Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Преподавание тем, связанных с военными событиями всегда сложно. Сегодня современные подростки видят войну как феномен агрессии и насилия, а не как конкретное историческое явление. К сожалению, из сознания нынешнего поколения учащихся уходит память о Великой Отечественной войне. Современные события заставляют задуматься о необходимости совершенствования патриотического воспитания молодежи. Сегодняшние подростки мало читают книг и смотрят кинофильмов о Великой Отечественной войне, а это – нравственные уроки истории, без прошлого нет будущего, поэтому темы, связанные с военными событиями должны быть для учащихся интересными, приближенными к сознанию учащихся, к краеведческому материалу. Исходя из этого в год 70-летия Ясско-Кишиневской операции и в преддверии 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, тема занятия выбрана не случайно.

ТЕМА: Высота 150.0. Высота Славы...

В результате Ясско-Кишиневской операции был освобожден г.Бендеры, в котором находится наше учебное заведение. Это позволяет вовлечь обучающихся в поисково-краеведческую работу. Именно исследовательская деятельность учащихся легла в основу данного занятия.

ТЕМА: Высота 150.0. Высота Славы..

Цели урока: Формирование ключевых компетенций у учащихся т.е. формирование системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.

Задачи урока:

Ценностно-смысловая компетенция

  • Формирование ценностных представлений учащихся на примерах мужества и героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
  • Формирование способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Учебно-познавательная компетенция

  • Используя краеведческий материал формировать гражданскую позицию учащихся, чувство причастности к событиям, происходившим в родном городе, приблизить историческое прошлое к сознанию учащихся, расширить возможности творческого поиска и самостоятельного исторического исследования.

Информационная компетенция.

  • Формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Коммуникативная компетенция

  • Развитие умений взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся имеют четкое представление о понятиях Родина, патриотизм, воинская доблесть.
  • Учащиеся умеют вести исследовательскую, краеведческую работу.
  • Учащиеся умеют анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Ход урока

1 этап Вводный (мотивационно-организационный)

1.1. Организация деятельности учащихся

2 этап Основной (информационно-аналитический) (слайд № 1)

Эпиграф к уроку:

Назван холм в Заднестровье “высоткой Суворова”,
Высота “полтораста” на карте штабной.

План урока:

1. 9 дней войны – 9 дней Славы.

2. Вечная память погибшим! Вечная слава живым!

3. Кто сказал, что надо бросить песни на войне....

9 дней войны – 9 дней Славы.

Учитель: Наше занятие сегодня посвящено знаменательной дате – 70-летию Ясско-Кишиневской операции. Для эпиграфа к уроку выбраны строки из стихотворения участника Ясско-Кишиневской операции Александра Аркадьевича Шенкмана. (слайд № 2)

Запись в тетради:

Ясско-Кишинёвская операция 1944 - стратегическая наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны 1941—1945 г.г. с целью разгрома крупной группировки немецко-фашистских и румынских войск, прикрывавшей балканское направление. (слайд № 3)

Учитель: Скупая запись в военной энциклопедии, как множество других, за которой скрывается 9 дней войны и в то же время 9 дней Славы.

Работа с картой. (слайд № 4)

Учитель: К августу 1944 года для советских войск на балканском направлении сложилась благоприятная обстановка для нанесения решающего удара. С одной стороны немецкое командование летом 1944 года перебросило с этого направления в Белоруссию и Западную Украину 12 дивизий, тем самым, ослабив группу армий “Южная Украина”, а с другой в результате успешного наступления на Правобережной Украине войска 2-го Украинского фронта вышли на рубеж севернее гг. Яссы, Оргеев и перешли к обороне. Войска 3-го Украинского фронта вышли на р. Днестр и захватили на его западном берегу нескольких плацдармов: Шерпенский, Варницкий, Кицканский и др.

Проведение операции возлагалось на войска 2-го Украинского фронта (командующий генерал армии Р. Я. Малиновский) (слайд № 5), 3-го Украинского фронта (командующий генерал армии Ф. И. Толбухин) (слайд № 6), Черноморский флот (командующий адмирал Ф. С. Октябрьский) (слайд № 7) и Дунайскую военную флотилию (командующий контр-адмирал С. Г. Горшков) (слайд № 8). Действия фронтов координировал представитель Ставки Верховного Главнокомандования (СВГК) Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко (слайд № 9).

По замыслу СВГК 2-й и 3-й Украинский фронты во взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской военной флотилией должны были прорвать оборону противника на двух участках (северо-западнее Ясс и южнее Бендер), окружить и уничтожить основные силы группы армий “Южная Украина” в районах Ясс и Кишинева и развивать наступление в глубь Румынии.

Работа с таблицей “Соотношение сил” (слайд № 10)

Запись в тетради:

После анализа данных таблицы учащиеся делают вывод, что несмотря на численное превосходство в живой силе и технике советское командование столкнулось с мощной, глубоко эшелонизированной обороной противника, состоявшей из 3-4 оборонительных полос, увязанных с водными преградами и холмистой местностью.

На участках прорыва обороны противника (на 2-м Украинском фронте — 16 км, на 3-м Украинском фронте — 18 км) были созданы высокие оперативные плотности наступающих войск — до 240 орудий и миномётов и до 56 танков и самоходно-артиллерийских установок на 1 км фронта. Стрелковые дивизии наступали на фронте менее 1 км.

Учитель: Утром 20 августа 1944 года Ясско-Кишиневская операция началась с мощного артиллерийского наступления, первая часть которого заключалась в подавлении вражеской обороны перед атакой пехоты и танков, а вторая - в артиллерийском сопровождении атаки. В 7 часов 40 минут, советские войска, сопровождаемые двойным огневым валом, перешли в наступление с Кицканского плацдарма и из района западнее Ясс. Артиллерийский удар был настолько силен, что первая полоса немецкой обороны была полностью уничтожена.

Работа с документом (Новохацкий И. М. Воспоминания командира батареи. — М.: Центрполиграф, 2007.)

Когда мы двинулись вперед, то на глубине примерно десять километров местность была черной. Оборона противника была практически уничтожена. Вражеские траншеи, вырытые в полный рост, превратились в мелкие канавы, глубиной не более чем по колено. Блиндажи были разрушены. Иногда попадались чудом уцелевшие блиндажи, но находившиеся в них солдаты противника были мертвы, хотя не видно было следов ранений. Смерть наступала от высокого давления воздуха после разрывов снарядов и удушья.”

Учитель: Немецкое командование, пыталось остановить продвижение советских войск, но изменить положение на фронте не смогло. К исходу 21 августа войска фронта расширили прорыв до 65 км по фронту и до 40 км в глубину и, преодолев все три оборонительные полосы овладели городами Яссы и Тыргу-Фрумос, тем самым, взяв два мощных укрепленных района за минимальный срок. Третий Украинский фронт, замкнул кольцо окружения 6 немецкой армии у села Леушены. Активно фронтам помогала авиация. За два дня советские летчики совершили около 6350 вылетов. В результате были полностью разгромлены 7 румынских и 2 немецких дивизии. В ночь на 22 августа моряки Дунайской военной флотилии совместно с десантной группой 46-ой армии успешно форсировали Днестровский лиман, освободили город Аккерман. 23 августа войска 57 армии под командованием генерал-лейтенанта Н.А.Гагена (слайд № 11) полностью освободили город Бендеры от фашистских оккупантов. 24 августа 5-я ударная армия под командованием генерала Н.Э.Берзарина заняла Кишинев. (слайд № 12)

Первый этап стратегической операции был завершен. К 26 августа вся территория Молдавии была освобождена. 29 августа был взят румынский порт Констанца и завершена ликвидация окруженных войск противника западнее реки Прут. На этом Ясско-Кишиневская операция завершилась.

Работа с документом (Фриснер Й. Проигранные сражения. М., 1966.) (слайд № 13)

“По приказу Гитлера нам следовало теперь начать бомбардировку Бухареста с воздуха, причем главными их объектами становились королевский дворец и правительственный квартал города...

К нашему большому удивлению, мы узнали, что бомбардировки уже начались, начались без ведома и участия главнокомандующего группой армий, без учета той обстановки, в которой немецкие солдаты вели тяжелые бои на румынской территории, без учета положения, в которое попадали, по сути дела, брошенные теперь на произвол судьбы тыловые органы группы армий! Последствия оказались катастрофическими! Румынские войска получили от своего короля приказ обращаться со всеми немцами, как с врагами, разоружать их и вступать с ними в бой. Изменили свое отношение к нам даже те слои румынскою населения, которые до сих пор не одобряли решений своего правительства и относились к нам лояльно. 25 августа Румыния объявила войну Германии! Так наши недавние союзники превратились в новых врагов. Хаос достиг своего апогея.”

Запись в тетради:

После анализа документов учащиеся делают вывод, что удачи в наступательной операции были предопределены. Войска 2-го Украинского фронта генерала Родиона Малиновского и 3-го Украинского фронта генерала Федора Толбухина смогли уничтожить основные силы группы армий “Южная Украина” благодаря тому, что:

  • наступление оказалось внезапным для противника,
  • советские полководцы сумели создать на решающих направлениях подавляющее превосходство в силах и средствах,
  • благодаря мужеству и героизму советских воинов,
  • а так же свою роль сыграла позиция Румынии, которая после окружения под Яссами и Кишиневом сменила фронт и объявила войну Германии.

Учитель: Ясско-Кишиневская операция вошла в историю военного искусства как “Ясско-Кишинёвские Канны”. Вы должны были определить, почему Ясско-Кишиневская операция получила такое название?

Учащиеся отвечают, что Канны – селение в Италии возле которого в 216 г. до н.э. Ганнибал нанес сокрушительное поражение римлянам, путем их окружения и полного уничтожения. Проводя историческую параллель можно говорить, что Ясско-Кишиневская операция получила такое название потому что, характерна искусным выбором направлений главных ударов фронтов, решительным массированием сил и средств на направлениях главных ударов, высокими темпами наступления, быстрым окружением и ликвидацией крупной группировки, тесным взаимодействием сухопутных войск, авиации и сил ВМФ. Но главной составляющей этой победы стали мужество и героизм советских воинов.

Вечная память погибшим! Вечная слава живым! (слайд № 14)

Учитель: 70-лет... Много это или мало? Для истории это краткий миг. Для человека – это порой срок, отпущенный ему земной жизни. Для города – этап развития. Наш город прошел через ожесточенные сражения, через тягчайшие испытания. Каждый день Ясско-Кишиневской операции - это страница летописи беспримерных подвигов советских людей на фронте, яркое свидетельство их стойкости, мужества и героизма, преданности Родине.

Более 12.5 тысяч солдат и офицеров погибло в ходе Ясско-Кишиневской операции. Из них около 3000 отдали свои жизни при освобождении города Бендеры. В боях за освобождение Молдавии звание героя Советского Союза было присуждено более чем 140 бойцам и командирам, а 6 воинов стали полными кавалерами ордена Славы.

Высота 150.0 являлась ключом к городу Бендеры. Немецко-румынские войска превратили ее в практически неприступный рубеж. Бои за высоту 150.0 продолжались 3 дня. В музее боевой и трудовой славы с.Гиска ( пригород г.Бендеры) хранятся документы 93-й Краснознаменной Миргородской стрелковой дивизии, письма солдат, их воспоминания, послевоенная переписка. При взятии высоты 150.0 подвиг Александра Матросова повторил Николай Курило комсорг стрелковой роты. (слайд № 15)

Сообщение учащихся о Николае Курило по архивным документам музея боевой и трудовой славы с.Гиска

Учитель: 23 августа 1944 года Москва салютовала воинам, овладевшим г.Бендеры салютом 3-й категории, 12 артиллерийских залпов из 124 орудий. Сегодня в нашем городе стоит памятный знак “Приказ И.В.Сталина” о благодарности воинам, освободившим г.Бендеры (слайд № 16)

Работа с документом (письмо с фронта А.А.Шенкмана участника Ясско-Кишиневской операции)

24 августа 1944 г. “Я вам не писал несколько дней по причинам, изложенным в сводке Информбюро. Сейчас выбрал момент и спешу написать. У меня все благополучно. Как вы знаете, мы прорвали оборону немцев и сделали этим немалый подвиг. Сейчас преследуем отступающего противника. Население нас очень тепло встречает и приветствует. Настроение у всех приподнятое, тем более что 22-го нам салютовала Москва”.

Учитель: И нет в этом письме не слова о том, как он простой солдат войны вместе с товарищами по расчету вслед за наступающей пехотой катил “сорокапятку”, вел артиллерийскую дуэль с противником, окапывался под обстрелом. Не написал он и о том, как в горестном молчании стояли солдаты у траншеи под Бендерами, доверху наполненной трупами наших пехотинцев, попавших под огонь немецкого дзота. В письме все просто и обыденно. Но за этими строками человеческие жизни, несгибаемое мужество, доблесть и освобожденный город. Память о тех далеких фронтовых годах, об однополчанах и боевых друзьях – пожелтевшие, потрескавшиеся фотографии. Фото той поры, с обязательными подписями на оборотной стороне – как зеркальное отражение молодости, как напоминание об юношеских мечтах созидания и мирной жизни после войны. А еще это воспоминания жителей нашего города, бережно хранимые в Краеведческом музее. Вот каким увидела свой город девочка-подросток, вернувшаяся из эвакуации.

Работа с документом

“Едва в августе 1944 года Бендеры были отбиты у немецко-румынских войск, как в начале сентября мы вернулись в родной город. Нет, это был не город! Это было место жуткого запустения с грудами камней и саманного кирпича на месте зданий, с многочисленными окопами вдоль улиц, с травой почти в рост человека, заполнившей весь город. Сквозь эти дикие заросли проглядывали остовы стен с сорванными крышами, зияли пустые глазницы окон, и будто молили о помощи жуткие провалы дверей. И как метки времени на многих стенах в квадратной рамке чернела надпись: “Проверено. Мин нет! Гв. капитан Полтавченко”. Железнодорожный вокзал выглядел жутким каменным могильником, поэтому поезд, которым мы приехали, остановился напротив улицы Московской... Ни электрического света, ни воды в водопроводе: все разрушено. Мертво! Одни бездомные коты и своры одичавших злобных собак. Редкие прохожие, жмущиеся к домам. По Днестру один за другим плыли раздувшиеся, обезображенные трупы то в немецкой униформе, то в советской гимнастерке. Зрелище до неправдоподобного жуткое!”

Учитель: Сегодня в нашем городе проживают 13 непосредственных участников Ясско-Кишиневской операции.

Выступления учащихся (отрывки интервью, взятые у живых освободителей города) (слайды № 17, 18)

Демонстрация учащимися архивных фотографий (слайды № 19 – 24)

Учитель: В год 70-летия Ясско-Кишиневской операции вы проделали большой исследовательский труд. Работали с документами и опубликованными изданиями, посещали музеи, искали живых свидетелей тех времен. Ваш труд позволил нам сегодня наполнить наше занятие краеведческим материалом, фотодокументами, воспоминаниями очевидцев. Мы с вами смогли приблизить те далекие события, и я надеюсь, что ваша исследовательская работа не оставила никого равнодушными.

3. Кто сказал, что надо бросить песни на войне.... (слайд № 25)

Учитель: Кто сказал, что надо бросить песню на войне... Эти слова из известного кинофильма “В бой идут одни старики” хорошо знакомы каждому. Продолжая говорить о событиях времен Великой Отечественной войны в нашем крае, давайте попробуем посмотреть на войну глазами ее участников, но не в традиционной форме воспоминаний, а в форме литературных произведений, написанных участниками Ясско-Кишиневской операции и нашими современными поэтами о ней.

Учащиеся представляют стихотворения, найденные в ходе поисково-краеведческой работы.

(слайды № 26 - 28)

Учитель: Массовое творчество воинов времен Великой Отечественной войны это огромная сила, раскрывающая стремление советских людей победить врага. В этом творчестве - мужество, культура, мораль, разум, все лучшие качества советского человека. Не зря фронтовик С. Еленин напишет: “Священная война советского народа за свою честь и свободу пробудила в воинах Красной Армии самые благородные порывы и стремления. У бойцов появилось идущее из глубины сердца желание воспеть и прославить героику фронта, мужество своих товарищей по оружию, во всеуслышание рассказать о любви к Родине, о готовности защитить ее”.

А вот что говорил другой фронтовик В. Чаговец: “На клочке бумаги, часто даже на обрывках газетного листа бойцы пишут стихи и песни. Простыми, чарующими словами, которым нельзя внимать без волнения, солдаты передают нам свои мысли и чувства, говорят с нами о войне”.

Ему вторит капитан В.Мажаров: “Массовое поэтическое творчество фронтовиков - это живое свидетельство силы духа, неукротимой ненависти к врагу. Песню просит наше сердце. С песней мы идем в бой. С песней мы и побеждаем”.

Как прав оказался фронтовик Б. Сухоруков когда говорил: “Пройдут десятилетия, но творчество фронтовиков не будет забыто. Историки и литературоведы, как и тысячи других людей, с волнением будут читать строки солдатских стихов, в которых раскрываются перед нами благородные, храбрые сердца советских воинов, победивших ужас фашизма”.

Поэтическая летопись войны не оставляет равнодушных, покоряет своей искренностью. Это подлинное народное творчество, которое никогда не будет забыто. Стихи поэтов - фронтовиков стали одним из оружий нашей Победы. И после войны они писали, писали не как зарисовки о фронтовых буднях, а как раздумье о судьбах однополчан, о пережитом на фронте, о своих чувствах и воспоминаниях.

Учащиеся представляют стихотворения, написанные после Великой Отечественной войны (слайды № 29-31)

Учащиеся представляют фотографии мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне и Ясско-Кишиневской операции ( слайды № 32-35)

3 этап. Закрепление

Учитель: Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия и ответим на несколько основных вопросов:

1. Назовите даты Ясско-Кишиневской операции. (20-29 августа 1944 года)

2. Назовите командующих, разрабатывавших и осуществлявших операцию. (Р.Я.Малиновский, Ф.И.Толбухин, Ф.С.Октябрьский, С.К.Тимошенко)

3. Как оценивается Ясско-Кишиневская операция в истории? (как одна из выдающихся операций времен Великой Отечественной войны)

4. Что произошло в результате победы в Ясско-Кишиневской операции? (были уничтожены основные силы группы армий “Южная Украина”, освобождена Молдавия, сложилась благоприятная обстановка для дальнейшего наступления в Восточной Европе)

5. Какой стратегический объект на правом берегу Днестра необходимо было взять для освобождения г. Бендеры? (высота 150.0)

6. Кто повторил подвиг А.Матросова на высоте 150.0? (Николай Курило)

Учитель: Что же нас объединяет? Единый русский мир. Общая история. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он помнит о людях, ценой своей жизни победивших страшное зло – фашизм.

4 этап. Домашнее задание (дается на выбор)

  • Создать презентацию “Ясско-Кишиневская операция”
  • Написать эссе “Мой прадед в солдатской шинели”