Цель организованной образовательной деятельности “Подарки Осени”: формировать представления детей об особенностях окружающего мира осенью.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей об осенних явлениях осенью;
- закрепить знания детей о рябине, ее роли в природе и жизни человека;
- продолжать вызывать у детей интерес к нетрадиционной технике рисования, используя для работы “метод тычка”.
Развивающие:
- развивать у детей воображение, речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к природе
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методические приемы: информационно-рецептивный метод (просмотр компьютерной презентации), репродуктивный метод (физкультминутка на основе образца воспитателя), проблемный метод (постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе наблюдений в природе), эвристический метод (руководство деятельностью детей, восприятие и осмысление задания, самостоятельное решение части задания), исследовательский метод (контроль и самоконтроль).
Предварительная работа:
Наблюдение за рябиной на прогулке, чтение стихотворений об осени, рябине. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ладошкой, ватными палочками на темы: “Капельки дождя”, “Желтые листики на осеннем дереве”, “Солнышко лучистое” и т.д.
Словарная работа: листопад, гроздья, заморозки.
Материал: игрушка – Совушка-Сова, тонированная бумага с наклеенной веточкой рябины, гуашь – желтого, красного, черного цветов, ватные палочки, баночки с мокрым поролоном, сухие салфетки. Медиопроектор, аудиозапись песни “Листик,листик,листопад”,
Ход организованной образовательной деятельности детей с воспитателем.
Педагог: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, Матушка-земля,
Здравствуйте, мои друзья!
– Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Педагог: Правильно, дети, осень! Молодцы!
- Ребята, Красавица-Осень для нас приготовила много подарков. У меня есть один из подарков осени- каштан. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени. Давайте будем передавать друг другу этот каштан и называть приметы осени.
Проводится Дидактическая игра “Назови примету осени”.
(осень бывает – холодная, тёплая, золотая., дождливая, ветреная, пасмурная, ранняя, моросит дождь, дует ветер, на деревьях листья разноцветные, листья опадают, птицы собираются улететь на юг, в лесу собирают грибы, в лесу поспевает брусника, люди в садах собирают урожай фруктов, в огороде собирают урожай картошки, капусты и моркови, дети надели теплые курточки, сапожки) .
- Молодцы! Хорошо знаете приметы осени.
А теперь давайте посмотрим, какие еще подарки нам дарит Осень
Дидактическая игра “Назови одним словом”
Дети перечисляют, что нарисовано, педагог просит назвать одним словом.
- Слайд: - яблоко, груша, апельсин, персик;
- Слайд: - огурец, морковка, капуста, картофель;
- Слайд: - подосиновик, масленок, опята, мухомор.
- Слайд: - голубика, рябина, калина, малина
Осень деревьям дарит наряды. Она их наряжает в красивые платья: желтые, красные, золотые, багряные.
Вот какие красивые листья есть у меня от Осени.
Давайте поиграем с вами в игру “Мы листики осенние”
Мы, листики осенние,
На веточках сидим.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил. [2]
(Дети с листочками стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стишок. На слова, выделенные в стихотворении, дети изображают действие “листочков”: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).
Действительно осень богата и щедра на подарки: овощи, фрукты, ягоды и грибы.
Стук в дверь. Появляется Совушка-Сова
Совушка-Сова: Здравствуйте, ребята. Я к Вам снова прилетела в гости. А это подарок Вам от жителей леса. (Педагог берет сундучок)
Педагог: Сундучок! Но он не открывается.
Совушка-Сова: Нужно отгадать загадку, тогда откроется сундучок с подарками.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
Снегирям - угощенье. \Ягоды рябины \
Совушка-Сова: Верно, ребята, это гроздья рябины. Открылся сундучок. А там – рябиновые бусы. Эти бусы в ваш уголок красоты от моих друзей. Скоро 23 сентября- праздник Петра и Павла рябинника. В этот день все друг другу дарят рябину.
Педагог: Какие красивые гроздья рябины, подарила нам друзья. Ребята, а кто дружит с рябиной? Давайте посмотрим, что нам об этом расскажет Красавица-Осень.
Дети смотрят на слайды, дают свои предположения, с кем дружит рябина.
Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный.
Педагог. Ребята, теперь вы видите, как нужна всем рябина.
Ребята, а какой подарок мы можем сделать для друзей Совушки.
Дети рассказывают, что они могут подарить жителям леса.
Ребята, на ваших столах Красавица Осень оставила нам веточки рябины с листиками, но без ягод.
Что мы можем сделать?
Ответы детей.
Правильно, ребята! Надо нарисовать ягоды рябины .
Педагог: Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Проводится пальчиковая гимнастика “Пальчик, пальчик-непоседа”
“Пальчик, пальчик-непоседа,
где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел малинку,
с безымянным ел калинку,
Ел со средним землянику,
с указательным рябинку!” [3]
Педагог. Ребята, мы с вами умеем рисовать по-разному: пальчиками, печатками, поролоном.. А как вы думаете, чем мы сможем нарисовать ягоды рябины.
Дети выбирают печатки, так как ватные палочки маленькие для рябины.
Дети берут печатки, окунают в краску и делают печатку. Если краска закончилась, то окунают печатку в краску еще раз.
Посмотрите, какая красивая веточка рябины получилась.
Осталось только внизу каждой ягодки подрисовать маленькие черные точки. Что мы для этого используем?
Правильно, ватные палочки.
Дети рисуют каждой ягодке черную точку.
Гимнастика для глаз
Педагог:
Мы неплохо потрудились,
Наши глазки утомились.
Мы погладим их ладошкой
Отдохнут пусть хоть немножко.
Дети закрывают глаза, а когда открывают – видят перед собой портрет с жителями леса, которые довольны нашими подарками.
Совушка-Сова рассматривает рисунки, обращает внимание детей на аккуратные работы, делает анализ, благодарит детей.
Рефлексия.
– Молодцы! Вы очень добрые и отзывчивые дети! Спасибо вам! Теперь друзья Совушки в безопасности, им не страшна холодная зима.
Педагог:
- Кто был у нас в гостях?
- Какой подарок мы приготовили для Совушки и ее друзей.
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Список используемой литературы.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.М.:Линка-Пресс, 2007.
- Козак О.Н.Простые словесные игры.СПб,1998.
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011.