СВЕТ.

По происхождению:

а) Одни из них сами излучают свет – их называют естественными источниками.

б) Другие создают свет искусственно – искусственные источники.

По виду излучения:

Тепловые – дающие нам тепло. Люминесцентные – холодное свечение.

По размеру:

Громадные звезды, во много раз превосходящие Солнце, воспринимаются нами как маленькие точки, т.к. находятся на колоссальном расстоянии от Земли. Такие источники света будем называть точечными источниками. Попробуйте сформулировать определение точечного источника света.

ТОЧЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК – ЭТО СВЕТЯЩЕЕСЯ ТЕЛО, РАЗМЕРЫ КОТОРОГО НАМНОГО МЕНЬШЕ РАССТОЯНИЯ, НА КОТОРОМ ОЦЕНИВАЕТСЯ ЕГО ДЕЙСТВИЕ.

Источники света, которые нельзя рассматривать как точки, будем называть протяжёнными источниками света.

ЗАДАНИЕ (работа в группах). Необходимо прочитать стихотворение или отрывок, выделить источник света и определить его вид. (1 группа выделяет источники света по происхождению; 2 группа – по виду излучения; 3 группа – по размеру). Заполните таблицу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Признаки делимости на группы Источники света Примеры
1. По происхождению а) естественные  
б) искусственные  
2. По виду излучения а) тепловые  
б) люминесцентные  
3. По размеру а) точечные  
б) протяжённые  

В каком направлении распространяется свет от зажженной свечи? (По всем).

Чтобы из множества направлений выделить одно, мы будем пользоваться понятием – световой луч.

СВЕТОВОЙ ЛУЧ – ЭТО ЛИНИЯ, ВДОЛЬ КОТОРОЙ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЭНЕРГИЯ ОТ ИСТОЧНИКА СВЕТА.

В древнем Египте строили дома со множеством колонн. Каким образом им удавалось колонны выстроить по прямой линии? (учащиеся формулируют свои предположения)

ОПЫТ 2: поместите перед собой лист бумаги, видите ли вы свечу? Почему?

В III в. до н.э. греческий математик Евклид сформулировал закон прямолинейного распространения света.

ЗАКОН ПРЯМОЛИНЕЙНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА: СВЕТ В ПРОЗРАЧНОЙ ОДНОРОДНОЙ СРЕДЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПРЯМОЛИНЕЙНО.

Существует множество опытных доказательств этого закона.

ОПЫТ 3: между точечным источником света и экраном поставим непрозрачный диск. Что видим на экране? (тёмное пятно, тень). Дайте определение тени.

ТЕНЬ – ЭТО ОБЛАСТЬ ПРОСТРАНСТВА, В КОТОРУЮ НЕ ПОПАДАЕТ СВЕТ ОТ ИСТОЧНИКА.

Давайте зарисуем схему образования тени.

ОПЫТ 4: сместим медленно точечный источник света в сторону диска, а затем – удалим от него. Обратите внимание на размеры и форму тени. Что Вы можете сказать? (Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом – тень уменьшается.)

ОПЫТ 5: заменим точечный источник света на протяжённый. Поместим между ним и экраном непрозрачный диск. Что видим на экране? (тёмное пятно и более светлое пятно; границы тени стали размытыми; тень и полутень). Дайте определение полутени.

Давайте зарисуем схему образования тени и полутени.

ЗАДАНИЕ: Как проверить, что три далеко расположенных друг от друга столба стоят вдоль одной прямой? На чем основан предложенный вами способ?

ЗАДАНИЕ: Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство?

Рефлексия.

– Итак. Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать на последующих уроках?

Домашнее задание:

Уровень параграф 62, упр. 29.

Уровень параграф 62, упр. 29. Найти пословицы и поговорки об источниках света.

Уровень параграф 62, упр. 29.

Домашний эксперимент: возьмите метровую палку (линейку) и на улице измерьте размер ее тени. Затем определите реальную высоту дерева, столба, дома или любого другого предмета, измеряя их тени.

Технологическая карта урока

Базовый учебник А.В. Пёрышкин “Физика 8”

Цель урока: сформировать представление об оптических явлениях, о свете – как видимом излучении, о естественных и искусственных источниках света; раскрыть понятие точечного источника света; рассмотреть законы прямолинейного распространения света; показать на конкретных примерах роль света и закона прямолинейного распространения света в жизни человека; показать связь физики с другими предметами.

Задачи урока: воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления у учащихся. Учебная – познакомить учащихся с понятиями: свет, источники света, их виды, световой луч, точечный источник света, тень, полутень; с законом прямолинейного распространения света; научить применять закон для объяснения оптических явлений: образование тени и полутени, затмения.Развивающая – развития алгоритмического мышления учащихся, памяти, внимания.

Тип урока: открытие нового знания

Необходимое оборудование: мультимедиа проектор, доска, различные источники света, свеча и лист бумаги (на парту), экран, непрозрачный диск.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Мотивация Демонстрирует (слайд 1) природные явления, задает вопросы, выслушивает ответы. Рассматривают явления, называют их; отвечают на вопросы. Л, П, К
Целеполагание Задает вопросы, выслушивает и корректирует ответы, диктует тему урока. Думают, анализируют, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока, записывают тему в тетрадь. Л, П, К, Р
Изложение нового материала Демонстрирует презентацию. Диктует определения. Демонстрирует опыты, организует обсуждение. Задает вопросы и корректирует ответы. Слушают и записывают. Проводят опыты, наблюдают, анализируют, обсуждают, делают выводы. Формулируют определения. Связывают информацию с личным опытом. Строят схемы. Л, П, К, Р
Закрепление Организует работу по заполнению таблицы, решению задач. Читают, анализируют, заполняют таблицу. Решают задачи, анализируют и делают выводы. Л, П, К, Р
Рефлексия Мотивирует учащихся на рефлексию. Вспоминают, рефлексируют. Л, П, К, Р
Домашнее задание Формулирует и комментирует задание. Воспринимает информацию, фиксируют задание. П, Р