Работа с данными. Линейные и столбчатые диаграммы, таблицы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока – подвести итог работы по проекту, обобщить полученные знания учащихся о своей семье в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:
Учить учащихся строить и анализировать столбчатые и линейные диаграммы на основе полученной информации.

Тренировать навыки устных вычислений, решения простых задач.

Развивать познавательный интерес, речь, мышление.

Развивать умение работать с различными источниками информации.

Оборудование:

Учебник математики Л.Г.Петерсон 2 класс.

Мультимедийные презентации к проекту «Моя семья в годы Великой отечественоой войны (ВОВ)».

Рассказы, рисунки, плакаты о ВОВ.

Открытки сделанные учащимися.

Ход урока

I. Оргмомент

– Сегодня у нас  необычный урок:  урок-отчет по проекту. Тема его связана с праздником, название которого вы расшифруете, решив пример.

II. Актуализация знаний

Шифровка. Запиши ответы примеров в порядке возростания.

Слайды 1-2. (Лист ученика, задание №1, №2.)

46 + 4 * 6 = 70
18 + 4 * 8 = 50
8 * 5 + 27 = 67
6 * (24 : 8) = 18
9 + 9 * 4 = 45
Ы
Е
Д
Н
Б
45 : 9 + 33 = 38
28 : 7 * 3 = 12
45 : (18 : 2) * 8 = 40
27 + 15 : 3 = 32
30 : (30 – 24) = 5
П
Е
О
Ь
Д

Слайд.  Ключ: 5 12 18 32 38 40 45 50 67 70
Ответ: День Победы.

– Какую годовщину со дня Победы мы будем отмечать?
– 70-ю годовщину со дня Победы.
– Дорогие ребята.Сегодня мы с вами совершим путешествие по дороге боевой славы наших земляков ваших родных, воевавших в ВОВ. Многих из них уже нет в живых,но память об их подвиге будет жить вечно.

Показ слайдов 3-6. Ученики читают стихотворение.

Чествуем погибших и живых,       С каждым годом все короче
Тех, кто пал, Отчизну защищая,    Очевидцев тех боев кровавых,
Имена навек запомним их,             Пусть же взрывы больше не гремыт,
Жизнь они свою за нас отдали.      Не тревожвт застарелой раны.

Выш геройский подвиг не забыть,
Пусть года бегут неумолимо,
Но сирени бархатная кисть
В вашу честь цветет неопалима! (Алексей Сурков)

III. Постановка цели урока

– Работая, над проектом «Моя семья в годы ВОВ» мы узнали много интересного. Сегодня каждая группа поделится своими находками. Работать мы будем с числовыми данными.

IV. Отчёт групп о работе над проектом

Предствители отчитываются об их работе.

I группа

– Наша группа собирала материал об участниках ВОВ, которые принимали участие в боевых действиях.

Первое что нас заинтересовало – это в каких родах войск они служили. Мы с родителями обработали данные и составили по ним таблицу. Слайд 7-8. 

Служба наших родственников в различных родах войск в годы ВОВ

Рода войск Количество участников
Авиация 17
Артиллерия 7
Пехота 15
Разведка 8
Танковые войска 10
Морские войска 5

 

1 ученик из группы читает таблицу. Другие ученики этой группы задают вопросы.

– В каких родах войск участников было больше?
– В авиации было 17 человек.
– Ребята, а легко ли работать с данными в таблице?
– Нет. Мы составили диаграмму (Рисунок 3). 
– Какая это диаграмма?
– Линейная.
– Почему она так называется?
– Данные обозначены линиями разной длины.
– В каких войсках участников было меньше всего?
– В морских. (5)
– Сколько всего человек участвовало?
– 62.
Об одном участнике вы сейчас услышите рассказ (один ученик рассказывает о своём родственнике – участнике ВОВ и сопровождает свой рассказ демонстрацией слайдов).
Слайды 9-16. «Мой прадедушка Власов Н.А.»
Слайд 17. Места боевых действий, в которых участвовали родственники уч-ся.

II группа. Слайд 18. (Ученик читает стихотворение).

Носите ордена – они Вам за победу.
За раны честно Вам даны
Носите ордена и в праздники и в будни
На строгих кителях и модных пиджаках
Носите ордена, чтоб видели Вас люди
Вас вынесших войну на собственных плечах. (А. Коваль-Волкова)

 Наша группа собирала материал по наградам, полученным в годы ВОВ.
Слайд 19-25. Награды в годы ВОВ (Ученик показывает слайды о видах наград, вручаемых в годы ВОВ).

– А такая диаграмма получилась у нас по сбору данных о наших земляках.

Слайд 26.

 

1 ученик читает данные по диаграмме.

– Какую диаграмму мы составили?
– Столбчатую.
– Почему она так называется?
– Данные обозначены  столбиками  разной высоты.
– Какие исходные данные помогли вам при построении этой диаграммы?
Слайд 27.
– Названия орденов и медалей и количество награжденных.

Награды, полученные нашими родственниками в годы ВОВ

Названия орденов и медалей

Количество награжденных

Орден "Красной Звезды" 8
Орден "Отечественной войны" 11
Орден Славы 3
Медаль «За боевые заслуги» 6
Орден Ленина 5
Медаль «За оборону Заполярья» 1
Орден "Красного знамени" 2
Медаль «За взятие Сталинграда» 2
Медаль «За взятие Вены» 1
Медаль «За победу над Германией» 9

Ученики этой группы задают другим учащимся вопросы.

– Каких наград было получено больше? (Орденов «Отечественной войны».)
– Каких наград было завоевано меньше? (Медали «За взятие Вены», «За оборону Заполярья».)
Слайд 28.
– Запиши количество награжденных в порядке их уменьшения.
(Лист ученика, задание №3.  11, 8, 6, 5, 3, 2, 1).
– Назови числа, кратные двум (2, 6, 8)
– Сколько было получено всего орденов?
– 29. (8, 11, 3, 5, 2)
– Сколько всего было получено медалей?
– 19. (6, 12, 19)
– На сколько орденов было получено больше, чем медалей? (10)
Решите задачу (условие читает ученик).
За годы войны наши родственники получили 11 орденов «Отечественной войны», а орденов Ленина на 6 меньше. Сколько всего орденов было получено?
Запиши решение. (Лист ученика, задание №4.)
Слайд 29-34. Рассказ ученика о своем родственнике и полученной им награде – повествование сопровождается демонстрацией слайдов.

Физминутка с упражнением для глаз

III группа.Слайд 35. (Ученик 3 группы показывает слайд о работе в тылу).

– Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.Сотни тысяч женщин, детей трудились на благо Победы. Много испытаний и трудов выпало на их долю в те страшные годы войны, но они выстояли.
– Наша группа роботала  с данными о родных, которые работали в тылу.
Слайд 36.   1 ученик озвучивает таблицу.

Работа наших родственников в тылу

Виды работ

Количество работающих

На заводе 15
На железной дороге 9
В госпитале 8
На лесозаготовках 4
В полеводстве 10

2 ученик. Задает вопрос учащимся.

– Что будем обозначать на вертикальной стороне  угла?
– Количество работающих людей в тылу.
– Что будем обозначать на горизонтальной стороне угла?
– Виды работ в тылу.
– Дополни таблицу, чтобы виды работ соответствовали количеству работающих. Используй диаграмму. (Данные в таблице появляются по щелчку).

1 ученик задает вопросы.
– Запиши в порядке увеличения виды работ и количество работающих (4, 8, 9, 10, 15).
(Лист ученика, задание №5.)
– Выберите из данных таблицы числа, кратные пяти (10, 15).
– Сколько всего работало на лесозаготовках и в полеводстве?
– 14 (4, 10)
– На сколько больше работало на заводе, чем на железной дороге?
– 6 (15, 9)
– Ребята, задайте свои вопросы по диаграмме.
Решите задачу. (Ученик читает условие).
В военные годы наших родственников в госпитале работало 8 человек. На лесозаготовках 4 человека. Во сколько раз людей работало больше в госпитале, чем на лесозаготовках?
Запиши решение. (Лист ученика, задание №6).
Слайд 37. (Карта на которой звездочками отмечены места работы родственников в тылу).
Слайды 38-51 . Рассказ ученицы «Семейный альбом».

IV группа. Слайд 52. (Ученик читает стихотворение).
Тебе благодарны мы, павший солдат:
Отец или дед, сестренка иль брат!
Ты Родину сердцем закрыл от врага,
И слава за подвиг пойдет на года!

–Наша группа роботала с данными погибших в годы ВОВ.
1 ученик рассказывает по таблице. Слайд 53.

Погибшие родственники в годы ВОВ

Причина гибели

Количество погибших
Погибли в бою 21
Погибли от бомбежек 5
Погибли от голода 8
Пропали без вести 10

2 уч. – Ребята, мы вам предлагаем самим построить столбчатую диаграмму.
– Что будем обозначать на вертикальной стороне угла?
– Количество погибших людей.
– Что будем обозначать на горизонтальной стороне угла?
– Отчего могли погибнуть люди в годы войны.
– Выполните, диаграмму на листочке. (Лист ученика, задание №7).

1 уч. – Проверьте. Слайд 54.

4 уч. – Сколько всего погибло людей?
– 44 человека.
– Во сколько раз пропало без вести больше , чем погибло от бомбежек.
– В 2 раза больше.

V группа. Слайд 55.

–Мы обрабатывали данные из анкеты, как наши семьи отмечают 9 Мая. (Ученик 5 группы демонстрирует диаграмму и рассказывает о том, что отражено на ней).

Как мы празднуем День Победы

Виды отмечания праздника Количество принимающих участие
Чтим память павших: на митинге, на братском захоронении  
Смотрим парад Победы  
Поздравляем ветеранов, родственников, соседей  
Ездим на праздничный салют  

 В таблице отсутствуют числовые данные.
– Учащиеся, используя диаграмму заполните пропуски в таблице.
2уч. задает вопросы
– Сколько человек смотрит парад Победы? (25)
– Сколько человек ездит на салют? (10)
– На сколько человек меньше ездят на салют, чем  смотрят парад? (15)
– Составьте числовое выражение, используя числовые данные таблицы. (Лист ученика, задание №8.)

V. Итог

– Какие диаграммы вы знаете?
– Линейные, столбчатые.
– Ребята, как вы думаете, для чего нужны таблицы, диаграммы?
– Они помогают нам нагляднее и быстрее сравнивать числа.
Слайды 57-58..Фамилии ветеранов оставшихся в живых и им слова благодарности.
– Совсем скоро 9 Мая – праздник Победы. В этот день мы будем вспоминать погибших и живых, тех кто жили в те годы.Сегодня я и ребята  хотим поздравить всех с этим праздником.

Ученики читают стихотворение «День Победы.»

День Победы – праздник всей страны.                Даже тех, кто не видал –
Духовой оркестр играет марши.                           Но её крылом задет был каждый, –
День Победы – праздник седины                         Поздравляем с Днём Победы мы!
Наших прадедов, дедов и кто помладше.             Этот день – для всей России важный.

(Родионов Г.В.)

– На уроке труда мы с вами сделали открытку, а сейчас впишите имя,  кому бы вы хотели ее подарить.

Звучит музыка идет показ слайдов 59-76.Учащиеся делают выставку работ и поздравляют гостей с этим праздником дарят им георгиевские ленточки и буклеты.
Урок завершается исполнением песни «День Победы».

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4