Тип урока: усвоение нового материала.
Вид обучения на уроке: объяснительно-иллюстративный, практический.
Цель: вывести формулу для нахождения количества теплоты, выделяемого проводником с током.
Задачи:
- образовательная: практическим путем вывести формулу для нахождения количества теплоты, выделяемого проводником с током; преобразовать полученную формулу, используя имеющиеся знания о законе Ома; ввести понятие КПД электронагревательных приборов
- воспитательная: научиться быть внимательным и прислушиваться к мнению окружающих, бережно относиться к школьному оборудованию
- развивающая: научиться работать в группе, анализировать результаты, полученные практическим путем.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, 5 плоских батареек на 4,5 В, 2 амперметра, 2 резистора сопротивлением по 2 Ом, резистор сопротивлением 1Ом, резистор сопротивлением 3 Ом, соединительные провода.
Используемые материалы: презентация к уроку (Приложение 1), распечатка задач (Приложение 2).
Меры безопасности: учащиеся должны быть ознакомлены с техникой безопасности при работе с электрооборудованием. Цепи замыкаются только после проверки их учителем. Тактильная проверка резисторов осуществляется только после размыкания цепей.
Примечание: используются резисторы с открытой спиралью, при указанных в работе технических характеристиках оборудования и времени прохождения электрического тока, температура спиралей безопасна для учащихся.
Ход урока
Вспоминаем действия электрического тока (Приложение 1, слайды 2-5). Останавливаем внимание на тепловом действии. (3 мин)
Демонстрируем электроприборы (Приложение 1, слайд 6). Ставим вопрос: “Почему в одном случае тепловое действие тока сильнее, а в другом слабее?” Формулируем тему урока. (1 мин)
Разбиваем класс на 4 группы. Группам выдается соответствующее оборудование и предлагается собрать электрические схемы, различные для каждой группы (Приложение 1, слайд 8). (6 мин)
По команде учителя цепи замыкаются. Через 1 минуту цепи размыкаются, и участникам предлагается проверить (рукой), какой резистор нагрелся больше. Участники первой группы сравнивают свой резистор с резистором второй группы, а участники второй группы – с резистором первой. Участники третьей группы сравнивают свой резистор с резистором четвертой группы, а участники четвертой группы – с резистором третьей. (3 мин)
Группам предлагается сформулировать вывод (4 мин):
- 1,2 группы: как количество теплоты, выделяемое при прохождении электрического тока, зависит от напряжения в цепи? Все записывают этот вывод.
- 3,4 группы: как количество теплоты, выделяемое при прохождении электрического тока, зависит от силы тока в цепи? Все записывают этот вывод.
По команде учителя замыкаются все цепи теперь уже на 2 минуты. (2 мин)
Цепи размыкаются, и все учащиеся формулируют вывод о том, как количество теплоты, выделяемое при прохождении электрического тока, зависит от времени его прохождения. Все записывают вывод. (1 мин)
Совместно выводим формулу для расчета теплоты. (Приложение 1, слайд 9). (2 мин)
Используя закон Ома, преобразуем эту формулу. 1, 2 группы записывают значение теплоты через сопротивление и напряжение. 3,4 группы – через сопротивление и силу тока. (3 мин)
Записываем все выведенные формулы. (1 мин)
Решаем 3 задачи, 3 человека у доски [1]. В каждой задаче используется одна из выведенных формул (приложение 2). (7 мин)
Делаем вывод, от чего же зависит эффективность электронагревательных приборов. (2 мин)
Говорим о том, что не вся энергия электрического тока оказывается нам полезной. Вводим понятие КПД электронагревательных приборов. (7 мин)
Домашнее задание на выбор (3 мин)
3 любые задачи из задачника на расчет величин, входящих в новые формулы.
Вычисление КПД одного из электронагревательных приборов, находящихся у вас дома.
Используемая литература.
- Сборник задач по физике: 7-9 классы/Авт.-сост. Е.Г. Московкина, В.А. Волков. - М.: ВАКО, 2011. - 176 с.