Цель: развивать и углублять знания учащихся об изучении Вселенной.
Задачи:
- Образовательные: сформировать понятие “Вселенная”; познакомиться с представлениями людей о Вселенной и форме планеты Земля в древности, с выдающимися древнегреческими учёными.
- Развивающие: развивать умение работать с разными источниками информации, анализировать, делать выводы, умение заполнять таблицу, дополнять, сравнивать.
- Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, уважения к одноклассникам.
Основные термины: Вселенная, сфера, модель.
Персоналии: Пифагор, Аристотель, Птолемей, Самосский.
Результаты урока:
- Предметные: знать новые термины - Вселенная, сфера, модель; иметь представление о том, как древние люди представляли Вселенную; особенности модели Вселенной Аристотеля и Пифагора, и их сходства и отличия.
- Метапредметные: умение анализировать текст учебника, заполнять таблицу, сравнивать полученные результаты с информацией полученной после просмотра фильма; выделять главное; сравнивать модели и находить общее и различие; оценивать себя и других; расширение своего кругозора; работать по плану; устно выражать свои мысли; решать тест.
Оборудование: видеофильм, тесты, таблицы, карты знаний по географии, учебник стр.41-45,позлы для групп, портреты Пифагора, Аристотеля.
Форма работы на уроке: групповая.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к учебной деятельности | С какой целью у нас сегодня на доске
весит картинка? Что за картинка? Что на ней изображено? Какие мысли она у вас вызывает? На экране изображение Вселенной. Портреты древних учёных. Загадка А галактики летят. |
Учащиеся предполагают, высказывают
свое мнение. Знание учащихся о Вселенной –опыт. |
Целеполагание | Поставьте цель на уроке. Что я хотел бы узнать,? Чему я хотел бы научиться? | Каждый ставит перед собой цель на урок. |
Планирование деятельности | Как будет решать поставленные задачи? | Учащиеся высказываются по вопросу
организации работы на уроке. Составляют план
работы. 1.Работа с учебников в группе. 2.Заполнение таблицы каждым учеником. 3.Обсуждение в группе. 4.Отчёт групп. 5.Оценивание групп. |
Организация самостоятельной деятельности | Работа над термином Вселенная. Что такое Вселенная? стр.41. Вселенная - это космическое пространство и небесные тела, газ, пыль. Какие небесные тела вы знаете? Современные представления Вселенной складывались постепенно. |
Читают, обсуждают, заполняют таблицу. Работа со словарём. |
Работа в группах.15 минут. 1. группа - о представлениях древних народов. стр. 41-42. рисунки. 2. группа – о древнегреческом учёном Аристотеле.. стр. 42 -44, биография стр. 45. 3. группа - о древнегреческом учёном Птолемее. стр.44, биография стр.45. |
ФИЗМИНУТКА | |
Отчёт групп. Проверка работы групп – просмотр видеофильма. Проблемный вопрос. Как могли бы представлять в древности Землю люди, жившие в холодных районах Земли? Как вы думаете, почему люди разных стран по – разному представляли Землю? |
Оценивание работы групп, друг другом. Самопроверка таблиц. Обсуждение проблемных вопросов. |
|
Предметные результаты. Закрепление
полученных знаний. Ответы теста на доске. 1 вариант 1 –б 2- в 3 –б 4 –а 5 – нет 2 вариант 1 - в 2 - а 3 - а 4 - б 5 – нет Метапредметные результаты |
Выполнение теста. 2 варианта.
Взаимопроверка и оценивание.
Заполнение карты знаний по географии. |
|
Домашнее задание. | параграф 8 термины выучить, Творческий сундучок: Нарисуйте рисунок о Вселенной Найдите загадки о Вселенной Сочините стихотворение о Вселенной Изобразите или создайте свою модель Вселенной. РЕФЛЕКСИЯ. дополните Вселенную красная звезда оценка -5 жёлтая звезда оценка -4 |
Записывают домашнее задание на выбор.
Прикрепляют звёзды на доску. |
Древние индейцы | |
Нарды берегов Тигра и Евфрата | |
Жители Месопотамии | |
Вавилоняне | |
Пифагор | |
Аристотель | |
Аристарх Самосский | |
Птолемей |
Тест по теме “Представления древних людей о Вселенной”
Вариант 1
Найдите один правильный ответ
1.Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму шара?
А – Аристотель
Б – Пифагор
В – Птолемей
2.По мнению древних индейцев, Земля является:
А – плоской и опирается на черепаху
Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов
В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе
Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе.
3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Земля, был:
А – Пифагор
Б – Аристотель
В – Аристарх Самосский
Г – Клавдий Птолемей
4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении:
А- 13 веков
Б – 15 веков
В – 10 веков
Г – 8 веков
5. Верно ли утверждение. Оцените: да или нет.
Аристотелем был написан грандиозный труд “Великое математическое построение астрономии” в 13 томах
Тест по теме “Представления древних людей о Вселенной”
Вариант 2
Найдите один правильный ответ
1. Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Солнце, был:
А - Пифагор
Б – Аристотель
В - Аристарх Самосский
Г – Птолемей
2. Земля, по мнению древних народов, живших на берегах рек Тигр и Евфрат, представляла собой:
А – гору, которую со всех сторон окружало море
Б – равнину, которую со всех сторон окружали горы
В – море, которое со всех сторон окружают горы
Г – гору, которую со всех сторон окружала равнина.
3. Слово “сфера” в переводе с греческого означает:
А – шар
Б – треугольник
В – прямоугольник
Г – квадрат
4. Олицетворением неба в представлениях древних индейцев был (а):
А – черепаха
Б – змея
В – слон
Г – крокодил
5. Верно ли утверждение. Оцените: да или нет.
Птолемей был учителем Александра Македонского.