Тема: «Осень». Автоматизация звука [Ш]. Дифференциация звуков [Т–Д] в словах

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Развитие слухового восприятия  и произносительных навыков на материале занятия.

Задачи:

  • развитие восприятия речевого материала знакомого ученику по теме “Осень” с индивидуальным слуховым аппаратом, со стационарным реабилитационным оборудованием;
  • уточнение и расширение словаря по теме занятия;
  • тренировка в слитном произнесении слов, слогов и фраз в нормальном темпе;
  • закрепление произношение звука [Ш] в слогах (открытых и закрытых), словах;
  • закрепление дифференцированного произношения звуков [Т - Д] в словах;
  • работа над пониманием значений слов;
  • развитие внимания к воспринимаемой речи;
  • формирование умения вести диалог;
  • развитие словесно-логического мышления на основе установки причинно-следственных связей;
  • воспитание умения самоконтроля за речью;
  • воспитание уважительного отношения к животным.

Оборудование:

  • презентация (Приложение 1)
  • интерактивная игра (Приложение 2)
  • компьютер
  • опорные таблички со словами;
  • картинки;
  • набор букв (с, п, а, с, и, б, о, э), яблоки с буквами;
  • профили звуков.

Ход занятия

Оргмомент

Учитель: Поздоровайся.

Учитель: Что мы будем делать?

- Будем читать, играть, слушать, отвечать на вопросы.

Учитель: Хорошо.

Учитель: У нас в гостях змея Шиша.

(слайд 1)

Она не может попасть домой, поможешь ей? За это она тебя будет угощать яблоками.

I часть. ФП

Учитель: - Как шипит змея?

Ш______

Учитель: Расскажи о звуке [Ш] (по профилю)

- Язык широкий, вверху, голоса нет, воздушная струя тёплая.

Учитель: Дай характеристику звуку [Ш] (слайд 2).

- Звук [Ш]- согласный, всегда твёрдый, глухой.

Учитель: Прочитай слоги (слайд 3)

- ША, АША, ШКО.

- ШКОЛА

Учитель: Поймай звуки, составь слово: Ш, К, О, Л,А (слайд 4).

Учитель: Как зовут детей? (слайд 5).

- Гриша, Саша, Даша.

Учитель: Кто живет далеко от школы?

- Гриша живёт далеко от школы.

Учитель: Кто живёт близко?

- Даша живёт близко.

Учитель: Ты живёшь далеко от школы? (на слух)

-Я живу далеко от школы.

Учитель: Спроси меня, как ты говорил звук [Ш].

- Ульяна Георгиевна, как я говорил звук [Ш]?

Учитель: Ты говорил звук [Ш ] – хорошо, Шиша благодарит тебя и угощает яблоками (2 яблока, на обратной стороне буквы С, П).

Учитель: Хорошо. Посмотри и назови картинки (слайд 6).

-Удочка, уточка.

Учитель: Назови звуки, которыми отличаются слова.

-[Т], [Д].

Учитель: Найди модели этих звуков (слайд 7).

Учитель: Чем отличаются эти звуки?

- Звук [Т]- глухой, а звук [Д]-звонкий.

Учитель: Слушай и повторяй слоги:

ДА-ТА-ДУ, АТО-АДУ, СТА - СТО (слайд 8).

-ДА-ТА-ДУ,АТО-АДУ, СТА-СТО

Учитель: Исправь ошибки: чисдая детрадь, сладкий дорд, тубовый сдол (слайд 9).

- чистая тетрадь, сладкий торт, дубовый стол.

Учитель: Ответь на вопросы (слайд 10):

Учитель: Назови последний месяц года.

- Последний месяц года – декабрь.

Учитель: Назови последний месяц весны.

- Последний месяц весны – март.

Учитель: Что ты делал?

-Я говорил звуки... играл...

Учитель: Молодец, Шиша тебе дает еще яблоки (с буквами А, С), клади их в корзину.

II часть РСВ

Учитель: Будем слушать (за экраном).

- Будем слушать.

Учитель: Какая тема урока? (за экраном).

- Тема урока “Осень”.

Учитель: Взрослые окапывают деревья (слайд 11).

- Взрослые окапывают деревья.

Учитель: Слушай новую фразу.

Учитель: Птицы улетают в теплые страны (слайд 12).

- Птицы улетают в теплые страны.

Учитель: Поставь ударение, пронотируй фразу.

Учитель: Назови осенние месяцы (слайд 13).

- Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

Учитель: Птицы улетают в тёплые страны.

- Птицы улетают в тёплые страны.

Учитель: Ты справился со всеми заданиями, возьми ещё яблоки с буквами (И, Б, О).

Учитель: Переверни яблоки и из букв сложи слово.

- СПАСИБО.

Учитель: Шиша благодарит тебя за помощь.

Итог занятия.

Учитель: Урок закончен. (слайд 14)

Молодец! Ты очень хорошо слушал!

- Что ты делал на уроке?

- Я слушал и говорил.

- Тебе понравилось заниматься?