Каждый учебный год приносит ученикам участие в новых конкурсах, олимпиадах, конференциях, интеллектуальных соревнованиях и т.д. Традиционно для Санкт-Петербурга уровень творческой конкуренции именно на олимпиадах очень высок. К тому же далеко не все школьники способны именно к научному творчеству, да и не каждый учёный открывает объективно новое знание, однако возможности творческого самовыражения и творческой состязательности очень велики. И такие виды работ, как написание реферата, тезисов, эссе, создание учебного проекта, стендового доклада предполагающие выход за рамки школьных уроков, доступны многим ученикам. Тем более что преобразования российского образования, регламентируемые Федеральными государственными стандартами второго поколения, ориентируют систему образования на то, чтобы при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны быть учтены “сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач”:[2].
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [1] указано на необходимость создания инновационной базы для развития в России наукоемкого производства. Для этого необходим приток в науку молодых кадров, подготовленных нашей системой образования.
В настоящее время многие преподаватели ВУЗов отмечают существенное снижение творческого начала и умения проводить самостоятельные исследования в массе студентов. Даже хорошо подготовленные выпускники школ чаще умеют отлично действовать на уровне повторения, но не на уровне созидания. Именно поэтому необходимо еще в школе сформировать у учеников умения сравнивать, анализировать и классифицировать информацию.
Учитывая стремительные изменения социокультурного и образовательного характера, возникла необходимость обновления традиции организации интеллектуальных соревнований, появления такой формы работы, которая позволит привлечь как можно большее число школьников к основам исследовательской работы.
Уже более десяти лет во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга реализуется проект “Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск” [5]. Идея проведения чтений принадлежит А.С. Роботовой - доктору педагогических наук, профессору кафедры педагогики РГПУ имени А.И. Герцена. Описывая идею организации именно такой формы представления результатов проектной деятельности за пределами уроков, она полагает главной их целью пробуждение в самых разных учащихся желания “…попробовать себя в самостоятельной, поисковой, творческой, исследовательской работе, пусть поначалу совсем не большой, почувствовать себя причастным к науке, творчеству, поиску” [7]. (Примечание - курсив автора).
Изначально Купчинские юношеские чтения позиционировались как форма организации деятельности учащихся 8-11 классов, поэтому в проектную и проектно-исследовательскую деятельность включались именно старшеклассники, для которых эта деятельность одновременно была подготовкой к обучению в высших учебных заведениях.
С самого начала проекта “Купчинские юношеские чтения” – с 2004 года, секция “Математика” организуется и проводится на базе ГБОУ СОШ № 292 с углублённым изучением математики. И вполне естественно, что учащиеся математической школы принимают в работе этой секции самое активное участие. Поэтому на учителей нашей школы ложится двойная нагрузка: выполнений функций организаторов районного мероприятия и, одновременно, непосредственная работа со своими учениками по подготовке их собственных проектов и исследований.
Тем более что создание проекта именно по математике сопряжено с дополнительными трудностями: очень сложно, практически невозможно при выполнении ученического исследования или проекта получить результат, являющийся новым именно с точки зрения самой математики, как науки.
Вместе с тем Концепция развития математического образования в РФ говорит о том, что математическое образование должно обеспечивать каждого обучающегося интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность: [6].
Соответственно мы определили для себя основной принцип организации интеллектуальной деятельности по математике: не условная научная новизна ученического исследования или проекта, а безусловная новизна знания, получаемого конкретным ребёнком для него самого, удовлетворение его любознательности и общекультурных потребностей. Эта новизна получаемого для ребёнка знания может достигаться за счёт:
- выхода за рамки школьной программы по математике;
- использования нового математического аппарата для работы на уже знакомом содержании;
- выявления и осознания межпредметных связей;
- изучения реальных моделей и объектов для установления математических закономерностей;
- расширения представления о различных источниках информации и их использования.
Учащиеся 10-11 классов, принимая участие в создании проектов и проектно-исследовательских работ, дополнительно получают возможность определиться не только с собственной склонностью к теоретическому или практическому направлениям исследования, но и с выбором конкретного высшего учебного заведения для продолжения образования. Для многих из них районная конференция становится первой ступенью на пути научного исследования, и те проекты, которые создавались для участия в Купчинских чтениях, потом презентуются на конференциях и конкурсах более высоких уровней:
- Научно-практическая конференция для школьников с международным участием “Наноиндустрия и технологии будущего” на базе СПбГЭТУ “ЛЭТИ”;
- Балтийский научно-инженерный конкурс на базе СПбГУ;
- Международная конференция “Школьная информатика и проблемы устойчивого развития” на базе СПбГУАП;
- Городская научно-практическая конференция “МБИ – шаг в науку” на базе МБИ;
- Международная научная конференция “Герценовские чтения” на базе РГПУ им. А.И. Герцена;
- Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников “Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни” в рамках международной образовательной программы “Поколение 21” компании “Сименс”.
С июля 2014 года, согласно Порядку приёма на обучение по образовательным программам высшего образования [3], ВУЗы имеют право ввести учет индивидуальных достижений учащихся при поступлении, таким образом, участие обучающегося научной и (или) научно-практической конференции на базе выбранного для дальнейшего обучения ВУЗа увеличивает шанс на поступление в данный ВУЗ.
Ученикам старших классов в большой степени интересна возможность овладеть новым для них математическим аппаратом, который с большой вероятностью пригодится им на начальных ступенях обучения в техническом ВУЗе. Недаром за последние годы увеличилось количество проектов, связанных с высшей математикой, и выбираемых обучающимися для представления на Купчинских юношеских чтениях. Тематика этих проектов выходит за рамки школьного курса даже в классах с углублённым изучением математики. Примеры подобных работ: “Числовые ряды и их сходимость” – 2011 г., “Дифференциальные уравнения первого порядка” - 2011 г., “Нечеткие множества” - 2012 г., “Разрешимость систем линейных уравнений” - 2012 г.; “Решение задач с помощью проекционных чертежей” - 2013 г., “Графики функций в полярных координатах” - 2013 г.
Ученики более склонные к прикладным, инженерным специальностям выбирают темы исследований, дающие возможность получить в результате конечный осязаемый продукт (модель, компьютерную программу, тематический сайт и т.д.): Тематика подобных проектов: “Теория игр” 2007 г., “Аэродинамическая задача Ньютона: прошлое и настоящее” 2009 г., “Изгибаемые поверхности” 2012 г., “Каскады многогранников” 2013 г.
Спустя какое-то время от старта проекта Купчинские юношеские чтения мы задумались над вопросом: "А не поздно ли начинаем привлекать к проектной деятельности школьников? Ведь самые любопытные ребята учатся в начальной и средней школе". Так родилась идея, которая стала реальностью в 2007 году – в районной конференции “Купчинские юношеские чтения” приняли участие шестиклассники.
В организации проектной деятельности с учащимися 5-7 классов появились свои особенности. Тот, кто занимается такой работой с учениками, знает, как это трудно – вначале объяснить, “зачем это надо”, потом заинтересовать, увлечь темой, самим процессом, научить пользоваться различными источниками информации, определять цели и задачи, делать выводы, оформлять результаты работы, готовить публичную презентацию и многое другое. И не всегда эта работа приводит к тем результатам, которых ожидаешь.
С другой стороны, учащиеся 5-7 классов более эмоционально открыты, любознательны, у них есть живой интерес к математике за страницами школьного учебника, и они легко поднимаются на любые творческие дела вне уроков. В этом возрасте выбор темы проектной работы связан с обязательным выходом за рамки урока и учебника. С большим удовольствием ребята работают над проектами исторической, прикладной тематики: “История приборов для измерения времени” - 2007 г., “Древнеегипетский задачник – папирус Ахмеса” - 2007 г., “Построение фантастического мира из правильных многогранников” - 2008 г., “Лента Мебиуса” - 2009 г., “Некоторые забытые приёмы рационального счёта” - 2010г. и др. Некоторые моменты "взрослых" конференций мы сохраняем, так как одна из целей - научить ребят публичной защите своих работ. Поэтому обязательным является предварительное публичное представление проекта для одноклассников на уроке математики или на занятии математического кружка. Время - не более десяти минут для презентации каждого проекта. Выступающим имеют право задать вопросы не только учителя, но и одноклассники. Для слушателей подобные презентации проектов несут колоссальную просветительскую функцию, знакомя с неизвестными им фактами математики, деятелями науки, научно-популярными изданиями.
Как и в реальной школьной практике, проекты, представляемые на “Купчинских юношеских чтениях” бывают разного уровня и качества, разной степени самостоятельности. Особенно притягивают внимание яркие работы, посвящённые оригинальной тематике, представляющие интерес для слушателей, авторы которых демонстрируют свободное владение материалом собственного проекта или исследования. Кстати, тематика многих проектов для учащихся 5-7 классов по математике не требует углубленного математического образования и, вполне по силам учащимся общеобразовательных школ.
Подготовка учащихся к ведению проектной и проектно-исследовательской деятельности становится одной из приоритетных задач школьного образования, обеспечивая формирование у обучающихся мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности, основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы, научного типа мышления [4]. На сегодняшний момент во Фрунзенском районе проект “Купчинские юношеские чтения” реализуется для трёх возрастных групп [5]: Малые Купчинские чтения для учащихся 3-4 классов, подсекция Малых Купчинских чтений для учащихся 5-7 классов и предметные секции Купчинских юношеских чтений для учащихся 8-11 классов. Опыт участия в Купчинских юношеских чтениях открывает дополнительные широкие возможности для учащихся всех возрастов реализовывать себя в проектной и проектно-исследовательской деятельности.
Литература.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию, 12 декабря 2013 года, http://www.kremlin.ru/transcripts/19825
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 г. "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год", http://www.rg.ru/2014/09/03/vuz-dok.html
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
- Проект "Интеллектуальное конкурсное движение", Воспитание и дополнительное образование детей, Образование в Санкт-Петербурге Фрунзенский район, http://edu-frn.spb.ru/educ/
- Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 N 2506-р “Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации” http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156618/ © КонсультантПлюс, 1992-2014
- “Цель творчества – самоотдача…”, А.С. Роботова, справочно-информационное, публицистическое и педагогическое издание Научно-методического центра Фрунзенского района № 70 (1), май 2006 г., Санкт-Петербург.