Эпиграфы урока: “Нет героев, они рождаются в боях” (А.Твардовский)
- “Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество” (Ф.М. Достоевский)
- “Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество” (Державин Г.Р.)
Преподавание исторических дисциплин направлено на развитие личности студента. Все богатство и многообразие истории, ее потенциал, позволяет реализовать важнейшую задачу – воспитание историей. Благодатным материалом в этом плане является история Великой Отечественной войны.
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать имеющиеся знания.
Для реализации данной цели были поставлены
следующие задачи:
образовательные: опираясь на
исторические источники, художественные
произведения вспомнить основные события и этапы
Великой Отечественной войны и второй мировой.
Тип внеклассного мероприятия: обобщения и систематизации (урок предполагается провести в форме выступлений студентов по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, это потребует активного участия каждого студента).
Оформление мероприятия:
1. Выставка книг с иллюстрациями о войне.
2. Интерактивная доска. Презентация .
3. Музыкальное оформление: песня “Вставай страна огромная”, песня “От героев былых времен”, “Седьмая симфония” Д. Д. Шостаковича, песня “Огонек”, песня “День победы”.
4. Видео ролики: “Вставай страна огромная”, “От героев былых времен” из кинофильма “Офицеры”, “Подвиг 28 Панфиловцев”, “Огонек”, “День победы”, “Сталинград”, “Сражение под Прохоровкой”, “Этот День Победы”.
5. Литературное: Роберт Рождественский (отрывок из поэмы “РЕКВИЕМ”),
Стихотворения: Лев Вайншенкер “Репатрианты”, Ольга Берггольц: “Я говорю с тобой из Ленинграда”, “Мы засыпали с думой о тебе”, Константин Симонов “Жди меня”, Юрий Воронов “В блокадных днях”
Ход мероприятия
Вступительное слово преподавателя
Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем великому празднику Победы, тем кто мужественно и самоотверженно не щадя своих сил и самой жизни, в жестоких боях сумел отстоять свободу и независимость нашей Родины, тем, кто помог другим сбросить фашистское иго.
В суровое время войны во всем величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готовые на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.
22 декабря 1941 года патриарх Сергий обратился к русскому народу:
-“ Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но “велик Бог земли Русской”, как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу”... Повинуясь воинскому долгу, верности и любви к Отечеству русский народ выстоял и эту битву.
Под Москвой, на Курской дуге, на Волге - где был совершен главный подвиг? Ответить невозможно. Благословенной была каждая прядь родной земли, и сражались за нее наши бойцы мужественно и самоотверженно. Мы говорим сегодня о тех, кто перенес пытки фашистских лагерей, кто подрывался на минных полях, но шел в атаку.
1 -й ведущий
Вторая мировая война(1939-1945) пролегла шестилетней кровавой полосой в истории цивилизации, стала общим бедствием для населения 72 стран. Для 80% жителей Земли, из которых более 50 миллионов погибли.
1 сентября 1939г. германские войска вторглись в Польшу. Великобритания и Франция объявили Германии войну, Началась вторая мировая война. Весной 1940г. германские войска оккупировали Данию, Норвегию, Голландию и Бельгию. 22 июня 1940г. капитулировала Франция. В тот же день А.Гитлер приказал приступить к подготовке плана вторжения в СССР. Этот план получил названия “Барбаросса”.
Согласно разработанному плану предполагалось нанести поражение Советскому Союзу в быстротечной, молниеносной войне – блиц-криг. Такая тактика уже была успешно опробована в войне с Польшей и на Западе Европы. Германское командование рассчитывало потратить на операцию “Барбаросса” 3-4 месяца”. Война в России должна была нести истребительный характер. Гитлер в особом приказе перед войной напутствовал своих солдат “Убивай всякого, русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик, или женщина, или мальчик – убивай”.
Помимо военного плана “Барбаросса”, гитлеровцами была разработана программа “Ост”, в которой предусматривалась ликвидация Польши и Советского Союза, “выселение”, т.е. уничтожение, 46 – 51 миллиона человек славянского населения и заселение свободных территорий немецкими колонистами, которые становились в положение господ по отношению к сохранившимся туземцам. Гитлер заявил: “Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их”.
22 июня 1941г. войска Германии и ее союзников вторглись на территорию Советского Союза и перешли в наступление на фронте, протянувшимся от Северного Ледовитого океана и до Черного моря. Война для нашей страны продолжалась 1418 дней, она унесла жизни почти 27 миллионов человек.
1-й чтец
Стихотворение Роберт Рождественский (отрывок из поэмы “РЕКВИЕМ”)
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
1962
Звучит песня “Вставай страна огромная” ролик №1, показываются слайды 3-9
2-й ведущий
Немецкие войска стремительно продвигались вглубь советской территории.
К середине июля 1941г. они продвинулись на 600км, оккупировали почти всю Белоруссию, Латвию, Литву, значительную часть Эстонии, Украины, Молдавии. СССР лишился огромной части промышленного и аграрного потенциала. Пал Минск, возникла прямая угроза Ленинграду, Смоленску, Киеву.
Главной причиной первых неудач Красной армии была ее неготовность к войне. Подавляющая часть опытного офицерского состава была уничтожена в годы репрессий. Были допущены и стратегические просчеты командования – в размещении войск и складов, в планировании возможных шагов противника и ответных действий.
Наконец, любая армия мирового времени, подверглась нападению, особенно если противник не только мобилизовал свои силы, но и успел повоевать, сначала терпит поражение. Однако Сталин призывал искать “истинных виновников” поражений. В июле 1941г. группа генералов Западного и Северо – Западного фронтов была предана суду военного трибунала и расстреляна. В августе, когда советские войска отступали по всему фронту, вышел приказ №270, запрещавший сдаваться в плен. Было объявлено, что семьи попавших в плен солдат, будут лишены льгот, а семьи командиров политработников подвергнуты репрессиям.
2-й чтец
Стихотворение Лев Вайншенкер “Репатрианты”
Воин Красной армии в плен не сдается. (Из довоенного Устава внутренней службы РККА)
Освобожденные из фашистского плена, они прибыли в нашу дивизию эшелоном. Паровоз был украшен портретом И.В. Сталина со словами: “Мать Родина, прости своих сыновей”!
Город Невель ... Великие Луки...
Срок немалый и путь непрямой...
Наконец после тяжкой разлуки
Возвратились солдаты домой.Транспарант наспех строчки косые.
Взгляд вождя из-под строгих бровей.
- Мы вернулись. Прости, Мать-Россия,
Виноватых своих сыновей.-Ты прости, что в плену оказались
( Кто ж хотел? Так решила война).
Ты прости, что живыми остались.
Только в этом не наша вина.Кто родимую землю целует,
Кто к березке всем телом приник...
Где-то жены и дети горюют.
Как давно ни словечка от них.Для чего-то вокруг часовые...
Грозный блеск автоматных стволов.
- Если можешь, прости, Мать-Россия,
Возвращенных тобою сынов!- Так простеешь ли? Не слышно ответа.
Что еще предстоит впереди?
Тишина.
Смотрит Сталин с портрета
На стальной паровозной груди.
Звучит музыка, показывается ролик №2 “От героев былых времен” (Из кинофильма “Офицеры”)
Первые недели войны для Гитлера были радостными, казалось, сбываются его прогнозы о судьбе Советского Союза и планы молниеносной войны. Но в то же время поступали и тревожные для Гитлера симптомы – это героизм и упорное сопротивление советских войск в совершенно, казалось, безнадежных ситуациях, пример тому оборона брестской крепости.
Плохо вооруженный, зачастую потерявший командование, нещадно избиваемый всей мощью немецкой армии, советский солдат продолжал сопротивление и в таких ситуациях, в которых все предыдущие противники вермахта сдавались. Советские воины героически обороняли Брест, Могилев, Смоленск, Одессу, Киев, Севастополь и другие, большие и малые города и села.
Показываются слайды № 10-16 Виды блокадного Ленинграда.
1-й ведущии
Исключительное значение немецко-фашистское руководство придавало захвату Ленинграда. Наступление на город началось 10 июля 1941 года. Преодолев упорное сопротивление советских войск, фашисты в начале сентября прорвались к Ладожскому озеру, отрезав, таким образом, Ленинград от остальной страны. 8 сентября 1941 года началась блокада, которая была частично прорвана 6 января 1943 года, а полностью снята лишь 27 января 1944 года. Сообщение с Большой землей поддерживалось только с помощью “Дороги жизни” по Ладожскому озеру: зимой – по льду, в остальное время – по воде. Эта дорога действовала с ноября 1941 года по март 1943 года. По ней в Ленинград доставляли продовольствие, медикаменты, топливо, боеприпасы, а из города эвакуировались раненные, больные, дети. Однако одной дороги было, конечно, недостаточно. Во время 900- дневной блокады город испытывал недостаток топлива, сырья и продовольствия. Люди жили в тяжелейших условиях, от голода и холода в Ленинграде погибли более 600 тысяч человек.
Из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой:
“Женя умерла 26 декабря в 12.50 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Коля умер 13 апреля в 2 часа 1942 года. Дядя Леша 10 мая в 46 часа дня 1942 года. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 года. Савичевы умерли, осталась одна Таня. Умерли все”.
Но вера в победу была настолько сильна, что они продолжали трудиться, поддерживать боевой дух и даже создавать замечательные произведения искусства.
Звучит музыка “Седьмая симфония” Д. Д. Шостаковича ролик №3
Символом стойкости родного города для ленинградцев стала “Седьмая симфония”
Д. Д. Шостаковича, исполненная 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде.
Из блокадного Ленинграда звучали стихи Ольги Берггольц, поддерживая патриотический дух у горожан. В одном из послевоенных интервью Ольга Берггольц рассказывала, что однажды, во время блокады, шла она на радиостудию и упала обессиленная от холода и голода прямо в сугроб и долго не могла встать. Но через некоторое время заработало радио на одном из ближайших репродукторов, и она услышала свои стихи о подвиге, мужестве. Эти стихи заставили ее встать и идти.
Стихотворение Ольга Берггольц “Я говорю с тобой из Ленинграда”
Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям.
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Август 1941
Показываются слайды № 17-20 Битва за Москву
Стратегическое поражение вермахт потерпел под Москвой. Столица СССР так и не была взята, а в результате контрнаступления советских войск, в декабре 1941 года, враг с большими потерями отброшен на 120- 400 км. Эта Победа Красной Армии имела огромное военно –политическое значение. Был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии. План молниеносной войны был окончательно сорван, что дало стране возможность опомниться после страшного военного удара. Вот как в те дни писал немецкий солдат Восточного фронта:
- “Четыре года я в армии, два года на войне, но мне начинает казаться, что настоящая воина начинается только сейчас. Все, что было до сих пор, - учебные маневры, не больше. Русские – отважные смельчаки, они дерутся как демоны. Когда мы вплотную подошли к Москве, настроение наших командиров и войск, вдруг, резко изменилось. С удивлением мы обнаружили в октябре и в начале ноября, что разгромленные русские вовсе не перестали существовать как военная сила. В течение последних месяцев сопротивление противника усилилось, и напряжение боев с каждым днем возрастало”.
16 ноября 1941 года при обороне Москвы от фашистских захватчиков в бою у разъезда Дубосеково, совершили свой бессмертный подвиг 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова, уничтожив около двух десятков немецких танков и остановив наступление немцев. “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва - эти слова были сказаны героем панфиловцем Василием Клочковым. Тяжело раненый, с гранатой в руках, он бросился под танк и взорвал его вместе с собой. Ценой своей жизни они остановили вражеские танки под Москвой. И таких мужественных героев были сотни тысяч.
Звучит музыка, показывается ролик №4 “Подвиг 28 Панфиловцев”
К началу весенне-летней кампании 1942 года противник сохранял преимущество в численности личного состава, в количестве орудий и самолетов, уступая лишь в танках.
Показываются слайды №21-30
3-й ведущий
Стратегия Гитлера на лето 1942 года сводилась к следующему: разгромить советские армии на юге, овладеть районом Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград и Астрахань. Как надеялось немецкое командование, добившись успеха на этом направлении, оно сможет вновь нанести удары на Москву и Ленинград.
В сентябре 1942 года Генштаб, руководимый А.М.Василевским и заместителем Верховного Главнокомандующего Г.К.Жуковым, приступили к разработке наступательной операции под Сталинградом.
Контрнаступление началось 19 ноября 1942 года и через 5 дней передовые части юго-западного и сталинградского фронтов сомкнулись, окружив 330 тысяч немецких солдат и офицеров.
10 января советские войска, под командованием К.К. Рокоссовского, приступили к ликвидации, блокированной в районе Сталинграда группировки. 2 февраля ее остатки сдались в плен.
Двести дней и ночей на огромной территории в междуречье Волги и Дона не утихали ожесточенные бои. В сражении под Сталинградом с обеих сторон участвовало более двух миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 2500 боевых самолетов, почти 26 тысяч орудий, более двух тысяч танков и штурмовых орудий.
Завершение Сталинградской битвы ознаменовало начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной Войны.
3-й чтец Стихотворение Ольга Берггольц “Мы засыпали с думой о тебе”.
Девятнадцатого ноября 1942 года началось наше наступление на Сталинградском фронте.
Мы засыпали с думой о тебе.
Мы на заре включали репродуктор,
чтобы услышать о твоей судьбе.
Тобою начиналось наше утро.В заботах дня десятки раз подряд,
сжимая зубы, затаив дыханье,
твердили мы:
— Мужайся, Сталинград! —
Сквозь наше сердце шло твое страданье.
Сквозь нашу кровь струился горячо
поток твоих немыслимых пожаров.
Нам так хотелось стать к плечу плечом
и на себя принять хоть часть ударов!
Показывается ролик №5 Сталинград
Показываются слайды №31-41 Курская дуга
Готовясь к летней кампании, нацистские стратеги сконцентрировали внимание на Курской дуге. Так назывался выступ линии фронта, обращенный на запад. Именно здесь Гитлер намеревался взять реванш за поражение под Сталинградом. Два мощных танковых клина должны были прорвать оборону советских войск у основания выступа, окружить их и создать угрозу Москве.
Ставка верховного главнокомандования вовремя получив от разведки информацию о планируемом наступлении, хорошо подготовилось к обороне и ответным действиям. Когда 5 июля 1943 года Вермахт обрушил удар на Курскую дугу, Красная Армия сумела выдержать его, а спустя 7 дней, перешла к стратегическому наступлению по фронту в 2000км.
Победа под Сталинградом и на Курской дуге надломила силу Германской военной машины. Стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского командования. Наступил коренной перелом в ходе войны.
Показывается ролик №6 Сражение под Прохоровкой
4-й ведущий
Всё для фронта, всё для победы!
Показываются слайды № 42-46 Война и женщины
Огромную роль в трудовом подвиге тыла сыграли женщины, молодежь и подростки, занявшие место ушедших на фронт мужчин. Именно в тылу в недостроенных, холодных цехах, возможно, было выиграно главное сражение войны. Главным девизом всей страны стало: “Всё для фронта, всё для победы!”. В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.
На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”. Всего в годы войны, в различных родах войск, служили более 800 тысяч женщин.
Именно русской женщине, вынесшей на своих плечах, все тяготы войны посвятил Константин Симонов стихотворение “Жди меня”.
4-й чтец Стихотворение Константин Симонов “Жди меня”.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пус ть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Звучит музыка “Огонек” показывается ролик №7
К самому сердцу фронтовиков обращались эти стихи, в которых горечь утрат военных лет соединились с радостью любви к жене, матери, возлюбленной. И шире – родимой земле.
Показываются слайды №47-56 Дети войны
3-й ведущий
А теперь хочется сказать о детях на чьи плечи легла не легкая доля войны.
Огромное количество мирных жителей уничтожили так называемые “Лагеря смерти”. В них гитлеровцы убивали толпы людей. В подобных лагерях были приспособления для массовых убийств. Лагеря смерти, предназначенные для массовых убийств, были: Хелмно, Треблинка, Белжец, Собибор, Майданек, Освенцим. Были и такие лагеря, где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины. В одном из таких лагерей – Равенсбрюк была найдена фотография, в центре которой был аккуратно нарисован кружочек, а подпись гласила, что эсесовец, который метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребенка, будет получать дополнительные выходные дни. В это трудно поверить, но это было.
Но дети в ту суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею.
Особые заслуги! А были они мальчиками. Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигли таких высот мужества, что оказались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть “в масштабе детского возраста” : она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
5-й чтец Стихотворение Юрий Воронов “В блокадных днях”
В блокадных днях
Мы, так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдавали медали
И только в сорок пятом паспорта
И в этом нет беды
Но взрослым людям.
Уже прожившие многие годы,
Вдруг страшно от того
Что мы не будем
Ни старше, не взрослее
Чем тогда.
1-й ведущий
Показываются слайды №57-66 Освобождение Европы
В 1943 году наши войска форсировали Днепр и взяли Киев.1944 год был годом успешных наступлений. Сначала освободили из блокады Ленинград, потом в ходе операции Багратион разбили врага в Белоруссии. Последняя операция совпала по срокам с высадкой англо -американцев в Нормандии и весьма способствовала успеху этого предприятия. Во второй половине года освободили Украину и Молдавию. Почти везде была восстановлена довоенная граница. Чуть больше четырех месяцев 1945 года шли ожесточенные бои в Европе. Особенно упорным было сопротивление в районе Будапешта и в Берлине... В ночь на 1 мая 1945 год разведчики 756-го полка3-й Ударной армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, подняли советский флаг над Рейхстагом. 8 мая германское командование подписало акт о безоговорочной капитуляции.
Показываются слайды №66-74 Праздник со слезами на глазах
2-й ведущий
Важнейший итог войны это разгром держав, которые встали на путь откровенной агрессии. Большое значение имело поражение политики, основанной на воинствующем национализме и расизме, воплощенных в идеологию фашизма, утверждавшего “новый порядок”, делящий мир на расу господ и рабов. Победа во второй мировой войне способствовало признанию значимости таких ценностей, как гуманизм, свобода и равноправие народов, универсальности единых для всех правовых норм.
16 октября 1946 г. Международный трибунал, собравшийся в Нюрнберге, вынес смертный приговор высшим руководителям фашистской империи. Они обвинялись в выполнении приказов, приведших к гибели миллионов человек, соучастии в разработке и осуществлении планов истребления целых народов. К ответственности привлекались также лица, сотрудничавшие с оккупационными властями.
Заключительное слово преподавателя.
Нам завещано хранить память об уроках великой битвы, о поколении ее бессмертных героев. Массовый героизм, проявленный в годы войны, не мог быть случайным. В его основе – военные традиции русского народа – защищать Отечество, готовность к ратной службе. Тысячелетиями формировались эти традиции. Война показала глубину, характер, духовную силу русского народа, беззаветно преданного своей Родине, готового на любые жертвы и лишения во время процветания Отечества.
Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершаются противоестественное убийство людей. Народ выжил и победил. Но призрак не канул в вечность. О цене победы, цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая стихи и слушая песни. Сколько прекрасных жизней отдано за то, чтобы мы с вами сейчас спокойно могли жить и трудиться под мирным счастливым небом.
Вы думаете, павшие молчат!
Конечно, “Да!” - вы скажите.
Неверно!
Они кричат,
Пока еще стучат
Сердца живых
И осязают нервы.
Они кричат не где – нибудь
А в нас...
Е. Исаев
Вечная память погибшим на этой войне, слава русскому народу!
Рефлексия деятельности студентов: организуется самооценка студентами деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Звучит музыка “День Победы” показывается ролик №8
Информационные источники:
1.Берггольц О.Ленинградская поэма. Поэмы. Стихотворения. – Л.: Худож. Лит., 1976.-204 с.
2.Великая Отечественная война 1941-1945 в фотографиях и кинофотодокументах: карты важнейших боевых действий М.: Планета, 1979
3.Гордость и горечь: Поэзия 70-80-х годов о войне. – М.: Сов. Россия, 1990.- 400 с.
4.Данилов А.А. История России 1900-1945. Учебник. – М.: Просвещение, 2007.- 347 с.
5.Дети военной поры. / Сост. Максимова Э. – М.: Политиздат, 1984. – 352 с.
6.Зубов А.Б. История России в 20 веке. М.: Эксмо, 1990.- 629 с.
7.История России. Уч. Пособие / Под ред. Л. И. Семенниковой.- М.: КДУ, 2006. -400 с.
8.Капица Ф. С., Григорьев В. А. История отечества. Справочник. – М.: Эксмо, 2005. – 543 с.
9.Левандовский А.А., Щетинов Ю., А. Россия в 20 веке. Уч. для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1999. – 367 с.
10.Островский В. П., Уткин А.И., История России. 20 век. – М.: 1997. - 496 с.
11.Ошанин Л. Стихи и песни о друзьях. – М.: Художественная литература, 1950. – 232 с.
12.Тетуев А.И. Патриотическое воспитание учащихся на материалах истории Великой Отечественной войны.// Преподавание истории в школе. № 10 2014 год.
13. http://www.youtube.com/watch?v=vugInMRZT9E “От героев былых времен”
14. http://rutube.ru/video/5e990db5ac7a34794e9d0c713a4b6f45 “Сражение под Прохоровкой”
15. http://www.youtube.com/watch?v=u9bAFxt9X3I “Сталинград”
16. http://www.youtube.com/watch?v=iAPtyrqtu3 “Огонек”
17. http://www.youtube.com/watch?v=liEVkqzp5N4 “Этот День Победы”
18.http://www.youtube.com/watch?v=tzKkAnpZDko “Вставай страна огромная”
19. http://www.youtube.com/watch?v=yppMX4-ea48 “Подвиг 28 Панфиловцев”